Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика субъекта мышления.




Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.

М. – традиционный раздел общей психологии. Исходя из диамата ψ – наука, о порождении, функционировании и строение психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Для понимания предмета психологии в марксисткой философии необходимы следующие положения:

§ Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности;

§ Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи;

§ Психика есть отражение внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления;

§ Психика человека общественно-исторически обусловлена;

§ Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.

В конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей в их обусловленности историческим развитием. ψ изучает, как реально совершается мышление, нарушенное, искаженное мышление. Психолог изучает строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновении я нарушения абстрагировано от физиологического анализа. Психологию интересует специфика мышления человека.

Обычно выделяют 2 основных признака мышления:

§ Обобщенность;

§ Опосредованность.

А.Н. Леонтьев в своей статье выделяет несколько положений:

§ Полиморфность человеческого мышления (разнообразие его видов);

§ Общность строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической, мыслительной в узком смысле слова.

С.Л. Рубинштейн, как предмет психологического исследования м. Выступает как процесс, как деятельность. Индивидуальный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. М. развертывается во времени, включает некоторые фазы: начало, середина, завершение. М. есть некоторое проявление активности субъекта. М. всегда субъективно.

П.Я. Гальперин. Он трактует психику как форму ориентировочно-исследовательской Д. ψ не единственная наука, изучающая М. «ψ изучает не просто м. и не все м., а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление».

4 положения:

§ Необходимость выделения специального аспекта изучения м. психологией, отказ от попыток отнести все виды м. к компетенции ψ.

§ Указание на процессуальность м., т.е. развертываемость во времени;

§ Ориентировка как процесс = ориентировка как Д.

§ Субъект мыслит и осуществляет ориентировку.

Сегодня уже недостаточно описать м. как взаимодействие операций анализа и синтеза: м. включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок потребностей.

М. – процесс, познавательная Д., продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровне обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта м.

В.В. Петухов: Основной формой рационального познания объективной реальности является человеческая мысль. Гносеология – М. – высшая форма психического отражения. Основная единица м. – понятие. В понятиях отражаются классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и является понятие. Этот признак не всегда доступен непосредственному наблюдению. М.б. выявлен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. Во взаимодействии открываются отношения между вещами, которые являются содержанием понятия.

Первой наукой о м. стала логика. В ней выделяются основыне формы м.:

§ Понятие как обобщение класса об-тов по существенным признакам;

§ Суждение как высказывание об об-тах, приписывание им некоторых св-в;

§ Умозаключение (большая посылка, малая посылка и вывод).

Ψ изучает м. конкретного человека в его реальной жизни и Д. ψ рассматривает конкретные виды мыслительной практики, не сводимые к формально-логическим нормам. Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

М. в широком смысле – это активная познавательная Д. субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

М. в узком смысле – процесс решения задач. Т.е. объект м. – задача (задачи могут относиться к области природы, общественной жизни или к самому человеку).

 

Характеристика субъекта мышления

Одно из основных условий, обеспечивающих процесс развертывания задач – это акт принятия задач. Пока задача не принята, она решаться не будет. Значит, мы должны остановиться на вопросе о мотивации мыслительной деятельности по решению задачи.

Акт принятия задачи – это связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализированной в данной ситуации мотивационной структурой.

Мотивация – это главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности.

Мотив – это то, что соответствует конкретной потребности, то в чем она конкретизируется.

Выделяют 2 группы мотивов:

1. Внешние мотивы мыслительной деятельности: задача ставится ради достижения каких-то результатов, не связанных с познанием объекта, каких-то замаскированных, неявных свойств ситуации.

2. Внутренние мотивы мыслительной деятельности: включает в себя комплекс чисто познавательных аспектов.

Мотивация – необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть разной. На одном полюсе находится внешняя, на другом – внутренняя мотивация.

Задача на мышление всегда предполагает какое-то затруднение. В результате актуализируется новая потребность, которой не было в самом начале. Человек начинает решать задачу только на основе внешних мотиваций. Но по ходу решения актуализируются новые потребности и мотивы. Они добавляются к исходным мотивам.

Деятельность по решению задачи всегда полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархических отношениях, поэтому акт принятия задачи – это связывание ее с целой группой мотивов. Даже если аналитически мы выделяем один мотив, лежащий в основе решения задачи, то все равно по мере ее решения эта исходная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами и деятельность становится полимотивированной.

Но даже в структуре полимотивированной деятельности значимость разных мотивов может быть различной. Деятельность может быть мотивированна в основном извне, и наоборот, изнутри.

Момент актуализации новой познавательной потребности по ходу решения задачи связывается в психологии с возникновением проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризуется тем, что ранее применявшиеся методы не ведут к достижению необходимого результата.

Теория проблемных ситуаций была разработана Матюшкиным.

Психологическая структура проблемной ситуации включает:

· Познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности

· Неизвестное досягаемое знание или способ действия

· Интеллектуальные возможности человека, включающие творческие способности и прошлый опыт, которые определяют диапазон возникновения познавательной потребности

Матюшкин также предложил трехмерную модель основных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких параметрах, как «степень трудности», «этапы становления действия», «структурные компоненты действия».

Мотивы – это не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продуктивность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...