Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников

 

1. Блинов В.А. Звезда Эрьзи. Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.45-48.

2. Выставка "русского Родена" открылась в Третьяковке Русский антиквариат, 2001. - №4. - С.3-9.

3. Глушнев С. Гений под псевдонимом // ВЕК. - 2001. - № 48, 10—16 декабря, полоса №12.

4. Дорфман Н.А. Каталог произведений С. Д. Эрьзи. - Саранск, 1969.

5. Достояние республики.// Мир истории, 2001. - №3. - С.15-18.

6. Изобразительное искусство Мордовии. /Сост. Н.А.Косинец, Н.И. Шибаков. - Саранск: МКИзд., 1984.

7. Коненков С.Т. Мой век. - М.: Политиздат, 1971. - 344с.

8. Кончин Е. Русский Роден Степан Нефедов. //Новый Манеж, 2001.

9. Луначарский А.В. По выставкам.//«Известия», 1926, 23 мая.

10. Попков В.А. Альбом. /Сост. Н.В.Холопова. - Саранск: МКИзд., 1988.

11. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов)./Сост.М.Н.Баранова. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 272с.

12. Степан Эрьзя. -СПб., 1995.

13. Сутеев Г.Н. Скульптор Эрьзя. - Саранск, 1968. - 202с.

14. Сычков Ф.В. Воспоминания, переписка. /Сост. М.И.Сурина, Л.А.Букина. - Саранск: МКИзд., 1998.

15. Чародей резца //Информационный центр финно-угорских народов. - 2001.

16. Чернавин С. Четыре года Эрьзя лепил солдатам протезы носов. // Столица С, 2001.

17. Эрьзя на родине. Альбом. /Сост. М.Н.Баранова, В.С. Ионова. - Саранск: МКИзд., 1996.


Приложения

 

Приложение1

 

3 класс

Тема: «В музеях хранятся скульптуры».

Цель: вызвать интерес к памятникам родного края, шедеврам изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные: дать детям представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, которые должны принадлежать всем людям.

Развивающие: развивать элементарные навыки работы с пластилином, творческое воображение учащихся, мелкую моторику руки.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству великого скульптора родного края С.Д.Эрьзи; воспитывать гордость за своих предков, за их сохранение и развитие художественных традиций.

Зрительный ряд: иллюстрации из книги "Изобразительное искусство Мордовии", репродукции с интерьерами музеев и музейными экспонатами.

Музыкальный ряд: ансамбль "Ф.С.Б", "Пробуждение " (музыка с мотором самолета).

Задание: лепка (на основе посещения музея).

Ход урока.

У: Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие. Путь наш недалек, поэтому сегодня мы будем путешествовать на самолете. Все занимаем места.

(звучит музыка мотора самолета)

У: Ребята, мы приближаемся к прекрасному городу. К столице нашей республики. А как она называется?

Д: Саранск.

У: Здесь мы посетим Мордовский республиканский музей изобразительных искусств. (показ фотографии данного музея)

У: В год столетия со дня рождения великого скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи выросло это уникальное здание. В этом здании размещена большая выставка произведений знаменитого скульптора. (показ портрета).

У: С.Д.Эрьзя (настоящая фамилия Нефедов). По национальности он мордвин - Эрьзя родился в 1876 году в селе Баево Ардатовского района. Всю свою жизнь он посвятил скульптуре. Исключительным талантом и трудолюбием он поднялся к вершинам художественного творчества. Эрьзя создал целую галерею скульптур, передающих состояние людей: любовь и страдание, отчаяние и мужество, ужас и сдержанность.

Скульптор показывал людей различных национальностей: русских, индианок, аргентинок, чилиек и др. В этой галерее и герои своего народа - мордвины и мордовки. (показ иллюстраций)

У: Ребята, какой материал применял мастер?

Д: Дерево, камень…

У: Правильно. Ребята, в этом музее собрана самая богатая коллекция произведений Эрьзи. Трудным был путь мордовского парня к вершинам искусства. Но он преодолел все жизненные трудности и стал великим художников своего народа, потому что он обладал не только одним талантом, но и огромной работоспособностью. Посетители подолгу задерживаются у скульптур, зачарованные искусством великого мастера. Но наше путешествие подходит к концу, занимайте места. (звучит музыка шума мотора самолета)

У: Итак, мы возвратились в наш уютный светлый класс. Вам понравилось наше путешествие?

Д: Да, очень.

У: А в каком чудесном месте мы с вами побывали?

Д: В музее изобразительных искусств.

У: Какие работы вам больше всего запомнились?

Д: "Портрет матери", "Старик мордвин", "Мордвин с папиросой".

У: Ребята, а теперь под впечатлением посещения музея давайте выполним по одной фигуре, больше всего вам запомнившейся.

Самостоятельная работа.

Изготовление учащимися фигур под мордовские напевы.

Помощь учителя детям.

Итог.

Молодцы, ребята!

У: А теперь сделаем выставку наших работ, посмотрите, у нас получился настоящий музей. Урок окончен, отдыхайте.

 


Приложение 2

 

4 класс.

Тема: «Образ человека».

Цель: Расширить представление об образе человека.

Задачи:

познакомить детей со скульптурой как видом изобразительного искусства на примере творчества С.Д.Эрьзи;

- развивать эстетический и художественный вкус;

- развивать воображение, внимание и фантазию;

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой народ, уважение и восхищение художественным мастерством великого скульптора.

Зрительный ряд: "Старик мордвин", "Голова мордовки", автопортрет, портрет матери.

Музыкальный ряд: мордовские мотивы (плавные)

Задание: лепка с каркасом образа мордовки и мордвина.

Ход урока.

У: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом искусства - скульптурой. Это слово происходит от латинского слова "высекать". Скульптор лепит свои произведения из глины, высекает из камня (мрамора, гранита, бетона).

(Можно показать детям эти природные материалы)

У: Рубит из дерева, отливает из металла. Работает скульптор такими инструментами, как спика, резец, стамеска.

В скульптуре, как и в живописи, может изображаться фигура человека во весь рост, может быть выполнен портрет.

У: Ребята, может быть, кто-то знает из вас, что в Мордовии тоже был великий скульптор? Кто знает его имя?.

Д: Степан Эрьзя.

У: Верно, ребята.

Сегодня мы также познакомимся с творчеством нашего земляка С.Д.Эрьзи. А теперь обратите внимание на нашу выставку работ великого мастера.

(на доске выставка работ Эрьзи. Учитель ведет беседу об изображенном)

У: Ребята, как вы думаете, чем скульптура отличается от живописи и графики?

Д: Произведения живописи и графики изображены на плоскости, их можно рассмотреть только с одной стороны, а скульптура объемная, ее можно обойти со всех сторон.

У: Правильно. Когда мы с вами пойдем в музей, то посмотрим скульптуры с разных сторон. Мы поймем, что каждая новая точка обозрения скульптуры открывает что-то новое, необычное, неожиданное. А теперь давайте послушаем музыкальное произведение.

(звучат мордовские мотивы)

У: Песня какого народа прозвучала?

Д: Мордовского народа.

У: Верно. Мордовскому народу посвящали не только песни и стихи, но и художники посвящали свои картины, а скульпторы - скульптуры.

Мы с вами уже видели работы великого скульптора С.Д.Эрьзи. Он очень много времени уделял изображению простых людей разных народов и времен. (показ иллюстраций)

У: Но наиболее выразительные произведения посвящены родному народу.

Скажите, изображения кого наиболее часто встречаются в произведениях Эрьзи?

Д: Мужчин и женщин.

У: Посмотрите внимательно на изображение лиц мордовки и мордвина и скажите, какие отличительные черты присутствуют?

Д: Сильно выдаются скулы и подбородок.

У: Как вы думаете, что этим хотел показать скульптор?

Д: Мужество, упрямство мордовского народа.

Практическая работа.

У: Итак, ребята, я думаю, у вас у каждого сложилось впечатление от работ скульптора. Сейчас мы будем лепить образ человека, а именно мордвина или мордовку (по выбору)

(Учитель объясняет особенности лепки с каркасом)

Самостоятельная работа учащихся.

Помощь учителя.

Итог урока.

Молодцы! Вы постарались и с работой справились. Теперь у нас с вами будет своя выставка скульптур.

Убираем свои рабочие места.

Урок окончен.


[1] Эрзя — название одной из двух основных этнографических групп мордовской нации, к которой принадлежал С, Д. Нефедов. Нефедов писал это слово так, как оно произносилось,—мягко: «эрьзя». Так оно и закрепилось в написании псевдонима скульптора.

[2] См. Приложение 1.

[3] Цитируется по книге Г. Сутеева «Скульптор Эрьзя». Саранск, 1968. - С.30.

[4] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.45.

[5] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.48.

[6] Материал, состоящий из цемента соединенного с помощью кислоты с металлическими опилками. Скульптор впервые применил «железобетон» дня отливки фигур рабочих-нефтяников в Баку.

[7] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.48.

[8] Луначарский А.В. По выставкам.//«Известия», 1926, 23 мая.

[9] Коненков С.Т. Мой век. - М.: Политиздат, 1971. - С.147.

[10] Коненков С.Т. Мой век. - М.: Политиздат, 1971. - С.147.

[11] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.48.

[12] Чернавин С. Четыре года Эрьзя лепил солдатам протезы носов. // Столица С, 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...