Тема 3. Сенсорное развитие дошкольника.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Подготовьтесь к проведению исследования восприятия у дошкольников: · Внимательно изучите задания № 7, 10,11,12, представленные в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр. 248, 251-255). · Приготовьте все необходимые для проведения исследования материалы. · Выучите инструкции и вопросы, предусмотренные каждым заданием. · Подготовьте бланки протоколов. 2. Проведите исследование внимания одного ребенка-дошкольника. 3. Обработайте и проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод об особенностях восприятия ребенком величины, пространства, времени, картинки, о сформированности перцептивных действий. 4. Сравните результаты исследования детей разного возраста. Рассмотрите возрастную динамику развития восприятия пространства, времени, картинки у дошкольников. Чем объясняются сложности восприятия данных явлений детьми? Какие факторы влияют на изменение уровня восприятия данных явлений у детей? Литература: 1.Большунова Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка: Учебно-методическое пособие.- Новосибирск, 2002. 2. Диагностика умственного развития дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.- М.,1978.- С. 7-31. 3. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М., 1965. 4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995.
Тема 4. Возрастные особенности памяти дошкольников. 1. Подготовьтесь к проведению исследования памяти у дошкольников: · Внимательно изучите задания №1, представленное в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр.256); методику «Заучивание 10 слов» (см. полное описание в кн.: Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова Диагностика познавательной сферы ребенка.-)
· Приготовьте все необходимые для проведения исследования материалы. · Выучите инструкции и вопросы, предусмотренные каждым заданием. · Подготовьте бланки протоколов. 2. Проведите исследование памяти одного ребенка-дошкольника. 3.Обработайте и проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод об особенностях памяти ребенка, об эффективности произвольного и непроизвольного запоминания, соотношении непроизвольной активной и пассивной памяти, о способности ребенка принимать и сохранять мнемические цели, об умственной работоспособности. 5. Сравните результаты в разных возрастных группах. Литература: 1. Богданова Т.Г., Корнилова В.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка.- 2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995. Тема 5. Возрастные особенности воображения дошкольников. 1. Подготовьтесь к проведению исследования воображения у дошкольников: · Внимательно изучите задание №1, представленное в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр.270-271). · Приготовьте 20 карточек (для младших и средних дошкольников - 10) с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д.) и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб, треугольник и т.д.); цветные карандаши. · Составьте инструкцию по выполнению задания с учетом возраста ребенка. · Подготовьте бланки протоколов. 2. Проведите исследование воображения одного ребенка-дошкольника. 3. Обработайте и проанализируйте полученные данные по следующей схеме:
* подсчитайте коэффициент оригинальности воображения по формуле: количество не повторяющихся рисунков делим на общее количество рисунков, выполненных ребенком, умножаем на 100 %; · по характеру рисунков ребенка определите преобладающий у него тип решения задач на воображение. 4. Сделайте вывод об особенностях воображения ребенка, о степени оригинальности воображения, о способности ребенка принимать задачу на построение образа воображения, о способах и средствах построения образа, об особенностях использования прошлого опыта в процессе решения задач на воображение. 5. Сравните результаты в разных возрастных группах. Литература: 1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995.
Тема 6. Развитие самосознания дошкольника. 1. Рассмотрите общие направления в развитии самосознания дошкольника. 2. Выделите новообразования, складывающиеся в самосознании в дошкольном детстве. Дайте сравнительную характеристику самооценки ребенка на разных этапах дошкольного детства. 3.Подготовьтесь к проведению исследования самосознания дошкольников: · Внимательно изучите задания № 10,12, представленные в учебном пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной Практикум по детской психологии (стр. 56-59). · Приготовьте все необходимые для проведения исследования материалы. · Выучите инструкции и вопросы, предусмотренные каждым заданием. · Подготовьте бланки протоколов. 4. Проведите исследование самосознания одного ребенка-дошкольника. 5. Обработайте и проанализируйте полученные данные. Сделайте вывод о характере представлений ребенка о других людях и себе, о ценностях и пристрастиях ребенка, способности ребенка понимать желания, интересы другого человека, о сформированности образа «Я», соотношении идеального и реального «Я» ребенка, о характере самооценки (ее дифференцированности, адекватности, критичности, эмоциональной окрашенности). 6.Сравните результаты исследования детей разного возраста. Литература: 1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 2000.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. 3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – С. 192-200. 4. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. 5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М., 1995.
Вопросы к коллоквиуму по теме «Развитие мышления и речи в детском возрасте»
I. Развитие мышления в детском возрасте. 1. Учение Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта. 2. Учение Л.С. Выготского о развитии понятийного мышления у детей. 3. Возрастная динамика развития видов детской мысли. 4. Особенности образного мышления дошкольника. 5. Своеобразие мыслительных операций у детей дошкольного возраста и динамика их развития. 6. Особенности форм детской мысли (понятия, суждения, умозаключения). II. Речевое развитие дошкольника. 1. Виды и функции речи, возрастная динамика их развития. 2. Проблема эксцентрической речи в учениях Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. 3. Л.С. Выготский о предыстории развития письменной речи у детей. 4. Развитие и обогащение детского словаря. Формирования значения слова у детей. 5. Формирование грамматического строя языка у детей дошкольного возраста. 6. Развитие звуковой стороны речи у дошкольников. Формирование звукового анализа слова. Программа экзамена по курсу «Детская психология»: 1. Предмет детской психологии, методы и принципы его исследования. 2. Категория развития в свете философских концепций. 3. Зарубежные концепции психического развития ребенка. 4. Становление отечественной теории психического развития ребенка. Положения деятельностного и культурно-исторического подходов о закономерностях психического развития ребенка. 5. Проблема периодизации детства в зарубежных психологических теориях. 6. Проблема периодизации детства и пути ее решения в отечественных психологических исследованиях.
7. Проблема соотношения психического развития и обучения. Основные положения теории развивающего обучения Л.С. Выготского. 8. Неравномерность психического развития: основные явления и причины. 9. Общая характеристика периода новорожденности как критического периода. 10. Своеобразие физического развития ребенка на 1 году жизни. Особенности ВНД младенца. 11. Развитие общения со взрослым как ведущего вида деятельности младенца. 12. Формирование предпосылок к речи на 1 году жизни. 13. Сенсомоторное развитие младенца. 14. Основные достижения в психическом развитии на 1 году жизни. Кризис 1 года жизни. 15. Особенности физического развития ребенка раннего возраста. 16. Социальная ситуация развития преддошкольника. Ситуативность как главная характеристика ребенка раннего возраста. 17. Становление и развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте. 18. Сенсорное развитие преддошкольника. 19. Развитие речи у детей раннего возраста. 20. Развитие мышления преддошкольника. 21. Особенности внимания и памяти преддошкольника. 22. Особенности эмоционально-волевой сферы преддошкольника. 23. Становление личности ребенка раннего возраста. Кризис 3 лет. 24. Особенности физического развития дошкольника. 25. Социальная ситуация развития дошкольника. Характеристика игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. 26. Виды детских игр и возрастная динамика их развития. 27. Возрастные особенности развития сюжетно-ролевой игры. 28. Своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. 29. Развитие элементов трудовой и учебной деятельности в дошкольном возрасте. 30. Развитие общения дошкольника со взрослым. 31. Развитие общения дошкольника со сверстником. Своеобразие межличностных отношений в детской группе. 32. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Формирование соподчинения мотивов у детей. 33. Развитие самосознания дошкольника. 34. Развитие внимания дошкольника. Работа Л.С. Выготского «Развитие высших форм внимания». 35. Развитие основных видов чувствительности у детей. Типы перцептивных действий и их формирование у дошкольников. 36. Возрастные особенности восприятия пространства и времени у дошкольников. 37. Возрастные особенности восприятия сказки и картинки у дошкольников. 38. Общая характеристика детской памяти. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников. 39. Развитие образной и словесной памяти в дошкольном возрасте. 40. Формирование приемов логического запоминания в дошкольном возрасте.
41. Общая характеристика развития мышления дошкольника. Особенности детских представлений. 42. Возрастные особенности форм мышления у детей. Формирование понятийного мышления в детском возрасте. 43. Развитие воображения дошкольника. 44. Общая характеристика развития речи дошкольника. 45. Виды и функции речи и их развитие в детском возрасте. Проблема эгоцентрической речи в работах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского. 46. Развитие произвольного и волевого поведения в дошкольном возрасте. 47. Возрастные особенности эмоциональной сферы дошкольника. Линии развития эмоциональной сферы дошкольника. 48. Развитие высших чувств в дошкольном возрасте. Условия формирования чувств. 49. Развитие способностей у детей. 50. Своеобразие темпераментов у детей. 51. Становление характера в детском возрасте. 52. Кризис 7 лет. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Преподаватель ______________________ Н.И. Федорова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|