Список использованных источников
1. Блинов В.А. Звезда Эрьзи. Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.45-48. 2. Выставка "русского Родена" открылась в Третьяковке Русский антиквариат, 2001. - №4. - С.3-9. 3. Глушнев С. Гений под псевдонимом // ВЕК. - 2001. - № 48, 10—16 декабря, полоса №12. 4. Дорфман Н.А. Каталог произведений С. Д. Эрьзи. - Саранск, 1969. 5. Достояние республики.// Мир истории, 2001. - №3. - С.15-18. 6. Изобразительное искусство Мордовии. /Сост. Н.А.Косинец, Н.И. Шибаков. - Саранск: МКИзд., 1984. 7. Коненков С.Т. Мой век. - М.: Политиздат, 1971. - 344с. 8. Кончин Е. Русский Роден Степан Нефедов. //Новый Манеж, 2001. 9. Луначарский А.В. По выставкам.//«Известия», 1926, 23 мая. 10. Попков В.А. Альбом. /Сост. Н.В.Холопова. - Саранск: МКИзд., 1988. 11. Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов)./Сост.М.Н.Баранова. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 272с. 12. Степан Эрьзя. -СПб., 1995. 13. Сутеев Г.Н. Скульптор Эрьзя. - Саранск, 1968. - 202с. 14. Сычков Ф.В. Воспоминания, переписка. /Сост. М.И.Сурина, Л.А.Букина. - Саранск: МКИзд., 1998. 15. Чародей резца //Информационный центр финно-угорских народов. - 2001. 16. Чернавин С. Четыре года Эрьзя лепил солдатам протезы носов. // Столица С, 2001. 17. Эрьзя на родине. Альбом. /Сост. М.Н.Баранова, В.С. Ионова. - Саранск: МКИзд., 1996. Приложения
Приложение1
3 класс Тема: «В музеях хранятся скульптуры». Цель: вызвать интерес к памятникам родного края, шедеврам изобразительного искусства. Задачи: Образовательные: дать детям представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, которые должны принадлежать всем людям. Развивающие: развивать элементарные навыки работы с пластилином, творческое воображение учащихся, мелкую моторику руки.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству великого скульптора родного края С.Д.Эрьзи; воспитывать гордость за своих предков, за их сохранение и развитие художественных традиций. Зрительный ряд: иллюстрации из книги "Изобразительное искусство Мордовии", репродукции с интерьерами музеев и музейными экспонатами. Музыкальный ряд: ансамбль "Ф.С.Б", "Пробуждение " (музыка с мотором самолета). Задание: лепка (на основе посещения музея). Ход урока. У: Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие. Путь наш недалек, поэтому сегодня мы будем путешествовать на самолете. Все занимаем места. (звучит музыка мотора самолета) У: Ребята, мы приближаемся к прекрасному городу. К столице нашей республики. А как она называется? Д: Саранск. У: Здесь мы посетим Мордовский республиканский музей изобразительных искусств. (показ фотографии данного музея) У: В год столетия со дня рождения великого скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи выросло это уникальное здание. В этом здании размещена большая выставка произведений знаменитого скульптора. (показ портрета). У: С.Д.Эрьзя (настоящая фамилия Нефедов). По национальности он мордвин - Эрьзя родился в 1876 году в селе Баево Ардатовского района. Всю свою жизнь он посвятил скульптуре. Исключительным талантом и трудолюбием он поднялся к вершинам художественного творчества. Эрьзя создал целую галерею скульптур, передающих состояние людей: любовь и страдание, отчаяние и мужество, ужас и сдержанность. Скульптор показывал людей различных национальностей: русских, индианок, аргентинок, чилиек и др. В этой галерее и герои своего народа - мордвины и мордовки. (показ иллюстраций) У: Ребята, какой материал применял мастер? Д: Дерево, камень… У: Правильно. Ребята, в этом музее собрана самая богатая коллекция произведений Эрьзи. Трудным был путь мордовского парня к вершинам искусства. Но он преодолел все жизненные трудности и стал великим художников своего народа, потому что он обладал не только одним талантом, но и огромной работоспособностью. Посетители подолгу задерживаются у скульптур, зачарованные искусством великого мастера. Но наше путешествие подходит к концу, занимайте места. (звучит музыка шума мотора самолета)
У: Итак, мы возвратились в наш уютный светлый класс. Вам понравилось наше путешествие? Д: Да, очень. У: А в каком чудесном месте мы с вами побывали? Д: В музее изобразительных искусств. У: Какие работы вам больше всего запомнились? Д: "Портрет матери", "Старик мордвин", "Мордвин с папиросой". У: Ребята, а теперь под впечатлением посещения музея давайте выполним по одной фигуре, больше всего вам запомнившейся. Самостоятельная работа. Изготовление учащимися фигур под мордовские напевы. Помощь учителя детям. Итог. Молодцы, ребята! У: А теперь сделаем выставку наших работ, посмотрите, у нас получился настоящий музей. Урок окончен, отдыхайте.
Приложение 2
4 класс. Тема: «Образ человека». Цель: Расширить представление об образе человека. Задачи: познакомить детей со скульптурой как видом изобразительного искусства на примере творчества С.Д.Эрьзи; - развивать эстетический и художественный вкус; - развивать воображение, внимание и фантазию; - воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой народ, уважение и восхищение художественным мастерством великого скульптора. Зрительный ряд: "Старик мордвин", "Голова мордовки", автопортрет, портрет матери. Музыкальный ряд: мордовские мотивы (плавные) Задание: лепка с каркасом образа мордовки и мордвина. Ход урока. У: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом искусства - скульптурой. Это слово происходит от латинского слова "высекать". Скульптор лепит свои произведения из глины, высекает из камня (мрамора, гранита, бетона). (Можно показать детям эти природные материалы) У: Рубит из дерева, отливает из металла. Работает скульптор такими инструментами, как спика, резец, стамеска. В скульптуре, как и в живописи, может изображаться фигура человека во весь рост, может быть выполнен портрет.
У: Ребята, может быть, кто-то знает из вас, что в Мордовии тоже был великий скульптор? Кто знает его имя?. Д: Степан Эрьзя. У: Верно, ребята. Сегодня мы также познакомимся с творчеством нашего земляка С.Д.Эрьзи. А теперь обратите внимание на нашу выставку работ великого мастера. (на доске выставка работ Эрьзи. Учитель ведет беседу об изображенном) У: Ребята, как вы думаете, чем скульптура отличается от живописи и графики? Д: Произведения живописи и графики изображены на плоскости, их можно рассмотреть только с одной стороны, а скульптура объемная, ее можно обойти со всех сторон. У: Правильно. Когда мы с вами пойдем в музей, то посмотрим скульптуры с разных сторон. Мы поймем, что каждая новая точка обозрения скульптуры открывает что-то новое, необычное, неожиданное. А теперь давайте послушаем музыкальное произведение. (звучат мордовские мотивы) У: Песня какого народа прозвучала? Д: Мордовского народа. У: Верно. Мордовскому народу посвящали не только песни и стихи, но и художники посвящали свои картины, а скульпторы - скульптуры. Мы с вами уже видели работы великого скульптора С.Д.Эрьзи. Он очень много времени уделял изображению простых людей разных народов и времен. (показ иллюстраций) У: Но наиболее выразительные произведения посвящены родному народу. Скажите, изображения кого наиболее часто встречаются в произведениях Эрьзи? Д: Мужчин и женщин. У: Посмотрите внимательно на изображение лиц мордовки и мордвина и скажите, какие отличительные черты присутствуют? Д: Сильно выдаются скулы и подбородок. У: Как вы думаете, что этим хотел показать скульптор? Д: Мужество, упрямство мордовского народа. Практическая работа. У: Итак, ребята, я думаю, у вас у каждого сложилось впечатление от работ скульптора. Сейчас мы будем лепить образ человека, а именно мордвина или мордовку (по выбору) (Учитель объясняет особенности лепки с каркасом) Самостоятельная работа учащихся. Помощь учителя. Итог урока. Молодцы! Вы постарались и с работой справились. Теперь у нас с вами будет своя выставка скульптур.
Убираем свои рабочие места. Урок окончен. [1] Эрзя — название одной из двух основных этнографических групп мордовской нации, к которой принадлежал С, Д. Нефедов. Нефедов писал это слово так, как оно произносилось,—мягко: «эрьзя». Так оно и закрепилось в написании псевдонима скульптора. [2] См. Приложение 1. [3] Цитируется по книге Г. Сутеева «Скульптор Эрьзя». Саранск, 1968. - С.30. [4] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.45. [5] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.48. [6] Материал, состоящий из цемента соединенного с помощью кислоты с металлическими опилками. Скульптор впервые применил «железобетон» дня отливки фигур рабочих-нефтяников в Баку. [7] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.48. [8] Луначарский А.В. По выставкам.//«Известия», 1926, 23 мая. [9] Коненков С.Т. Мой век. - М.: Политиздат, 1971. - С.147. [10] Коненков С.Т. Мой век. - М.: Политиздат, 1971. - С.147. [11] Блинов В.А. Звезда Эрьзи. // Материалы конференции Уральской архитектурно-художественной академии, 2001. - С.48. [12] Чернавин С. Четыре года Эрьзя лепил солдатам протезы носов. // Столица С, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|