Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение ОМ в России и СССР»




Во 2й половине 19го в. изучение мнений и настроений ОМ: опросные листы посетителей библиотек, анализ писем и газет. Попытка перевода изучения ОМ на научную основу связана с именем В. М. Хвостова (1868-1920 г. ж.). 1906 г. – «ОМ и политические партии» была опубликована: Хвостов попыался дать чёткое определение феномена ОМ, описал источник ОМ и влияние на него различных факторов. Данная работа носила сугубо теоретический характер.

В Советское время создаётся ВЦИОМ, и он издаёт журнал «Мониторинг ОМ» (70е гг.). Грушин – центральная фигура этого времени.

 

Вопрос.

В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения. Но на виду и на слуху миллионов людей (телезрителей, радиослушателей, читателей массовых печатных изданий) практически шесть: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд "Общественное мнение", Аналитический центр по общей политике администрации президента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа. Это не значит, что другие научные подразделения, особенно в регионах, плохо знают проблему, некачественно ее исследуют. Скорее наоборот. Но, как показывает практика, наибольший интерес средств массовой информации и политиков вызывает продукция именно названных центров.

Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальный заказ политических лидеров, а региональные подразделения, как это ни парадоксально, дают более объективную информацию, находясь в стороне от столичных политических игр и баталий.

Когда Институт общественного проектирования совместно с компанией "РОМИР-Мониторинг" провел исследование "Стратификация российского общества" (см. "Реальная Россия" № 19 за 2005 год), аналитиков прежде всего заинтересовали ценности различных социальных групп и отдельно - того крупного образования, которое называется сегодня средним классом.

Средний класс нынешней России многообразен, при этом он составляет около 25% всего взрослого населения страны. Там есть высококвалифицированные рабочие, менеджеры высшего звена управления, руководители среднего звена, специалисты и даже представители интеллигенции с высоким уровнем образования. Но объединяет эти группы в средний класс не только уровень жизни, но и общие ценности, отличающие представителей среднего класса как людей с высоким уровнем жизненной активности, амбициозных и целеустремленных.

Направления исследований

Сегодня ВЦИОМ - ведущая российская исследовательская организация в области общественного мнения. Приоритетной сферой деятельности ВЦИОМ является проведение социологических исследований политического, социального и электорального характера работы по заказу федеральных и региональных органов государственной власти.

ВЦИОМ также проводит большое количество маркетинговых исследований, работает в сфере экспертизы товарных знаков, корпоративных исследований, исследований рынка недвижимости, исследований в области спорта.

Руководители ВЦИОМ являются членами ESOMAR – Международной ассоциации исследователей рынка и общественного мнения. В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь этическим Кодексом ESOMAR.

Маркетинг и бизнес

     

Чувашская республиканская общественная организация социологов «Социс-М» -наиболее крупная независимая компания, специализирующаяся на проведении социологических и маркетинговых исследований.

ЧРООС «Социс-М» предлагает своим Клиентам полный комплекс услуг в области сбора и анализа стратегической маркетинговой информации. Организация осуществляет деятельность по 2 основным направлениям:

Органиазция и проведение маркетинговых и социально-политических исследований «под ключ», начиная от постановок задач до предоставления аналитического отчета.

Организация и проведение полевого этапа исследований.

Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) – российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, являясь одной из крупнейших российских организаций в своей области.

Важным направлением деятельности Левада-Центра является научная работа. Издается журнал «Вестник общественного мнения» и ежегодный сборник основных результатов массовых опросов общественного мнения в России, распространяемый бесплатно. Выходят статьи в научных журналах и книги ведущих сотрудников центра, делаются доклады на российских и международных конференциях. Начиная с 1991 года исследовательский коллектив Левада-Центра регулярно проводит серии исследований накануне выборов в Государственную Думу и выборов Президента России. Большинство материалов доступно на этом сайте.

Центр носит имя российского социолога Юрия Левады (1930-2006).

История

Годы

Коллектив Левада-Центра начал складываться с 1987 года в рамках Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Первым руководителем центра стала академик Татьяна Заславская. Благодаря усилиям ее заместителя Бориса Грушина в 1987-1988 была развернута сеть социологических центров в республиках СССР и регионах России. Это позволило в ноябре 1988 года провести первые массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны, в следующем году исследования велись уже на систематической основе. В 1988 году в центр пришел работать Юрий Левада (1930-2006), который в 1992 году сменил Татьяну Заславскую на посту руководителя организации. С начала 90-х годов центр работал на самообеспечении, не получая финансирования из государственного бюджета.

Год

В августе 2003 года Министерство имущественных отношений РФ приняло решение об изменении статуса центра, что привело к смене руководства центра. Исследовательский коллектив, несогласный с произведенными изменениями, в полном составе покинули организацию, создав «Аналитическую службу ВЦИОМ» (ВЦИОМ-А). Однако по решению суда название было изменено и сегодня организация продолжает работу под названием «Аналитический Центр Юрия Левады» (Левада-Центр).

Год – настоящее время

Первым директором Левада-Центра был Юрий Левада, Татьяна Заславская стала председателем правления центра. В декабре 2006 года на должность диретора избран социолог, доктор философских наук Лев Гудков. Центр в полном объеме продолжает исследовательские проекты, начатые в 90-е годы, а также проводит новые исследования российского общества.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) создан в 1991 году в структуре Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) как некоммерческая организация. В 1992 году ФОМ вышел из состава ВЦИОМ и, оставаясь в статусе независимой некоммерческой организации, стал одной из ведущих социологических организаций России. В 1998 году ФОМ прошел перерегистрацию по Закону Российской Федерации «О некоммерческих организациях». Правовой статус ФОМ — некоммерческая организация типа «общероссийский фонд». Президент Фонда — Александр Анатольевич Ослон.

В 1996 году ФОМ стал базовой социологической организацией предвыборного штаба первого президента России Бориса Ельцина. С тех пор основным заказчиком и потребителем результатов исследований Фонда является Администрация Президента Российской Федерации. Аналогичную роль ФОМ выполнял и в штабе Владимира Путина в 1999-2000 годах и в 2004 году. Фонд имеет опыт проведения обширных политологических исследований для большинства избирательных кампаний современной России, начиная с 1995 года и до настоящего времени. В их числе — общефедеральные президентские и парламентские кампании, а также избирательные кампании в регионах России. Крупными заказчиками Фонда, наряду с Администрацией Президента, выступали Правительство Российской Федерации, другие федеральные и региональные органы государственной власти, политические партии и общественные объединения, ведущие банки и финансовые организации, российские и иностранные компании, средства массовой информации, коммуникационные и рекламные агентства. Фонд также получил известность за рубежом, выполняя работы для ряда международных организаций, посольств различных стран в России и так далее.

В настоящее время ФОМ является одной из ведущих организаций на российском рынке социологических исследований и располагает развитой исследовательской сетью, которая представлена в основных регионах России. Приоритетной сферой деятельности Фонда является проведение социологических исследований политического, электорального и социального характера, работы по заказу федеральных и региональных органов государственной власти. Основные типы работ — мониторинг общественного мнения, тематические исследования, социологическое сопровождение избирательных кампаний, крупных социальных проектов и так далее. ФОМ использует широкий спектр исследовательских техник, представленных в социологической практике. Это личные интервью, телефонные интервью, онлайн исследования, фокус-группы, углубленные интервью, опросы экспертов, статистический анализ данных, аналитика и так далее. Фонд обеспечивает полный технологический цикл проведения исследовательских работ. При проведении исследований ФОМ следует принципам научной объективности и гарантирует соответствие работы международным стандартам качества.

ФОМ осуществляет издательскую деятельность: выпускает журнал «Социальная реальность», информационно-аналитические печатные и электронные бюллетени, научные монографии и статьи. В рамках издательской программы Фонда публикуются переводы и оригинальные издания по теоретическим и прикладным проблемам массовой коммуникации, общественного мнения и социальных представлений, публичного дискурса, идеологий и так далее.

9 вопрос.

Определение понятия «общественное мнение»

 

Автор Понятие
Гегель   Общественное мнение выражается в совокупности множества собственных мнений, которые реализуются либо в суждениях о всеобщих делах, либо в советах относительно этих дел. Общественное мнение – это единство противоположностей – истины и заблуждения
С.М. Катлип (Cutlip S.M.) Общественное мнение – это выражение общественной энергии, которая объединяет отдельных действующих лиц в социальные группировки таким способом, который оказывает влияние на государственное устройство в целом; отражает динамический процесс межличностных и медиа-комму­ни­ка­ций по различным вопросам между группами и коллективами людей, способных действовать в сходной манере
И.В. Алешина Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение – это консенсус
С.М. Емельянов Общественное мнение – коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта (PR)
Советский энциклопедический словарь Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам

 

Существует множество подходов к определению понятия

«общественное мнение»:

1) гносеологический

Характеризует отражательную природу общественного мнения, его место в

структуре общественного сознания. Общественное мнение – это совокупность

оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по

поводу объектов, затрагивающих их интерес.

Общественное мнение – состояние масс, как совокупности классических и

неклассических общностей.

2) социологический

Характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного

мнения. Общественное мнение – процесс совместной оценочной и вытекающей из

нее практической деятельности. Общественное мнение – специфический

социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.

3) онтологический

характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение –

может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в

совокупности действий, и в институциональной форме.

В теории - концептуализация природы, содержания и значимости О.М. представлена широким спектром философских, социологических, политологических и других концепций, все многообразие которых с некоторой долей условности можно свести к ряду базовых дискуссионных проблем: 1) определение и интерпретация его субъекта; 2) уровень значимости и, в ряде критических теорий, отрицание существования О.М.; 3) содержание О.М. Проблема определения и интерпретации О.М. впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен - "публичное мнение" - как мнение большинства населения. По Платону, "публичное мнение" - это мнение аристократии. Впоследствии, оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой линии, определяют О.М. как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В 17-18 вв. понятие О.М. используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Такое определение становится особенно популярным вследствие масштабных социально-экономических и политических изменений: "с ростом политически активного публичного сектора, О.М. становится формой политической власти - той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению" (В. Прайс). В середине 19 в. наибольший интерес в развитии анализа О.М. представляют работы Тарда, в частности "Общественное мнение и толпа". Тард противопоставляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта О.М. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании О.М. Среди современных социально-философских трактовок О.М. можно выделить: 1) - концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта О.М. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центр внимания процесса коммуникации. Однако, одновременная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому с необходимостью выбирается только одна тема. Соответственно, в интерпретацию вводится понятие "степени внимания", уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная "тема" коммуникации составляет содержание О.М. Таким образом, не следует рассматривать понятие О.М. в соотнесении с большинством населения, либо с отдельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами. Однако, приверженцы одного мнения отличаются от приверженцев другого (что объясняется различием его содержания); 2) - морализующе-нормативную концепцию О.М., принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями "права" и "политики". О.М. в его теории - это инструмент в руках господствующего класса, всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации; 3) - концепцию О.М. Э.Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнение, которые достаточно часто смешиваются. Во-вторых, в основе О.М. лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика О.М., так называемый его "дух", порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов; 4) - структурно-функциональную теорию О.М. как базирующегося на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Мертона, основная функция О.М. - это социальный контроль. Несмотря на многообразие теорий и концепций О.М., длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.

Сущность и содержание общественного мнения

Для того, чтобы разобраться с вопросом сущности общественного мнения, необходимо сначала понять, что такое общественность? Большинство учёных, занимающихся изучением общественных связей, склоняется к следующему определению: "Общественность - это группы людей (организации), во-первых, объединённые единством интересов, во-вторых, оказавшиеся в определённой ситуации и осознающие её проблемность; в-третьих, реагирующие каким-то образом на создавшуюся проблему или ситуацию.

Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса — сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующие предположения:

1) общественное мнение есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

2)критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

3)массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т.д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение;

4)общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве регулирующей силы, он относится к активной, т.е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия;

5) общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения (отдельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т.д.).

Конкретизация содержания общественного мнения требует от нас рассмотрения понятия «мнение». Существуют различные под­ходы к его анализу. Рассмотрим их, исходя из подхода М.К.Горшкова.

И в просторечии, и в научной литературе утвердилось по­нимание мнения как суждения людей. Однако если всякое мне­ние есть суждение, то не каждое суждение может быть определе­но как мнение. Это объясняется существованием различных ви­дов суждений. Различают дескриптивные (описательные) сужде­ния, выражающие внешние признаки предмета; нормативные суж­дения (суждения-предписания), широко применяемые в праве и мо­рали; оценочные суждения, выступающие результатом взаимодей­ствия субъекта и объекта и выра жающие одобрение или осуждение, предпочтение или отклонение объекта, т.е. не что иное, как мнение о нем.

Природа общественного мнения двойственна. Поэтому сама природа общественного мнения характеризуется следующими элементами:

1. Во-первых, это эмоциональный элемент его содержания. Любое социальное явление, чтобы стать предметом общего интереса, а через него и объектом общественного мнения, должно вызвать у его субъекта вполне определенные чувственно-эмоциональные переживания, то или иное настроение.

2. Во-вторых, это рациональный (познавательный) элемент содержания общественного мнения. Возникающая на чувственно-эмоциональной основе заинтересованность субъекта в какой-то проблеме объективно требует определенной информации для возможности сформировать субъектом какого-то мнения-суждения о данной проблеме

3. В-третьих, это ценностно-оценочный элемент содержания общественного мнения. Именно ценностно-оценочный элемент придает общественному мнению способность связывать суждения людей с их действиями. Но механизм воплощения общественного мнения в социальной практике начинает работать при помощи четвертого элемента его содержания.

4. В-четвертых, таким элементом выступает общественная воля или волевые побуждения субъекта общественного мнения. Волевой элемент выражает стремление субъекта к предметно-практическому воплощению своих ценностно-оценочных суждений. Волевой элемент придает общественному мнению характер устойчивости и направленности.

Можно сделать вывод о том, что для понимания природы мне­ния весьма важен и тот факт, что в процессе образования его оце­ночного элемента объект оценки приобретает для субъекта опреде­ленное значение, т.е. осознается им как целая некая ценность. Вот почему мнение, являясь суждением оценочным, в то же время вы­ступает и как целостное суждение. При этом, однако, включенность в структуру мнения ценностного начала и тем более его представ­ленность (характер, объем) всецело зависят от субъекта мнения. Речь идет о том, что объект «раскрывается» своей ценностной сто­роной настолько, насколько субъект способен ее воспринимать и должным образом интерпретировать.

Вопрос.

Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Общественное сознание

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй – идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

— политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

— правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

— мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

- искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

- религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Индивидуальное сознание.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

1. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятель­ное осознание субъектом бытия и усвоение им существу­ющей системы взглядов. Главное в этом процессе - не интериоризация взглядов общества; а осознание индиви­дом своей и общества материальной жизни. Признание интериоризации основным механизмом формирования индивидуального сознания ведет к преувеличению детер­минации внутреннего внешним, к недооценке внутренней обусловленности этой детерминации, к игнорированию способности индивида творить самого себя, свое бытие.Индивидуальное сознание - сознание человеческого индивида (первичное). Оно определяется в философии как субъективное сознание, так как оно ограничено во времени и пространстве.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный – «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление – ядро и системообразующий элемент.

Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.

Содержание массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом.

Как подчеркивает исследователь Д.Ганчев, понятие массово­го сознания гораздо уже, чем понятие общественного сознания, т.е. в него входят такие элементы общественного сознания, которые на каждом отдельном этапе его развития еще не усвоены широкими массами, еще не превратились в убеждения и отношения к тем или иным фактам, явлениям.

Понятие общественное мнение может использоваться в двух смыслах: 1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе; 2) доминирующее мнение среди всех представителей общественности [6, c.248]. Несмотря на различия в формулировках, общественное мнение в целом можно определить как оценочное суждение, характеризующее отношение больших социальных групп к явлениям или проблемам, которые непосредственно связаны с насущными потребностями и интересами людей. По сути, общественное мнение – это осознаваемая, вербализируемая оценка социальных объектов и явлений. Выступая выражением представлений, образов и оценок, общественное мнение так же может быть охарактеризовано как одно из проявлений общественного сознания.

Явления и механизмы, определяющие формирование и функционирование общественного мнения, принадлежат к сфере общественного и группового сознания. Среди них особое место занимают образы социальных явлений и процессов, механизмы формирования образов. Образы выступают в качестве основных регуляторов поведения людей и играют центральное место в формировании и изменении отношений социальной реальности.

Понятие “образ” может быть определено как: 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий какой либо объект. 2. Целостное, но неполное представление о каком либо объекте или классе объектов. 3. Идеальный продукт психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения (как ощущение, восприятие, и т.д.) [7, с.463].

При формировании образов сложных социальных явлений индивид вынужден обращаться к опыту и мнению группы, согласовывать с ней свои интересы. Так социальная реальность конструируется не только для индивида, но и для всей группы и находит отражение в групповом и общественном сознании. Групповой характер формирования картины мира определяет специфику процесса формирования образов в ней.

Вопрос.

В анализе субъекта общественного мнения мы будем придерживаться точки зрения Гавры Д.П., который считает, что «в качестве субъекта общественного мнения могут выступать общности различного уровня – от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом»

(Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995. С. 17)

Такой подход наиболее рационален, так как признает наличие многообразия субъектов общественного мнения, определяя в качестве основного субъекта мнение большинства народа. Социальная общность определяется как «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения».

Социальную общность объединяет общность интересов. Она охватывает все возможные состояния и формы жизни людей. Общности бывают разного тип<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...