Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Педагогика»

По теме: «Внеклассная работа по литературе как средство личного развития»


Содержание

Введение

Глава 1. Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников

Глава 2. Примеры внеклассной работы по литературе

2.1 Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

2.2 Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Заключение

Список литературы


Введение

 

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересен, бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

Я слышу тебя и иду за тобой,

Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

С тобою дорога моя далека

В любую страну и в любые века…

Н.Найдёнова

Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом виде.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, видеомагнитофон и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии.

Научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходит годам к восьми), ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать?

Посмотрим, что же предлагает ему сегодняшний мир. И что может повлиять на его выбор.

Во-первых, это, конечно, предыдущий опыт, когда ребёнку читали родители.

Именно родители решают, что, как и сколько они своим детям дошкольникам будут читать. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова – будет так, дадут «Черепашек ниндзя» и рисованного Диснея – будет иначе, просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты – получится что-то ещё.

Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются и изменить его не в силах.

Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста.

В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими всё это текстами.

Важность чтения для развития подрастающего поколения отмечают не только педагоги. Президент РФ В.В. Путин объявил следующий 2007 год годом книги. Забота правительства нашей страны о благе нации является залогом успеха в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране.

Для 8-9 летних детей их жизненный и читательский путь едва начинается. Они ещё не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе и начальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом «на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом».

Кто из учителей не согласится с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.

Внеклассное чтение параллельно с уроками чтения вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственное видение мира и восприятие окружающей действительности. Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – не только обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны. Кроме того, при правильном построении системы уроков внеклассного чтения, это может стать эффективным средством личностного развития школьников.

Цель исследования – определение роли внеклассного чтения в личностном развитии школьников.

Объект исследования – процесс развития и становления личности школьников.

Предмет исследования – уроки внеклассного чтения как один из способов личностного развития школьников.

Актуальность исследования: Личностное развитие школьников является первоочередной задачей общеобразовательной системы, которая выполняет, прежде всего, воспитательную функцию. Именно в условиях школы формируется личность и ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут пагубно сказаться на дальнейшем личностном развитии человека.

Гипотеза – уроки внеклассного чтения являются дополнительным, но тем не менее важным аспектом в воспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассного чтения может быть подобрана учителем с учетом вкусов и потребностей того или иного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессе обучения, по сравнению с общеобразовательной программой.

Задачи исследования:

1. Проанализировать задачи и содержание уроков внеклассного чтения;

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми на уроках внеклассного чтения для более полноценного их личностного развития;

3. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми.

 


Глава 1. Роль внеклассного чтения, как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников

 

Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Вопрос развития интереса к чтению всегда волновал преподавателей-словесников. Структуру уроков внеклассного чтения следует строить так, чтобы дети стали активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогает и та атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами, то есть они не боятся высказывать своё мнение по поводу чтения товарища, дать совет. А как им хочется быть на уроке в роли учителя (при этом необходимо добиваться от учеников доброжелательного отношения к товарищу, умения подмечать не только ошибки, присутствия постоянного сопереживания между учащимися).

Не стоит забывать о воспитательных задачах уроков внеклассного чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать своё мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводить примеры из жизни класса. Так при чтении произведений А.Л. Барто «По дороге в класс» и Е. Пермяка «Чужая калитка» дети думали над такими вопросами: «Как бы вы поступили?», «Почему вы поступили бы так?».

Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно.

Нетрадиционный подход в построении уроков внеклассного чтения предлагает Ильченко Ю.А., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135» (город не указан). «От простого чтения – рассматривания книги на уроке внеклассного чтения мы перешли к нетрадиционным формам проведения занятий. Как то пришла в голову идея составить кроссворд к сказке. Это очень оживило опрос. Так как слова ответы берутся из всего произведения, то сразу видно кто из детей дочитал книгу до конца. Ребятам понравились кроссворды, они стали самостоятельно составлять и предлагать одноклассникам разгадывать их. Затем я стала «прятать» слово. Буквы открывались в выделенной графе не по порядку, а вразброс, и ученик, который находил спрятанное слово до того, как откроются все буквы, получал пятёрку. Детям это понравилось ещё больше, и разгадывание кроссворда-логогрифа стало неотъемлемой частью уроков внеклассного чтения. Прежде чем записать слово в кроссворд, ученик его чётко проговаривает (осуществляется связь с русским языком). Иногда я не выделяю «спрятанное» слово, а ребята в логогрифе ищут его сами. Найденному слову уделяется особое внимание (подобрать синонимы, антонимы, дать толкование).

На следующем этапе дети пересказывают отрывки к иллюстрациям, которые находятся на доске, и наиболее понравившиеся фрагменты, называют пословицы и поговорки из произведения, расставляют картинки в нужном порядке, находят ошибку на рисунке, заполняют литературное пространство, дают характеристики положительным и отрицательным героям.

Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания к урокам внеклассного чтения: составляют кроссворды, ребусы, придумывают вопросы, загадки, пишут сказки и стихи, составляют диафильмы, инсценируют отрывки.

Большинство уроков проходит в форме соревнований, викторин, блиц-турниров, игр «Поле чудес», «Счастливый случай».

Для того чтобы развивать интерес к чтению, я в тесном контакте работаю со школьной библиотекой. Первый день ребёнка в школе начинается с экскурсии в школьную библиотеку. В ней созданы не только комфортные условия для учащихся, но и для удобства читателей детские книги сгруппированы по темам, оформляются книжные выставки к урокам, которые проводятся совместно с библиотекарями нашей школы. Библиотекари знакомят с новинками книгоиздательств, проводят интересные беседы, устраивают конкурсы «Лучших читателей». Все дети моего класса являются активными читателями школьной библиотеки»[1].

Внеклассное – значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы.

Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие – расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.

Как указывает М.Г. Качурин – автор статьи о методике внеклассного чтения в книге «методика преподавания литературы», внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А продуктивность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.

Внеклассная работа по литературе – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа выявляется продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы.

Известно, что наиболее методически обоснована и оговорена такая форма занятий по предмету литературы как обыкновенный урок, т.е. классное занятие, но, несмотря на это, большинство преподавателей литературы более подходящей формой занятий называют внеклассное чтение. И действительно, если на уроке чтения и анализа произведения учитель слишком ограничен временными рамками, в которых он должен решить задачи, в результате чего основное внимание обращается на реализацию обучающих целей урока, то на реализацию целей воспитательных остается катастрофически мизерный процент всей учебной деятельности.

Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает немного большую свободу творческой мысли преподавателя. На уроке внеклассного чтения учитель может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.

Этому способствуют многие формы работ и деятельности учеников:

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях – это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.).

 Особое значение для будущего автора имеет «подкрепляющее чтение», высоких образцов литературы, чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать. Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.

Отмечается важность дополнительного внеклассного чтения, широкое использование в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но основанного на достижениях исторической поэтики. сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависит от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность», в том числе и знание избранных страниц мировой литературы, Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики – это особенности уроков внеклассного чтения.

Интерес учащихся к урокам внеклассного чтения изменялся на протяжении многих лет. Как указывает В.Г. Маранцман, в 70-80-е гг. наблюдалось некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения[2], объясняя это их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.

Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся.

Говоря об этапах литературного развития, Маранцман отмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса[3].

Наиболее последовательно возможно реализовать проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего на уроки внеклассного чтения переносится обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе.

Например, урок внеклассного чтения по рассказу «Монах в новых штанах» В.П. Астафьева в 6 классе. Ученикам представляется оригинальное художественное воплощение традиционных для русской литературы тем человеческих взаимоотношений с людьми и природой в произведениях современного автора. Одним из приемов работы на уроке может стать – сопоставление особенностей астафьевских произведений, рассказывающих о детстве писателя (авторская боль за человека, тоска об ушедшем, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными, школьниками произведениями.

Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной так называемой «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. В 5 классе урок внеклассного чтения «по Астафьеву» связан с программным произведением этого автора – «Васюткино озеро». Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления.

Произведения могут отбираться и на основе теоретико-литературных связей классного и внеклассного чтения. Такие уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Практика внеклассного чтения позволяет создать систему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.

Создание именно системы занятий, позволяет выявить изменения уровня развития творческих способностей, сравнить принятые нами показатели этого развития.

Приведем некоторые пункты, которые, по мнению В.Г. Маранцмана, важно предусмотреть при планировании системы уроков внеклассного чтения:

· тематическое разнообразие («Живая природа», «Встреча с прекрасным», «Радуга чуда» и т.д.);

· сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

· чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.). Чередование приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения)[4].

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать уроки внеклассного чтения, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения произведений, находящихся за пределами школьной программы, но при этом имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.

Современная художественная проза занимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...