Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Примеры внеклассной работы по литературе

Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Урок литературы, 6 класс

Тип: внеклассное чтение.

Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;

совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).

Темы:

1) «Волшебство рождественской ночи».

2) «Рождественский» сон.

Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).

- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).

- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)

...А теперь – иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

(Текст прочитан учащимися заранее).

2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).

- Сегодня мы впервые читаем Достоевского – одного из самых «трудных» писателей.

- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?

(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).

- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.

- Что поражает в его внешности? (Глаза...)

- Сообщение учащегося о писателе.

Ф. М. Достоевский – великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.

Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.

- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.

Запись на доске: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

- А как вы понимаете эти слова?

- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.

Для всего человечества Ф. М. Достоевский – гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)

(Выставка книг, запись названий на доске.)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» – это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

- Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?

(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).

- Посмотрим, как построен рассказ.

Композиционно произведение разделено на 2 части.

I часть «Мальчик с ручкой».

II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)

- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)

- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).

- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

- Будущее мальчика «с ручкой»?

(Воровство, пьянство, бродяжничество.)

- Зачитаем последние строки I части.

- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

II часть – само по себе законченное произведение.

- Что объединяет обе части? (Темадетская доля в России).

- Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность.

- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)

1 картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).

3 картина – развитие действия «Красивая елка в богатом доме».

4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на елке».

(Пересказ каждой композиционной части.)

- Где, по-вашему кульминационный момент?

Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.

Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город»городской пейзаж глазами мальчика.)

Образ мальчика во II части – суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.

Докажите текстом (его состояниехолод, голоднераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).

- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

- Основной образ (страшный город, мороз).

- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

- Стилистика – детская экспрессия (Господи... откудова...).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

- Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

- И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...