Глава VII. Художественная деятельность дошкольника
Художественная деятельность, так же как и игра, является типичной для дошкольного возраста. Дошкольники с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, занимаются аппликацией, танцуют, поют, слушают сказки, читают стихи, драматизируют любимые произведения. Развитию художественных видов деятельности способствуют не только доступность и привлекательность их, но и некоторые возрастные особенности детей. К их числу относят «реактивность» детей на «непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств», «чуткость к образно-эмоциональным моментам» (Н. С. Лейтес), характерное для этого периода соотношение первой и второй сигнальных систем. «Дети вообще близки к так называемому «художественному» типу, для которого характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления»[76]. Художественная деятельность развивается на протяжении всего дошкольного детства, особенно же активизируется она к концу дошкольного возраста. В переходный к школьному период появляется особая форма развитой игры — игра-драматизация — своеобразная «предэстетическая» деятельность. А. Н. Леонтьев выделяет в качестве характерных следующие ее особенности: 1) в отличие от более ранних игр, она не отражает обобщенных действий изображаемого героя, но воспроизводит «типичное для него»; 2) непосредственное подражание сменяется произвольным творческим построением; 3) для ребенка становится важной не только та роль, которую он на себя берет (кого, что изображает), но и то, насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в конкретной роли. Все это дает основание считать игру-драматизацию «одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической, деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей»[77].
Специфичны мотивы художественной деятельности. Одна из характерных отличительных сторон мотивации художественной деятельности — общение посредством искусства. Конечно, дошкольный возраст — лишь предыстория такого вида общения. Но ведь важно уже в детские годы создать предпосылки, зачатки общения посредством искусства. Рассмотрим некоторые виды художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Рисование дошкольника
Разнообразны виды изобразительной деятельности дошкольника. Особое место среди них принадлежит рисованию. Детское рисование давно привлекало внимание ученых; специальный же интерес к нему возникает в 80— 90-е гг. XIX в. Интерес к детскому рисунку проявляют одновременно психологи, педагоги, историки, этнографы, искусствоведы. С самого зарождения детской психологии рисунок ребенка считался одним из средств для исследования его душевного мира. Один из первых исследователей детского рисунка в России известный психолог и психиатр В. М. Бехтерев, еще в начале XX в. обращая внимание своих коллег на детский рисунок, отмечал, что рисование «...представляет собой крайне поучительный предмет исследований». Детское изобразительное творчество направлено на изображение окружающей действительности. Однако реальный мир в продуктах своей деятельности ребенок отражает не механически. Отражение это сложно обусловлено всем ходом психического развития ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением (Е. И. Игнатьев, Е. А. Флерина, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.). Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности дошкольника находят отражение такие специфические особенности его мышления, как конкретность, образность (изображая Ленинград в блокаде, дети рисовали город, окруженный проволокой («Пробили блокаду, сняли проволоку, ура!»). Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Мальчики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транспортные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, природу. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же — к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украшение.
На качестве детского рисунка сказывается здоровье ребенка, его общее физическое и психическое состояние. Так, Н. Н. Бурмистрова выявила, что у дошкольников, больных скарлатиной, происходит как бы деградация изобразительных навыков и умений, рисунки их становятся более примитивными, ребенок часто переходит к бессюжетному рисунку, отходит от использования цвета, тонких дифференцировок и переходит к бесцветному или неадекватному по использованию цвета рисунку. В процессе же выздоровления изобразительная деятельность ребенка постепенно усложняется, достигая, как правило, того уровня, на котором была до заболевания. Имеют свои особенности и рисунки детей с больной психикой. Так, для детей дошкольного возраста, страдающих шизофренией, характерны незавершенность в изображении предметов и действий, резкая деформация формы, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, вычурность, разорванность в изображении, нагромождение, наслоение, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных предметов, парадоксальность в изображении героев сюжета и некоторые другие особенности[78]. Выявленная зависимость качества рисунка от состояния здоровья ребенка дает возможность специалистам использовать детский рисунок в качестве диагностического метода.
Возникновению изобразительной деятельности ребенка предшествует подготовительный период (см. гл. V, § 2). На этом этапе, создавая каракули, ребенок не ставит еще изобразительной цели. Особо значимым в развитии изобразительной деятельности является период, когда ребенок начинает сам ставить перед собой изобразительную задачу. Рисование его переходит при этом в новую стадию — стадию собственно изобразительной деятельности. Совершенствование изобразительной деятельности связано с развитием на протяжении дошкольного возраста механизмов зрительно-двигательной координации, зрительно-двигательной готовности к рисованию. Процесс рисования, как правило, сопровождается рассказом ребенка, словесными обозначениями изображаемых предметов. Словесные обозначения помогают ребенку вычленить в предметах их признаки. Слово на первых шагах овладения изобразительной деятельностью является существенной «добавкой» к детскому рисунку. По мере овладения языком графического изображения рисунок приобретает все более самостоятельное значение, потребность в словесных дополнениях к нему постепенно уменьшается. Слова начинают в основном нести функцию регулирующую, планирующую процесс изображения, контролирующую способы и приемы изображения. Одна из наиболее характерных особенностей рисунка дошкольника — его схематизм. Так, изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, руки, ноги). К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относят также «прозрачность», «незаслоняемость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зрения — стены, крышу, дверь, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).
«На замечание воспитателя по поводу детского рисунка «Почему в закрытой корзине видны яблоки?» ребенок отвечает: «А я открыл и посмотрел, там их много было, мама с рынка принесла» (из исследований Е. А. Флериной).
В рисунке ребенок стремится передать все свои знания о предмете. Затруднение вызывает у него передача динамики предметов. Нередко выход из него дети (наиболее часто младшие дошкольники) находят в звукоподражаниях, жестах. От динамики моторного порядка и непроизвольной ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой. Трудность для ребенка представляет и передача перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предмета и т. п. На протяжении дошкольного возраста под влиянием обучения, развития психических функций, приобретения опыта рисунок ребенка становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным. В последние годы в детской психологии все чаще рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в разных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры[79]. В рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Уже содержание рисунков свидетельствует о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно интересует, привлекает. В детских рисунках мы увидим 'веселый праздник, цирк, поразивший ребенка своей красочностью, необычностью, любимца Петрушку, персонажей взволновавшей его сказки, рассказа, кинофильма, отважных, сильных космонавтов, летчиков, пожарных. Важнейшие события, явления, отозвавшиеся в душе ребенка, значимые для него, находят отражение в его творчестве. Основными средствами для выражения отношения к изображенному служат линия и цвет. Причем цвет в дошкольном периоде чаще используется в плане выразительном, нежели в изобразительном. Кроме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметрические построения, преувеличение или преуменьшение отдельных предметов, композицию[80]. Гордыми красавцами рисовали советские корабли дети в годы Великой Отечественной войны, похожими на прекрасных птиц — советские самолеты, огромными, победными — наши танки, а фашистские — мрачными, мелкими, безобразными.
«— Никак не могу нарисовать красноармейца,— говорит мальчик,— у меня все время получается фашист.
— Почему? — Такой безобразный...
Шурик нарисовал наш самолет и просит другой лист бумаги: «Я не хочу рисовать фашистский самолет на одном листе с нашим» (из дневника воспитателей детских садов Ленинграда)[81].
Для изучения эмоционального отношения дошкольников к окружающему миру анализируются, как правило, рисунки на такие темы, которые уже сами по себе требуют от детей выразить свое собственное отношение к действительности («Самое прекрасное», «Самое безобразное», «Самое смешное» и т. п.). Изучая рисунки на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое», В. С. Мухина обратила внимание на следующее: дети трех лет почти все сразу приступали к изображению «самого красивого». Младшие дошкольники изображали только то, что умели и предпочитали. Предложение нарисовать «самое некрасивое» вызывало большие затруднения — дети либо отказывались от рисования некрасивого, либо находили выход в доизобразительном черкании, без старания. Начиная с пятилетнего возраста дети поражают самостоятельным многообразным решением заданных тем. Красивое для ребят — это то, что дает приятные зрительные впечатления (яркие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумрудно-зеленый), орнаменты, эмоционально пережитые явления природы, приятные животные, хорошие, одобряемые окружающими поступки людей, результаты человеческой деятельности, несбывшиеся желания. Некрасивое — все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти); поступки, которые осуждаются, ревы, грязнули и т. д. Некрасивое часто оформляется темными (черной, коричневой и др.) красками. В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они начинают овладевать выразительными средствами доминирующих в их среде художественных направлений, усваивать социальный опыт и применять его в своем изобразительном творчестве. «Ребенок,— подчеркивает В. С. Мухина,— присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет»[82].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|