Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономика и организация геолого- разведочных работ (ГРР)




Объектом изучения курса «Экономика и организация ГРР» является экономическая основа геологии и разведки недр как отрасли производства, которая представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из множества специализированных геологических организаций (производственных организаций).  

Главная задача отрасли – выявление и разведка месторождений полезных ископаемых, имеющих промышленное значение. Конечной продукцией ГРР являются разведанные запасы различных видов полезных ископаемых в недрах конкретных месторождений, которые служат материальной базой горно-добывающей, нефте-газо-химической промышленности и составляют основу развития производительных сил страны.

Основными направлениями хозяйственной реформы, проводимой в РФ являются:

1. Децентрализация управления экономикой;

2. Создание предприятий с негосударственной формой собственности;

3. Интеграция с мировым экономическим сообществом.

Своеобразие геолго-разведочных работ.

Геология и разведка недр как и всякая другая отрасль в промышленности характеризуется,с одной стороны, особенностями функций, выполняемых ею в народном хозяйстве, с другой стороны, особенностями предмета труда, применяемых методов, технических средств, технологий и организация производственных процессов. Эти особенности:

1. Предметы труда геологов – это залежи полезных ископаемых в недрах земли, внешне неосязаемые. Работникам геолого-разведки приходится сначала проводить научные исследования поисков месторождений полезных ископаемых, и только после получения положительных результатов, приступать к их разведке. Научные исследования месторождений не прекращаются до полной их отработки.

2. Основной продукцией ГРР являются разведанные запасы полезных ископаемых в недрах конкретных месторождений, не осязаемые внешне, они являются потенциальным товаром. Реальным же товаром они становятся только после их добычи из недр.

3. Потребительская стоимость разведанных запасов полезных ископаемых конкретных месторождений определяется не только трудом работников геолого-разведочной службы, но и природными особенностями месторождений. Их влияние настолько велико, что при сравнительной оценке нескольких месторождений одного и того же полезного ископаемого первое место может занять месторождение, на разведку которого было затрачено значительно меньше труда, чем на разведку других месторождений. Потребительская стоимость разведанных запасов различна и для запасов отдельных горизонтов, участков и блоков одного и того же месторождения, поэтому на разведанные запасы полезных ископаемых, к примеру, нельзя устанавливать стандарты. Эта особенность разведанных запасов оказывает колоссальное влияние не только на эффективность ГРР, но и на эффективность промышленного использования минерального сырья. Наиболее эффективные результаты получают при эксплуатации месторождений, имеющих:

-лучшие природные условия;

-большие запасы;

-высокое содержание в них полезных компонентов;

-благоприятные горно-геологические условия залегания

-наличие развитой инфраструктуры.

4.Народно-хозяйственная, экономическая эффективность ГРР окончательно выявляется только после добычи и переработки минерального сырья, т.е. после получения из него химически чистых элементов и прочей продукции.

5.Стадийное ведение ГРР, отличающееся целями, задачами, содержанием, методикой и техническими средствами производства, а также экономическим назначением. Стадийное ведение работ обусловливается природными особенностями месторождений полезных ископаемых, которые нельзя предрешить в начальные периоды разведки, тем более заранее, кроме того, оно необходимо, чтобы сократить до минимума непроизводственные затраты на изучение и оценку неперспективных объектов.

6. Продолжительность стадий ГРР для разных объектов весьма различна и является функцией многих факторов:

-горно-геологических

-географо-экономических

-методологических (методика и техника ведения работ)

-организационных (масштабы производства, наличия рабочей силы, условий работы и быта).

Период времени от начала разведки месторождений до передачи его в эксплуатацию довольно значительный. Иногда он занимает 5-10 и более лет. Месторождения, находящиеся в эксплуатации также разведуются.

7. Постоянное перемещение ГРР с одного места на другое.

8. Геологические организации для выполнения намеченных заданий должны проводить разнохарактерные виды работ (геологическую съемку, бурение разведочных скважин, геофизические, гидро- геологические исследования, лабораторные работы, строительство временных зданий и т.д.)

Геологические организации должны иметь собственную ремонтную и энергетическую базу, транспорт, строительные подразделения, коммунальное хозяйство и т.д. Такая обособленность геологических организаций ведет к увеличению затрат на производство.

9. Трудоемкость ГРР

Удельный вес зарплаты в общих затратах на производство составляет более 40 %. Ведущими работниками на поисково-разведочных работах являются ИТР (инженерно-технические работники), которые не только организуют, но и выполняют работы.

Минерально-сырьевая база России

В недрах России выявлены в промышленных масштабах практически все виды минерального сырья, используемого в мировой практике. По стоимостному показателю экономической эквивалентности в структуре МСБ резко превалируют топливно-энергетические ресурсы (71,2 %: нефть и конденсат- 15,7%, газ- 32,3%, уголь и горючие сланцы- 23,3%), представленные газом, углем, нефтью. Далее следует нерудное сырье (14,7 %), черные, цветные и редкие металлы (13,1%).

Структура МСБ в общих чертах соответствует высокоэнергоемкой экономике и определяет главный экспортный потенциал страны.

По обеспеченности разведанными запасами текущей добычи Россия несколько превосходит среднемировой уровень по природному газу, углю, алмазам, находится на среднемировом уровне по золоту, олову, молибдену.

Обеспеченность запасами нефти, меди, никеля, свинца, вольфрама составляет 58-89 %, а сурьмы всего 17-18% от среднемировой. Дефицитными видами минерального сырья в РФ являются марганец, хром, уран, титан, цирконий, высококачественные бокситы, некоторые виды нерудного минерального сырья. Дефицит обусловлен, с одной стороны, отсутствием крупных месторождений и достаточных перспектив их обнаружения       (хром, марганец, отчасти высококачественные бокситы), с другой стороны, неосвоенностью подготовленной МСБ (титан, цирконий) или слабой общегеологической и поисковой изученностью территории страны при достаточно высоком прогнозном потенциале (уран).

 

Положение России в структуре минерально-сырьевого комплекса мира (в %)

 

(Площадь суши, занимаемая РФ составляет 11,4 %,

численность населения - 2,6%).

По оценкам В.В. Караганова на 01.01.2002г.:

                         нефть(%)    газ(%)

Ресурсы               13 45

Запасы                4,7 32

Добыча               9,8 25,1

Потребление      3,6 16,8

 

Источники энергии можно разделить на невозобновляемые             (нефть, газ, конденсат, уголь и др.) и возобновляемые (приливы, отливы, сила ветра, солнечная энергия, тепло недр).

На Международной конференции по энергетическим ресурсам в Монреале в 1979 году к традиционным источникам УВ были отнесены залежи легких и средних нефтей, природные газы и содержащиеся в них конденсатные жидкости, а к нетрадиционным – скопления твердых битумов (от асфальта до керита), тяжелых нефтей, а также жидкие и газообразные УВ, которые можно получить из углей, битуминозных песчаников, горючих сланцев, газогидратов, биомассы, торфа, древесины, промышленных и городских отходов, болотный и ювенильный газы.

Граница между традиционными и нетрадиционными источниками УВ сырья весьма условная. Ресурсы нетрадиционных источников нефти и газа – это такие ресурсы, освоение которых в современных условиях технически затруднено и экономически не рентабельно. По мере роста цен на нефть и газ промышленного освоения все более дорогих источников УВ часть из них будет постепенно становиться привычными, традиционными.

 

Страны ОПЕК располагают 77% мировых запасов нефти, 35% -газа. Средние дебиты нефти в этих странах – в 10 раз, а запасы на одну пробуренную скважину в 19 раз больше среднемировых. Обеспечивается ежегодное расширенное воспроизводство запасов (270%).

Самые крупные месторождения мира:

Гавар (Саудовская Аравия) –37 млрд.т нефти – геологические запасы, извлекаемые – 11млрд.т; Большой Бурган (Кувейт) –10 млрд.т- извлекаемые запасы нефти.

Одна четвертая часть мировой разведанной нефти содержится в этих двух месторождениях.

Фактически достигнутые коэффициенты извлечения нефти и газа в различных районах мира варьируют в весьма широких пределах. Например, коэффициент нефтеотдачи изменяется от 10% в Нидерландах до 38% в Нигерии, а в среднем по миру составляет 31%.

Средние коэффициенты извлечения газового конденсата 60-65%; свободного газа-80%

Для районов акваторий, глубоко залегающих горизонтов средние коэфициенты извлечения нефти и свободного газа приняты равными,соответственно, 15 и 50% (когда залежи работают в режиме естественного истощения пластовой энергии).

 

Оценка мировых начальных извлекаемых ресурсов нефти делится на 3 группы:

1. 200-400 млрд. т

2. 400-700 млрд. т

3. больше 1 трлн. т

Мировые текущие запасы нефти и газоконденсата на 01.01.2016г. по данным BP     составляют 241 млрд. т, по газу- 187 трлн. куб. м.

 

Законодательные акты недропользования

 

Закон «О недрах» был принят 21 февраля 1992 года. Он базировался на трех основополагающих принципах: 1) о совместном распоряжении недрами РФ (центр) и субъектами РФ (регионы), 2) о платном пользовании недрами, 3) о лицензионном порядке предоставления недр в пользование.

По закону недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин доступных для геологического изучения и освоения.

Закон претерпел редакции от 3 марта 1995 г.,10 февраля 1999г.,

2 января 2000 г.,14 мая 2001 г.,8 августа 2001г.,29 мая 2002 г. и др.

Недра в границах территории РФ включают подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемы, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находились в совместном ведении РФ и субъектов РФ (это принцип «двух ключей»).

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на ведение определенных видов хозяйственной деятельности.

Введение  лицензионной деятельности органами государственного управления являлось одним из этапов реализации программ перевода народного хозяйства страны на рыночные отношения, когда предприятие приобретает полную хозяйственную самостоятельность. Государство лишь создает условия для деятельности этих предприятий.

Лицензирование видов деятельности осуществляется на платной основе и размеры платы определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.

Статья 6. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого–геофизические работы; геологическую съемку; инженерно-геологические изыскания; научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр...

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых...

3) разведки и добычи полезных ископаемых...

Геологический отвод – это участок недр, предоставляемый пользователю в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр.

Горный отвод – это геометризованный блок недр, предоставляемый пользователю недр в соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых.

Лицензионный участок – это определенная территория, на которой государственные органы по данному лицензионному соглашению предоставляют предприятию исключительное право на проведение поисковых, оценочных, разведочных работ, а также добычу нефти и газа.

Сроки пользования участками недр

По закону участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

1) геологического изучения на срок до 5 лет.

2) добычи полезных ископаемых на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования в разработке месторождения полезных ископаемых

    Срок пользования участками недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условиями и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных предприятий.

Выдача лицензии осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ...

Решение на проведение конкурсов или аукционов на право пользования участков недр; определение условий их проведения в отношении каждого участка недр, а также решения об утверждении о результатах таких конкурсов или аукционов принимаются органами, предоставляющие право пользования участками недр. Решение об утверждении результатов конкурса или аукциона на право пользования участков недр принимается в течение 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона. Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются:

1) научно-технический уровень программ геологического изучения и использование участков недр

2) полнота извлечения полезных ископаемых

3) вклад в социально-экономическое развитие территории

4) сроки реализации соответствующих программ

5) эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды

6) учет интересов национальной безопасности РФ

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участками недр.

 

Ст.39    Система платежей за пользование недрами.

 

При пользовании недрами (в ред. от1995г.) производились следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе, аукционе, выдачу лицензии

2) платежи за пользование недрами

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ)

4) акцизы

В редакции от 2002г. уплачиваются следующие платежи:

1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензиях;

2. Регулярные платежи за пользование недрами;

3. Плата за геологическую информацию о недрах;

4. Сбор за участие в конкурсе (аукционе);

5. Сбор за выдачу лицензий.

 

Ставки добывающих предприятий – отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в ред. от1995г.) 

 

Нефть, природный газ, газовый конденсат               -10%

Железные, хромовые руды                                         -3,7%

Цветные и редкие металлы                                         -8,2%

Каменные соли                                                             -1,7%

Радиоактивное, пьезооптическое и

камнесамоцветное сырье                                             -17%

Платежи за пользование недрами. Этот налог вместо величены, которая должна определяться в зависимости от ценности конкретного лицензионного участка, превратилась в оброк, размеры которого устанавливались директивными методами, и зачастую ставка этого налога оказывалась неоправданно высокой.

  Платежи на ВМСБ. Смысл введения данного налога состоял в создании финансовой базы для проведения обще региональных геолого-геофизических исследований. Допущенная неопределенность, принятая редакцией закона, позволила превратить этот налог в источник финансирования всех предприятий геологической отрасли, что определило 10% ставку.

  Акциз на нефть – экономическое содержание данного налога состояло в изъятии сверхприбыли, образующейся в результате освоения недр с относительно лучшими горно-геологическими условиями. При этом была допущена методологическая ошибка при выборе названия этого налога, и в результате рентный по сути налог на производителей превратился в фискальный налог на потребителей, что и предопределило методику его установления.

 Рента- это незаработанная часть прибыли (сверхприбыли), возникающая при разработке лучших по качеству и условиям залегания месторождений полезных ископаемых.

С принятием нового налогового кодекса в 2000 году, налоги: плата за пользование недрами, отчисление на ВМСБ и акцизы были упразднены. Вместо них все предприятия должны платить налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ. Этот налог предполагает установить для всех недропользователей единую процентную ставку, дифференцированную  лишь по видам полезных ископаемых.

1.Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

 

Ставка

Минимальная (руб.) Максимальная (руб.)
Углеводородное сырье 120 360
Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации   50 150
Драгоценные металлы 90 270
Металлические полезные ископаемые 50 150
Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов   45 135
Неметаллические полезные ископаемые уголь, горючие сланцы и торф   27 90
Прочие твердые полезные ископаемые 20 50
Подземные воды 30 90

 

2.Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых

 

 

Ставка

Минимальная (руб.) Максимальная (руб.)
Углеводородное сырье 5000 20000
Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации 4000 16000
Драгоценные металлы 3000 18000
Металлические полезные ископаемые 1900 10500
Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов 1500 12000
Неметаллические полезные ископаемые 1500 7500
Прочие твердые полезные ископаемые 1000 10000
Подземные воды 800 1650

 

 

Новые налоговые решения под видом упрощения, действующая налоговая система и усиление их в составе рентной составляющей не улучшают, а еще более ухудшают структуру и размывают экономическую сущность налогообложения недропользования, вводя небывалую до нынешнего времени систему «уравниловки», обрекая ряд мелких компаний на закрытие по причине нерентабельности, приводя к выборочной отработке лучших запасов и резкому сокращению активной части МСБ. Наконец, они не приближают, а ещё более удаляют от рентного налогообложения, т.к. практически полностью противоречат теории рентных отношений.

 Орлов В.П. выделяет положительные стороны введения НДПИ:

1. Сокращение числа налогов (от 3 к 1), унификация порядка их расчета и сбора.

2. Независимость массы налоговых сборов от уровня внутри корпоративных или трансфертных цен на нефть.

Вывод: Сопоставление сильных и слабых сторон новой системы налогообложения свидетельствует о слишком высокой цене нововведения и суммарном проигрыше государства.

 

                            Финансирование ГРР

В соответствии с законом РФ «О недрах» (1992 г.) финансирование ГРР должно было осуществляться из государственного внебюджетного фонда ВМСБ, формируемого за счет специальных отчислений добывающими предприятиями.

В 2001г. был упразднен целевой бюджетный фонд ВМСБ. С 2002г. намечена и отмена отчислений на ВМСБ. В качестве альтернативы предусмотрен перевод Федеральной геологии на бюджетное содержание.

Вывод(по мнению Орлова В.П.): упразднение с 2002г. отчислений на ВМСБ полностью лишает субъектов РФ источника средств на решение своих задач в области геологии, а также создает предпосылки резкого сокращения инвестиций в геологоразведку со стороны добывающих компаний, фактически это повторение 1992г., только на более низкой стартовой позиции.

 

Структура и источники финансирования работ по

воспроизводству и использованию МСБ в России и за рубежом.

 

Бюджеты зарубежных компаний:

1. Финансируют поиски и оценку месторождений полезных ископаемых

2. Разведку месторождений полезных ископаемых

3. Эксплуатацию месторождений полезных ископаемых

4. Ликвидацию предприятий

РФ(государство) финансирует из бюджета:

1. Научные и региональные геологические исследования

2. Поиски и оценку месторождений

3. Разведку месторождений полезных ископаемых

4. Ликвидацию предприятий

Бюджеты российских компаний сосредоточены лишь на эксплуатации месторождений полезных ископаемых, т.е. занимаются лишь добычей.

Вывод: принципиальным моментом является то, что достаточная в количественном отношении и конкурентоспособная по качественным показателям МСБ РФ может поддерживаться лишь общими усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, а также частного бизнеса. Очевидно и то, что с отменой целевых фондов структура финансирования ГРР в РФ будет неизбежно приближаться к мировым стандартам.

 

           Закон «О соглашении о разделе продукции»

 

Закон был принят 30 декабря 1995г., но до сих пор широкого применения в недропользовании РФ не нашел.

Привлечение иностранного капитала в добывающие отрасли России, прежде всего в нефтегазовую, связано с необходимостью договоров о разделе продукции, предусматривающей стабильность коммерческих результатов в течение десятков лет и широко применяемых во всем мире.

Договора о разделе продукции предполагают, что государство- собственник недр, не имея достаточных финансов или технических возможностей привлекает инвесторов для разведки, освоения, добычи природных ресурсов. При этом для обеспечения стабильности коммерческих результатов для инвестора применяется особый порядок налогообложения, замена большинства налогов и платежей разделом продукции.

На этапе компенсации капитальных вложений, добываемое углеводородное сырье (нефть и газ) делится, как правило, в соотношении 80: 20 в пользу инвестора, то на втором этапе это соотношение «переворачивается» на 20: 80 в пользу принимающего государства. При благоприятных природно-климатических условиях и пользовании развитой инфраструктурой (источники энергии, транспортные магистрали, перерабатывающие производства) доля принимающего государства может возрасти до 90% и более, а при неблагоприятных условиях понизиться до 70%. В качестве интегральной оценки условий договора используется показатель раздела объема добытого сырья за весь период. Раздел общего объема в соотношении 50:50 нужно считать критическим. При уменьшении доли государства до значения менее 50% обоснованность заключения договора ставится под сомнение.

Первоначально должен решаться вопрос о целесообразности разработки данного объекта и лишь затем о привлечении инвесторов, а не наоборот.

В настоящее время действуют Соглашения о разделе продукции по трем месторождениям, объектам: Харьягинское, Сахалин-1,Сахалин-2.

Существует несколько способов раздела продукции. В основу российской модели соглашения о разделе продукции положена так называемая «индонезийская модель», предусматривающая трехступенчатую схему раздела. В начале, из полученной инвестором продукции выделяется часть, направляемая государству в виде платежей за пользование недрами-роялти, затем выделяется часть(компенсационная), идущая на возмещение понесенных затрат инвестору. Оставшаяся часть продукции (прибыльная) делится между государством и инвестором в оговоренной пропорции. На последней стадии инвестор уплачивает налог на прибыль, налогооблагаемой базой которого является доля инвестора от прибыльной продукции.  

Фискальная система-это комплекс правовых, налоговых, контрактных и других взаимоотношений государства и пользователя недр.

Все фискальные системы, применяемые в нефтедобыче, можно разделить на 2 вида: концессионные и контрактные.

Концессионные. К концессионным относится режим, при котором недропользователь получает право производить поиск месторождения полезных ископаемых, а в случае его открытия - право добычи и право собственности на него при условии осуществления на свой страх и риск затрат, выплат за право добычи (роялти) и всех установленных налогов.

 Данная система получила название «система роялти + налоги» и в настоящее время применяется в РФ.

 Сегодня в абсолютном большинстве выданных лицензий на пользование недрами предусматривается, что недропользователь (владелец лицензии), становится собственником сырой нефти на устье скважины немедленно после её извлечения из недр.

  Контрактные. В рамках контрактных систем право собственности на месторождения полезных ископаемых и на добытые из них ресурсы сохраняется за государством. Недропользователь в соответствии с договором, получает право только на часть добываемого сырья или доходов от его продажи.

 Контрактные соглашения делятся, соответственно, на сервисные контракты (с риском и без риска) и на соглашения о разделе продукции. 

                  Недостатки системы лицензирования

 

Система лицензирования в последние годы подвергается массированной критике, в связи с чем предлагается коренное ее реформирование.

Она характеризуется как неэффективная, ориентированная на интересы добывающих предприятий и сырьевых регионов и как ущербная для государства. Среди причин низкой экономической эффективности называются:

1) безконкурсная раздача лицензий на первом этапе лицензирования (1991-1995гг.)

2) преобладание конкурсной, а не аукционной формы распределения участков недр на втором этапе (1996-2000гг.)

3) несовершенство нормативно-правовой базы в области контроля  за исполнением лицензионных соглашений и как следствие – их массовое нарушение

4) присвоение природной ренты добывающими компаниями

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...