Экономическая политика государства
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сложились три подхода к вопросу о роли государства в руководстве экономикой v 1) концепция невмешательства государства в экономические процессы, основанная на теории классиков политической экономии; v 2) «ограниченная интервенция государства в экономику», предполагает проведение макроэкономической политики на основе монетаристских принципов; v 3) активная роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами Теории макроэкономического регулирования Меркантилизм (конец XVII – начало XVIII вв.). Его суть состояла в том, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатству страны и короля. Сторонники меркантилизма (Т. Мэн, А. де Монкретьен) провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны, призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Физиократы (XVIII в.) считали, что источник богатства – это труд в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту отрасль. Классическая политическая экономия развивала теорию невмешательства государства в экономику. Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «невидимой руки») создает гармоничное устройство». А государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т. е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и торговли.
Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве. Марксизм обосновывает необходимость уничтожения частной собственности и конкуренции, смены стихийного развития целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы при помощи плана на основе общественной собственности. Кейнсианская концепция получила распространение в 30-е годы XX в. Дж. М. Кейнс опроверг взгляды классиков на роль государства. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс доказал необходимость государственного регулирования рыночной экономики, обосновал основные способы и инструменты государственного влияния: стимулирование совокупного спроса путем стимулирования инвестиционной деятельности и уменьшения цены кредита; расширение государственных закупок; повышение уровня занятости как фактора увеличения доходов населения; проведение рациональной фискальной политики; организация государственного планирования; расширение государственных социальных программ и т. д ОСНОВОПОЛОЖНИК КЕЙНСИАНСТВА Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) – английский экономист, государственный деятель и публицист. Наиболее известная работа – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)
Неокейнсианство утверждает, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Неокейнсианцы выступают за активную государственную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования. Монетаризм – экономическая школа, которая пропагандировала отказ от широкого вмешательства государства в экономику, отдавала предпочтение непрямым методам, государству отводилось место главного регулятора денежного обращения. Теория экономики предложения считает необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства Государственное регулирование экономики – это: 1) комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов; 2) система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества. Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена: – созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма; – ликвидацией негативных последствий рыночных процессов; – защитой национальных интересов на мировом рынке; – решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно.
Основные функции – функция определения целей – определение целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики; – стимулирующая функция – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность и интересы хозяйствующих субъектов и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении; – регламентирующая (нормативная) функция – государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле; – корректирующая функция сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов;
– социальная функция – предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, охраны окружающей природной среды и производства общественных товаров и услуг и т. д.; – контролирующая функция – это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экологических и социальных стандартов и т. д. Экономическая политика государства Экономическая политика – целенаправленное влияние на социально-экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю. Виды экономической политики: – антициклическая политика направлена на поддержание определенных темпов экономического роста; – структурная политика предполагает формирование прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики; – амортизационная политика стимулирует накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства; – инвестиционная политика регулирует капиталовложения с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации; – научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки и техники; – фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники финансирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета; Виды экономической политики: - кредитно-денежная (монетарная) политика состоит в государственном обеспечении экономики страны необходимым количеством денег и регулировании денежного и кредитного рынков; – ценовая политика – вмешательство государства в ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирования модернизации производства, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, смягчения социальной напряженности в обществе;
– внешнеэкономическая политика; – социальная политика; – конкурентная политика ставит целью разработку методов для создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом и т. д.; – региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны; – экологическая политика.
По способам государственное регулирование делится на: 1) правовое регулирование – установление государством законодательных норм и правил (правил «игры») для производителей и потребителей, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т. д.; 2) административное регулирование – установление мер по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д., с помощью которых осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом; 3) экономическое регулирование – воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
По формам влияния методы ГРЭ делят на две группы: – методы прямого влияния; – непрямого (косвенного) влияния. Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся: определение стратегических целей развития экономики и их отображение в планах и целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции; лицензирование операций экспорта и импорта товаров.
Методы косвенного регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т. е. косвенное регулирование – это влияние на экономические интересы. К ним относятся: налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот; регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. По способам влияния выделяют: - правовые; - административные; - пропагандистские методы.
Правовые методы – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения. Основой правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений. Административные методы – инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения. Признаки административных методов: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов. Пропагандистские (нравственно-этические) методы – обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемно- го работника, государственного служащего и т. п.). Они включают мероприятия воспитания, разъяснения целей и содержания регулирования, способы морального поощрения и т. п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции и установки относительно деятельности государства.
ЛЕКЦИЯ 2 Бюджетная политика государства Бюджетная политика -целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. 1. Консолидированный государственный бюджет – бюджет, который охватывает бюджеты всех административных единиц страны. 2. Целевые страховые фонды – специальные фонды, которые берут на себя обязательства по сбору взносов на общегосударственное страхование и предоставление гражданам социальных услуг и материального обеспечения при наступлении страховых случаев (фонд социального страхования, Пенсионный фонд). Фонды финансируются за счет обязательных взносов предприятий в зависимости от понесенных расходов на оплату труда работников, и фактически имеют характер налогов на заработную плату. Принципы построения бюджета: принцип единства – сосредоточение в бюджете расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации; принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления; принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства; принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источника доходов. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: - уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; - уровень выполнения бюджетных обязательств; - величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; - объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; - уровень монетизации бюджетного дефицита; - величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; - динамику валового внутреннего продукта; - уровень безработицы; -степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. Доходы бюджета Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. три основных канала денежных поступлений в бюджет: - Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы. - Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов. - Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др. Понятие расходов — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Выделяются: Текущие расходы. связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Капитальные расходы. представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. расходы подразделяются: Ø Финансирование народного хозяйства; Ø финансирование социально-культурных мероприятий; Ø финансирование науки; Ø финансирование обороны; Ø содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; Ø расходы по внешнеэкономической деятельности; Ø создание резервных фондов; Ø расходы по обслуживанию государственного долга; Ø прочие расходы и выплаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|