Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Сенсорное развитие дошкольника.




1. Подготовьтесь к проведению исследования восприятия у дошкольников:

· Внимательно изучите задания № 7, 10,11,12, представленные в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр. 248, 251-255).

· Приготовьте все необходимые для проведения исследования материалы.

· Выучите инструкции и вопросы, предусмотренные каждым заданием.

· Подготовьте бланки протоколов.

2. Проведите исследование внимания одного ребенка-дошкольника.

3. Обработайте и проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод об особенностях восприятия ребенком величины, пространства, времени, картинки, о сформированности перцептивных действий.

4. Сравните результаты исследования детей разного возраста. Рассмотрите возрастную динамику развития восприятия пространства, времени, картинки у дошкольников. Чем объясняются сложности восприятия данных явлений детьми? Какие факторы влияют на изменение уровня восприятия данных явлений у детей?

Литература:

1.Большунова Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка: Учебно-методическое пособие.- Новосибирск, 2002.

2. Диагностика умственного развития дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.- М.,1978.- С. 7-31.

3. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М., 1965.

4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995.

 

Тема 4. Возрастные особенности памяти дошкольников.

1. Подготовьтесь к проведению исследования памяти у дошкольников:

· Внимательно изучите задания №1, представленное в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр.256); методику «Заучивание 10 слов» (см. полное описание в кн.: Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова Диагностика познавательной сферы ребенка.-)

· Приготовьте все необходимые для проведения исследования материалы.

· Выучите инструкции и вопросы, предусмотренные каждым заданием.

· Подготовьте бланки протоколов.

2. Проведите исследование памяти одного ребенка-дошкольника.

3.Обработайте и проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод об особенностях памяти ребенка, об эффективности произвольного и непроизвольного запоминания, соотношении непроизвольной активной и пассивной памяти, о способности ребенка принимать и сохранять мнемические цели, об умственной работоспособности.

5. Сравните результаты в разных возрастных группах.

Литература:

1. Богданова Т.Г., Корнилова В.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка.-

2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995.

Тема 5. Возрастные особенности воображения дошкольников.

1. Подготовьтесь к проведению исследования воображения у дошкольников:

· Внимательно изучите задание №1, представленное в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр.270-271).

· Приготовьте 20 карточек (для младших и средних дошкольников - 10) с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д.) и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб, треугольник и т.д.); цветные карандаши.

· Составьте инструкцию по выполнению задания с учетом возраста ребенка.

· Подготовьте бланки протоколов.

2. Проведите исследование воображения одного ребенка-дошкольника.

3. Обработайте и проанализируйте полученные данные по следующей схеме:

* подсчитайте коэффициент оригинальности воображения по формуле: количество не повторяющихся рисунков делим на общее количество рисунков, выполненных ребенком, умножаем на 100 %;

· по характеру рисунков ребенка определите преобладающий у него тип решения задач на воображение.

4. Сделайте вывод об особенностях воображения ребенка, о степени оригинальности воображения, о способности ребенка принимать задачу на построение образа воображения, о способах и средствах построения образа, об особенностях использования прошлого опыта в процессе решения задач на воображение.

5. Сравните результаты в разных возрастных группах.

Литература:

1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995.

 

Тема 6. Развитие самосознания дошкольника.

1. Рассмотрите общие направления в развитии самосознания дошкольника.

2. Выделите новообразования, складывающиеся в самосознании в дошкольном детстве. Дайте сравнительную характеристику самооценки ребенка на разных этапах дошкольного детства.

3.Подготовьтесь к проведению исследования самосознания дошкольников:

· Внимательно изучите задания № 10,12, представленные в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр. 56-59).

· Приготовьте все необходимые для проведения исследования материалы.

· Выучите инструкции и вопросы, предусмотренные каждым заданием.

· Подготовьте бланки протоколов.

4. Проведите исследование самосознания одного ребенка-дошкольника.

5. Обработайте и проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод о характере представлений ребенка о других людях и себе, о ценностях и пристрастиях ребенка, способности ребенка понимать желания, интересы другого человека, о сформированности образа «Я», соотношении идеального и реального «Я» ребенка, о характере самооценки (ее дифференцированности, адекватности, критичности, эмоциональной окрашенности).

6.Сравните результаты исследования детей разного возраста.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – С. 192-200.

4. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995.

 

Вопросы к коллоквиуму по теме

«Развитие мышления и речи в детском возрасте»

 

I. Развитие мышления в детском возрасте.

1. Учение Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта.

2. Учение Л.С. Выготского о развитии понятийного мышления у детей.

3. Возрастная динамика развития видов детской мысли.

4. Особенности образного мышления дошкольника.

5. Своеобразие мыслительных операций у детей дошкольного возраста и динамика их развития.

6. Особенности форм детской мысли (понятия, суждения, умозаключения).

II. Речевое развитие дошкольника.

1. Виды и функции речи, возрастная динамика их развития.

2. Проблема эксцентрической речи в учениях Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

3. Л.С. Выготский о предыстории развития письменной речи у детей.

4. Развитие и обогащение детского словаря. Формирования значения слова у детей.

5. Формирование грамматического строя языка у детей дошкольного возраста.

6. Развитие звуковой стороны речи у дошкольников. Формирование звукового анализа слова.

Программа экзамена по курсу «Детская психология»:

1. Предмет детской психологии, методы и принципы его исследования.

2. Категория развития в свете философских концепций.

3. Зарубежные концепции психического развития ребенка.

4. Становление отечественной теории психического развития ребенка. Положения деятельностного и культурно-исторического подходов о закономерностях психического развития ребенка.

5. Проблема периодизации детства в зарубежных психологических теориях.

6. Проблема периодизации детства и пути ее решения в отечественных психологических исследованиях.

7. Проблема соотношения психического развития и обучения. Основные положения теории развивающего обучения Л.С. Выготского.

8. Неравномерность психического развития: основные явления и причины.

9. Общая характеристика периода новорожденности как критического периода.

10. Своеобразие физического развития ребенка на 1 году жизни. Особенности ВНД младенца.

11. Развитие общения со взрослым как ведущего вида деятельности младенца.

12. Формирование предпосылок к речи на 1 году жизни.

13. Сенсомоторное развитие младенца.

14. Основные достижения в психическом развитии на 1 году жизни. Кризис 1 года жизни.

15. Особенности физического развития ребенка раннего возраста.

16. Социальная ситуация развития преддошкольника. Ситуативность как главная характеристика ребенка раннего возраста.

17. Становление и развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте.

18. Сенсорное развитие преддошкольника.

19. Развитие речи у детей раннего возраста.

20. Развитие мышления преддошкольника.

21. Особенности внимания и памяти преддошкольника.

22. Особенности эмоционально-волевой сферы преддошкольника.

23. Становление личности ребенка раннего возраста. Кризис 3 лет.

24. Особенности физического развития дошкольника.

25. Социальная ситуация развития дошкольника. Характеристика игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.

26. Виды детских игр и возрастная динамика их развития.

27. Возрастные особенности развития сюжетно-ролевой игры.

28. Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

29. Развитие элементов трудовой и учебной деятельности в дошкольном возрасте.

30. Развитие общения дошкольника со взрослым.

31. Развитие общения дошкольника со сверстником. Своеобразие межличностных отношений в детской группе.

32. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Формирование соподчинения мотивов у детей.

33. Развитие самосознания дошкольника.

34. Развитие внимания дошкольника. Работа Л.С. Выготского «Развитие высших форм внимания».

35. Развитие основных видов чувствительности у детей. Типы перцептивных действий и их формирование у дошкольников.

36. Возрастные особенности восприятия пространства и времени у дошкольников.

37. Возрастные особенности восприятия сказки и картинки у дошкольников.

38. Общая характеристика детской памяти. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников.

39. Развитие образной и словесной памяти в дошкольном возрасте.

40. Формирование приемов логического запоминания в дошкольном возрасте.

41. Общая характеристика развития мышления дошкольника. Особенности детских представлений.

42. Возрастные особенности форм мышления у детей. Формирование понятийного мышления в детском возрасте.

43. Развитие воображения дошкольника.

44. Общая характеристика развития речи дошкольника.

45. Виды и функции речи и их развитие в детском возрасте. Проблема эгоцентрической речи в работах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

46. Развитие произвольного и волевого поведения в дошкольном возрасте.

47. Возрастные особенности эмоциональной сферы дошкольника. Линии развития эмоциональной сферы дошкольника.

48. Развитие высших чувств в дошкольном возрасте. Условия формирования чувств.

49. Развитие способностей у детей.

50. Своеобразие темпераментов у детей.

51. Становление характера в детском возрасте.

52. Кризис 7 лет. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

 

Преподаватель ______________________ Н.И. Федорова

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...