Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая политика государства




Сложились три подхода к вопросу о роли государства в руководстве экономикой

v 1) концепция невмешательства государства в экономические процессы, основанная на теории классиков политической экономии;

v 2) «ограниченная интервенция государства в экономику», предполагает проведение макроэкономической политики на основе монетаристских принципов;

v 3) активная роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами

Теории макроэкономического регулирования

Меркантилизм (конец XVII – начало XVIII вв.). Его суть состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля. Сторонники меркантилизма (Т. Мэн, А. де Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны, призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Физиократы (XVIII в.) считали, что источник богатства – это труд в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль.

Классическая политическая экономия развивала теорию невмешательства государства в экономику. Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство». А государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т. е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и торговли.

Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве.

Марксизм обосновывает необходимость уничтожения частной собственности и конкуренции, смены стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы при помощи плана на основе общественной собственности.

Кейнсианская концепция получила распространение в 30-е годы XX в. Дж. М. Кейнс опроверг взгляды классиков на роль государства. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс доказал необходимость государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния: стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестиционной деятельности и уменьшения цены кредита; расширение государственных закупок; повышение уровня занятости как фактора увеличения доходов населения; проведение рациональной фискальной политики; организация государственного планирования; расширение государственных социальных программ и т. д

ОСНОВОПОЛОЖНИК КЕЙНСИАНСТВА Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) – английский экономист, государственный деятель и публицист. Наиболее известная работа – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)

Неокейнсианство утверждает, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную государственную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Монетаризм – экономическая школа, которая пропагандировала отказ от широкого вмешательства государства в экономику, отдавала предпочтение непрямым методам, государству отводилось место главного регулятора денежного обращения.

Теория экономики предложения считает необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства

Государственное регулирование экономики – это:

1) комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов;

2) система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:

– созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма;

– ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;

– защитой национальных интересов на мировом рынке;

– решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно.

 

Основные функции

– функция определения целей – определение целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики;

стимулирующая функция – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность и интересы хозяйствующих субъектов и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении;

– регламентирующая (нормативная) функция – государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле;

– корректирующая функция сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов;

– социальная функция – предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, охраны окружающей природной среды и производства общественных товаров и услуг и т. д.;

– контролирующая функция – это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экологических и социальных стандартов и т. д.

Экономическая политика государства

Экономическая политика – целенаправленное влияние на социально-экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю.

Виды экономической политики:

антициклическая политика направлена на поддержание определенных темпов экономического роста;

структурная политика предполагает формирование прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики;

амортизационная политика стимулирует накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства;

инвестиционная политика регулирует капиталовложения с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации;

научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки и техники;

фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники финансирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета;

Виды экономической политики:

- кредитно-денежная (монетарная) политика состоит в государственном обеспечении экономики страны необходимым количеством денег и регулировании денежного и кредитного рынков;

ценовая политика – вмешательство государства в ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирования модернизации производства, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, смягчения социальной напряженности в обществе;

– внешнеэкономическая политика;

– социальная политика;

– конкурентная политика ставит целью разработку методов для создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом и т. д.;

– региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны;

– экологическая политика.

 

По способам государственное регулирование делится на:

1) правовое регулирование – установление государством законодательных норм и правил (правил «игры») для производителей и потребителей, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т. д.;

2) административное регулирование – установление мер по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д., с помощью которых осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом;

3) экономическое регулирование – воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

 

По формам влияния методы ГРЭ делят на две группы:

– методы прямого влияния;

– непрямого (косвенного) влияния.

Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся: определение стратегических целей развития экономики и их отображение в планах и целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции; лицензирование операций экспорта и импорта товаров.

 

Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т. е. косвенное регулирование – это влияние на экономические интересы. К ним относятся: налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот; регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

По способам влияния выделяют:

- правовые;

- административные;

- пропагандистские методы.

Правовые методы – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений.

Административные методы – инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения. Признаки административных методов: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Пропагандистские (нравственно-этические) методы – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемно- го работника, государственного служащего и т. п.). Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и т. п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции и установки относительно деятельности государства.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2 Бюджетная политика государства

Бюджетная политика -целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику.

1. Консолидированный государственный бюджет – бюджет, который охватывает бюджеты всех административных единиц страны.

2. Целевые страховые фонды – специальные фонды, которые берут на себя обязательства по сбору взносов на общегосударственное страхование и предоставление гражданам социальных услуг и материального обеспечения при наступлении страховых случаев (фонд социального страхования, Пенсионный фонд). Фонды финансируются за счет обязательных взносов предприятий в зависимости от понесенных расходов на оплату труда работников, и фактически имеют характер налогов на заработную плату.

Принципы построения бюджета:

принцип единства – сосредоточение в бюджете расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации;

принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления;

принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;

принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источника доходов.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- уровень монетизации бюджетного дефицита;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

-степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Доходы бюджета

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа.

Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

три основных канала денежных поступлений в бюджет:

- Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

- Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.

- Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

Понятие расходов — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Выделяются:

Текущие расходы. связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

Капитальные расходы. представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

расходы подразделяются:

Ø Финансирование народного хозяйства;

Ø финансирование социально-культурных мероприятий;

Ø финансирование науки;

Ø финансирование обороны;

Ø содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

Ø расходы по внешнеэкономической деятельности;

Ø создание резервных фондов;

Ø расходы по обслуживанию государственного долга;

Ø прочие расходы и выплаты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...