Глава 2. Примеры внеклассной работы по литературе
Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Урок литературы, 6 класс Тип: внеклассное чтение. Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».) Цели: приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя; совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся; воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни. Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского. Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение». - Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов? - (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру). Темы: 1) «Волшебство рождественской ночи». 2) «Рождественский» сон. Учащиеся читают свои работы (1-2 работы). - Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь). - Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством) ...А теперь – иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». (Текст прочитан учащимися заранее). 2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному). - Сегодня мы впервые читаем Достоевского – одного из самых «трудных» писателей.
- «Труден» ли Ф. М. Достоевский? (Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека). - Посмотрите внимательно на портрет этого писателя. - Что поражает в его внешности? (Глаза...) - Сообщение учащегося о писателе. Ф. М. Достоевский – великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух. Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу. - Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека. Запись на доске: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский. - А как вы понимаете эти слова? - Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями. Для всего человечества Ф. М. Достоевский – гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы») (Выставка книг, запись названий на доске.) Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими. «Униженные и оскорбленные» – это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.
- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке». - Какие эпизоды, детали вас потрясли? (Зачитать примеры.) - Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали? (Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»). - Посмотрим, как построен рассказ. Композиционно произведение разделено на 2 части. I часть «Мальчик с ручкой». II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске) - О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.) - В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений). - Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.). - С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.) - Будущее мальчика «с ручкой»? (Воровство, пьянство, бродяжничество.) - Зачитаем последние строки I части. - Какова авторская позиция по отношению к этому типу? Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои. II часть – само по себе законченное произведение. - Что объединяет обе части? (Тема – детская доля в России). - Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность. - Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета) 1 картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»). 2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу). 3 картина – развитие действия «Красивая елка в богатом доме». 4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на елке». (Пересказ каждой композиционной части.) - Где, по-вашему кульминационный момент? Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика. Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» – городской пейзаж глазами мальчика.) Образ мальчика во II части – суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.
Докажите текстом (его состояние – холод, голод – нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»). - Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж). - Анализ эпизода: «Господи, какой город!...» 1) Роль пейзажа. 2) Интонация и лексика рассказа. 3) Фраза Достоевского. - Основной образ (страшный город, мороз). - Основной мотив (страх мальчика, холод, голод). - Стилистика – детская экспрессия (Господи... откудова...). Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»). - Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал. Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода. - Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.) - Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом? (В реальном мире для них нет елки.) - И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.) - Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.) - И почему дети обернулись ангелами Христа? (На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа). - Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?» Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|