Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определить государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.




Объектом исследования являются особо охраняемые природные территорий. Предметом исследования в предлагаемой работе является правовой режим природных территорий в земельном праве и законодательстве об особо охраняемых природных территориях.

В процессе исследования в качестве основополагающих использованы методы историко-правового, сравнительно-правового и структурно-функционального анализа, а также дефинитивный метод. Применение данных методов позволяет провести комплексное исследование земельного и экологического законодательства и практики их применения, обозначая существующие проблемы и степень эффективности действия на территории Российской Федерации, и на основе этого разработать и внести предложения по их частичному разрешению.

 


1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Круг интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и. объектов на современном этапе, гораздо шире, чем в древности. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Необходимо отметить тот факт, что, как и в любой науке нет единого мнения о понятии ООПТ. Так, например, А.П. Анисимов понимает под особо охраняемой природной территорией - участок земли или водного пространства, который имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, который изъят решением органов государственной власти или органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которого установлен режим особой охраны.

Согласно Земельному кодексу РФ «к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

) природоохранного назначения;

) рекреационного назначения;

) историко-культурного назначения;

) иные особо ценные земли.

Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам ООПТ.

С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды этих территорий:

1. государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2. национальные парки;

.   природные парки;

.   государственные природные заказники;

.   памятники природы;

.   дендрологические парки и ботанические сады;

.   лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Наряду с упомянутыми в плане данной темы категориями ООПТ (они предусмотрены ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") иные федеральные законы, Правительство РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории ООПТ.

Например, ст. 66 ВК РФ выделена новая категория ООПТ - особо охраняемые водные объекты, под которыми понимаются водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Особо охраняемые водные объекты могут быть федерального, регионального и местного значения. Возможно и создание особо охраняемых водных объектов международного значения. Особо охраняемый водный объект может являться отдельной особо охраняемой природной территорией либо быть частью особо охраняемой природной территории, определенной законодательством РФ. Законы субъектов РФ могут дополнять и (или) дублировать предусмотренный федеральными законами перечень категорий ООПТ.

Для защиты отдельных категорий ООПТ (например, государственных природных заповедников) от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним, участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Вокруг других категорий охранные зоны не создаются, например, вокруг заказников как федерального, так и регионального значения.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.

1.Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т. д.

2.Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3.Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

По критерию организационной структуры выделяют следующие группы ООПТ.

. ООПТ, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

. ООПТ, для управления, которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют ООПТ федерального, регионального и местного значения. Однако федеральные законы не содержат четкого ответа на вопрос,: по каким критериям ООПТ признаются территориями федерального, регионального иди местного значения? Как и по какой шкале ценности измерять уникальность и невосполнимость природных ландшафтов и комплексов либо их эстетическое значение?

Создание, изменение правового статуса либо ликвидация ООПТ осуществляются решением соответствующего органа государственной власти РФ или субъекта. РФ либо органа местного самоуправления на основании обосновывающих материалов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Такой вывод следует, в частности, из ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», согласно которой объектами экологической экспертизы являются «материалы комплексного экологического обследования территорий, находящихся в пределах территории субъекта РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов РФ и местного значения».

ООПТ могут располагаться, во-первых, на землях поселений как отдельной категории земель либо, во-вторых, на землях особо охраняемых территорий и их объектов как отдельной категории земель в земельном фонде России.

При расположении ООПТ в черте поселений устанавливаются границы зон охраны, в пределах которых запрещается или ограничивается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред ООПТ, окружающей среде или ухудшающая их состояние и нарушающая их целостность и сохранность. Наиболее часто в городских поселениях располагаются памятники природы либо дендрологические парки (ботанические сады), а также категории ООПТ, предусмотренные соответствующими законами субъектов РФ.

Нахождение ООПТ в черте поселений влечет за собой установление особого регулирования градостроительной деятельности, осуществляемого посредством:

· введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил;

· введения «особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;

· выдачи специальных разрешений на строительство.

Сведения о местоположении земельного участка или его части в границах зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий подлежат обязательному включению в документ, удостоверяющий право на земельный участок в городских и сельских поселениях.

В целях создания новых и расширения существующих земель ООПТ органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности

Международным союзом охраны природы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B> разработана и утверждена международная классификация охраняемых природных территорий, состоящая из шести категорий (включая две подкатегории первой категории):

1. IA. Strict nature reserve - Строгий природный резерват (участок с нетронутой природой) - полная охрана.

2. IB. Wilderness area - Охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы.

.   II. National park - Национальный парк - охрана экосистем, сочетающаяся с туризмом.

.   III. Natural monument - Природный памятник - охрана природных достопримечательностей.

.   IV. Habitat/species management area - Заказник - сохранение местообитаний и видов через активное управление.

.   V. Protected landscape/seascape - Охраняемые наземные и морские ландшафты - охрана наземных и морских ландшафтов и отдых.

.   VI. Managed resource protected area - Охраняемые территории с управляемыми ресурсами - щадящее использование экосистем.

Для оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который содержит сведения об их статусе, географическом положении, границах, режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, культурной и иной ценности. ООПТ находятся в ведении МПР России.

 


2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...