Сказание 2. О трех богах, ставках и клятве над пропастью
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Сказание 1. О темноте, безмолвии и смехе Судьбы От ранней юности я жребий мой познал В.Ф. Раевский Вот все и кончилось. Серебристый тополь неспешно роняет листья на плечи. Вода в Амсанкте странно черная – словно гладь покрывала Нюкты-ночи, словно кусочек той темноты, что таится за плечами: отвернись, шагни с десяток раз, и будет тебе вечный мрак. Пройди ущельем Тэнара еще пять-шесть стадий, протиснись через расселину, распихав бесплотные души, которые стекаются сюда со всей округи, – и увидишь пристань, а возле нее – лодку, которая выглядит так, будто вот-вот утонет. Два глаза по краям носа – не глаза, а провалы глазниц. Осмелишься шагнуть в судно – и старик, у которого, кажется, нет сил, чтобы толкнуться веслами, в два счета перебросит через ледяные черные воды Стикса. От пристани недалеко до золотых врат на алмазных столпах – а там уж ты предстанешь перед шестью горящими глазами Цербера. Три разверстые пасти поприветствуют оглушительным рычанием, лениво дохнет огнем дракон вместо хвоста – грозное требование медовых лепешек, которые так любит страж ворот. И если не испугаешься и лепешки при тебе – вскоре, пробираясь в толпе теней, сможешь пройти по полям асфоделя. Не смутишься видом чудовищ, мук, не свернешь с мощенной белыми плитами дороги – и, озаренный отблесками огненной реки, перед тобой встанет дворец владыки подземного мира – Аида Непреклонного, Аида Гостеприимного, богатого и безжалостного, вечного тюремщика здешних подземелий. Остановился? Иди, не бойся. Владыки нет в его дворце – ужасающей своей красотой глыбе черного базальта. Вы не найдете его на кручах у Ахерона, где он, как говорят, любит прогуливаться, и у гранатовой рощи, и у Стигийских болот – обители чудовищ, и у провала, ведущего в Тартар…У Леты, где он нечасто, но бывает, его тоже нет.
Потому что он сейчас – напротив меня. Здесь, на черте пограничья, мир, кажется, еще должен жить, но живет почему-то только серебристый тополь – и тот вечно облетает и никогда не цветет, а в озере никогда ничего не плещется: черная, однородная вода, над которой я сижу, глядя в его лицо. Словно высеченное из скальных пород, скуластое и жесткое, в каждую черточку впитался мрак его мира – и мраком стекают на плечи волосы, и глаза – как провалы Тартара, где нет жизни. Вот он сидит на обрыве, слегка ссутулившись, – сын без родителей, муж без жены, брат без братьев и сестер, губы сжаты в узкую линию - будто вовсе нет рта… Он? …я? И листья серебристого тополя падают на плечи, летят в Амсанкт, смущая черные воды озера, превращая озеро – в зеркало памяти. Тополь тоже знает: все уже кончилось. Теперь обернуться в последнем усилии к той, что замерла за плечами, а потом…потом… Все потом. А пока пусть чуть-чуть подождет время. Мы с ним – одной крови, я могу попросить по старой памяти. Битва малость затянулась, с пальцев до сих пор капает ихор [1], а блаженного безделья я не позволял себе очень давно, но теперь все кончилось, и можно посидеть на обрывистом берегу озера - подвести в уме бесконечно длинную черту. Все кончилось. Что? Ну, то, что когда-то началось. Из-за спины – то ли вздох, то ли смех. И вопрос – немой: «А ты помнишь, как начиналось?» Я ловлю на обожженную левую ладонь серебристый лист тополя и гляжусь в черную воду – черную не как Стикс или мой мир, черную, как было там, в начале. Я размыкаю губы, позволяя дару Мнемозины [2] владеть мною безраздельно. - Как будто это было вчера.
* * *
Крик выворачивал легкие. Резал уши. Ввинчивался в виски. Тонул в непроглядной тьме без остатка. Уходил в безвременье. Больше крику некуда было деваться. Здесь есть только тьма - вязкая, душная, липнущая к лицу и телу. И безвременье. Еще пустота. Все это мальчик знал – но все же кричал, пока не почувствовал, как растет в груди болезненное ощущение разрыва. Тогда, поняв, что не может больше издавать звуков, умолк. Голос, который он пытался заглушить криком, явился тут же – мягкий, идущий, со всех сторон, а может, звучащий изнутри. «Только не плачь, хороший мой. Хочешь послушать сказку, маленький?» Проклятый голос раздавался неизменно и преследовал неумолимо: заткнешь уши, а он все равно звучит. И никогда не слушал, что ему говорят в ответ. «Нет, не хочу! Я не хочу! Уходи, я не хочу!!!» «Вначале был только великий Хаос – бескрайний, плодоносный, содержащий в себе вся и все…И появились из Хаоса Эреб – предвечный мрак, Эрос-любовь, и Нюкта-ночь, и Гея-Земля, и много чего еще, много кого еще…» Тяжело дыша, мальчик смотрел во тьму широко открытыми глазами. А может, глаза были закрыты – это не играло никакой роли. «Уран-Небо воцарился в мире и взял в жены Гею-Землю, и она родила. Первых ее детей – Гекатонхейров-великанов и Циклопов – Уран вверг обратно в материнскую утробу, устрашенный их мощью. И они томились в Тартаре – глубочайшей бездне – и корчи мук сотрясали Землю…» Из глаз вытекало что-то холодное, щекотало и склеивало ресницы, бежало по горячим щекам, застывая на них крупинками соли. Наверное, это по каплям выходила ненависть, поселившаяся внутри, – когда успела? Наверное, это бежало к подбородку и капало с него жгучее осознание того, что последует дальше. «Затем Мать-Земля родила титанов – новое племя, прямодушное и могучее, владеющее горами и морями. Она подстрекала своих детей свергнуть Урана, но титаны знали мощь отца и не решались пойти против него. Решился лишь один – Крон Криводушный, Повелитель Времени. Взяв адамантовый серп, выплавленный матерью-Геей, Крон оскопил своего отца Урана и воцарился над титанами и над другими племенами…» Появился и нарастал жалобный детский вой в груди – не дальше, пожалуйста, не надо дальше… «Крон взял в жены свою сестру – Звездоглазую Рею… - голос печален. Голос прерывается вздохом. – И они жили… да, мой мальчик, они хорошо жили, только сначала у них не было детей. Наверное, хорошо, что у них не было детей, мой мальчик, потому что Уран предсказал сыну: его ждет та же участь. Усмехаясь, лишенный плодородия Уран прошамкал: «Судьба-Ананка, рожденная из Хаоса прежде всех, не минует тебя. Придет час – и тебя свергнет сын». И Крон поверил – зачем только он поверил?»
Мальчик извивался и бился, силясь освободиться от сладкой сети голоса. Вместе с голосом в полубеспамятство приносился неясный шум моря, облизывающего скалы, и запах молока, и мягкие руки касались лба… «Когда прозвучало это предсказание, жена Крона – Рея – ждала ребенка. Ей так хотелось – пусть будет девочка. Она даже придумала ей хорошее имя – Гестия… Но родился мальчик. Наследник». «Это не я». Крика больше не было, но пересохшие губы двигались, пытаясь привнести в неизменную сказку хоть что-нибудь свое. Подумаешь – был какой-то там Повелитель Времени Крон. И жена у него была. И родился у них какой-то мальчик – мне-то что? «На свет появился мальчик с волосами чернее смоли и глазами, впитавшими темноту ночного неба. И тогда Крон приказал принести младенца ему…» И принесли. Какого-то там мальчика. Не меня – слышите?! Этот Крон приказал – он зараза, вот и приказал, - а его глупая жена все выполнила и принесла ему того младенца, а я тут совсем ни при чем, это он, это не я… Сказка обрывается рыданиями, долетающими приглушенно – из памяти. Плач женщины настойчиво мешается с младенческим ревом, переходящим в разрывающий грудь крик. Мальчик кричал, словно пытаясь разорвать окутавшую его душную тьму, и секунды-годы мешались со столетиями-мигами. Потом кричать запретило распухшее горло. Тогда он встал и побрел. А может, пополз - сквозь густую тьму, раздвигая ее плечами и грудью. Ползти было нужно, потому что лежать наскучило. Мальчик полз, пока детские пальцы не ощутили, как тьма и безвременье под ними уплотняются. Обжигающая глухота и пустота сгустились в слизкую, жилистую преграду – стену темницы.
«Хочешь услышать сказку, мой маленький?» - Нет. Нет-нет-нет. Уходи. Замолчи. Все равно это не я, это не меня, это… «Вначале был только великий Хаос…» Великий Хаос, потом Уран и Гея, потом Крон и Рея, потом мальчик с черными глазами и волосами – тот, который не я… Голос всегда один – усталый, тихий, ласковый. Пахнущие молоком пальцы трогают лоб одинаково бережно. Иногда выступают из тьмы руки, или хлещущее пенными бурунами море, или гневно-фиолетовый Уран-Небо над головой… Потом появится и заслонит все бездонная глотка – перед тем, как темнота моей памяти перемешается с темнотой вокруг. Моей памяти. Не его. «…на свет появился мальчик с волосами чернее смоли и глазами, впитавшими темноту ночного неба. И тогда Крон приказал принести младенца ему…»» Вздрагивают детские губы, освобождая скопившийся звук: стон-вздох-всхлип – все вместе… «Это…я?!» Да, это я.
* * *
Сожрал, значит, стервец. Как есть – сожрал. И задумываться не стал особо. Как будто я, скажем, финик. Или ягненок. Спасибо, папочка, век не забуду! Главное, наследника. Первенца. Обидно до…с чем сравнить-то, когда вокруг – тьма и папашина утроба. Тут даже времени нет. Он повелевает временем, это верно, но внутри него оно перемешивается, спутывается: секунды-годы, столетия – миги… И в моей темнице – душном, темном, огненно-жарком мешке – ничто не указывает на то, сколько я тут просидел… пролежал… простоял… Крон, сын Урана, Хаос тебе в печенку! Готовься к глобальному, вселенскому несварению желудка. Ярость взметнула на ноги – оказывается, сидел – бросила плечом на одну упруго-горячую стену, на другую. - Ик, - неуверенно и басовито раздалось откуда-то вовне. Во второй раз разбег был больше, а удар – сильнее. - Ик… После третьего раза что-то вовне проревело, что у меня отвратный характер. Или после четверного? От напряжения взвизгнули мышцы, боль хлестнула волной, задавила ярость, но я продолжал метаться и биться, биться и метаться… Потом падал в полузабытье (полностью забыться не удавалось никогда), но приходила ярость, толкала, поднимала на ноги – и я вставал и бросался, падал и вставал опять… - Ты упрямый, маленький Кронид. Наверное, это сказал я. Здесь же все равно больше никого нет. Правда, с собой я пока не пытался разговаривать – чего доброго, с собой и поссоришься. - Ага. Еще у меня характер скверный. Смешок взрезал темноту как зарница – небо. Я помню зарницы. Уран-небо разбрасывал их, когда мать несла меня, недавно родившегося, к отцу – на пир, которым он отметил появление наследника.
Главным блюдом выступил наследник. - Раскаленный металл перестает вспыхивать – и иногда становится крепче камня … - голос задумчив и…не мой. Откуда младенцу, который не успел прожить и дня, знать о металле? В памяти – только сказка, касания рук, море, небо, пасть… - Ты кто? - А ты сам-то на такой вопрос ответишь? Очень даже отвечу. Я вроде бы – мальчик и сын Крона Криводушного, который – зараза. И у меня еще характер скверный. - Имя у тебя есть? - Много имен. Но обычно меня зовут: Ананка. Ананка-Судьба. Повеяло холодком среди обжигающих стен батюшкиной утробы. «Ананка-Судьба, рожденная из Хаоса прежде всех», - услужливо подсказала память голосом матери. - Зачем пришла? - Посмотреть на тебя. - Что? Посмотрела? - А я тебя не вижу. Тут же темно, хоть глаз выколи – вот тебя и не увидеть. Аид-невидимка [3]. И засмеялась, но необидно, а весело. Аж самому засмеяться захотелось. Попробовал… Забыл. Или все-таки не умел? - А как зовут тебя, маленький Кронид [4]? А никак меня не зовут. Мать мне имя придумать не успела, а отец и придумывать не стал. Крон, Повелитель Времени, натура практичная и свою стихию тратить не любит. Принесли – сожрал. По животу похлопал и подытожил – мол, хорошо пошел первенец. Кажется, еще запил чем-то пахучим. Зараза. - Никто меня не зовет. Меня некому звать. Ты зовешь: Аид-невидимка… - А знаешь, почему я пришла? - На меня посмотреть, только не видишь почему-то. - Ну, тогда это честно, маленький Кронид. Ты ведь меня тоже не видишь. - Другие видят? - Очень немногие. И нечасто. Видеть свою Судьбу – это, знаешь ли, не всегда приятно. Голос у нее невеселый. Как будто ее тоже во младенчестве сожрали. Или, например, ее колыбелью тоже стали тьма и безвременье. - Значит, они тебя слышат? - Слушать свою судьбу умеют еще более немногие, чем видеть ее … - Почему? - Потому что они слишком хотят все сделать по-своему. Слишком себялюбивы, чтобы слышать мой шепот. Слишком горды, чтобы следовать советам и искать окольные пути. Они умеют только бороться…как твой отец. Помолчали. Безвременье вокруг смешивалось с тьмой, тьма душила безвременье. Им не надоедает быть частями единого целого. - Значит, у него – тоже Судьба? - У всех. - И он хочет с тобой бороться? - Не надо со мной бороться. Пожалуйста, не надо со мной бороться!! Мир еще так молод, а я уже так устала…с вами бороться, дураками. Побеждать. У меня ведь тоже – Судьба…предназначение. - А что с тобой делать тогда? Любить? Поклоняться?! - Нельзя любить то, что у тебя вечно за плечами. И поклоняться тому, о чем совсем не знаешь. Меня понимать надо. Понимать и принимать…какая я есть. - Ну и что тогда? Ты станешь мягче, что ли? - Маленький Кронид …я не бываю тверже или мягче. Я бываю – твоя или нет. - Тогда какая ты – моя? - Ты мне нравишься, Аид-невидимка. Попроси меня. Какой захочешь - такой и стану. - И будешь – у меня за плечами? - Если не прогонишь. Как будто я такой дурак – прогонять.
* * *
Наверное, ей тоже было здорово скучно. Или даже вообще делать нечего. Вот и наведывалась раз за разом к сыну Крона, запертому в утробе своего отца. Так, подавала голос из-за спины. Роняла фразы. По делу и не по делу. В любом случае я смаковал их подолгу, словно материнское молоко, и безвременье казалось не таким томительным. - Ты что думаешь – мне совсем нечем заняться, только объяснять упрямому мальчишке, что и как там, вовне? Я, может, сижу высоко, на небесах, выше самой высокой горы. И вращаю ось мира. - Ври больше. - А вот и вращаю, невидимка. Если не вращать – мой свиток писаться не будет, и жизнь совсем остановится. А мои дочки перестанут прясть нити судеб и вынимать жребии. - И что тогда? - Нельзя жить без жребия, маленький Кронид. Это значит – вечно быть на перепутье дорог, каждая из которых ведет в неизвестность. Новый шаг – новое перепутье. Это значит: остаться на растерзание случайностям. Двое, которым предопределено встретиться, – не встретятся. Слово, которое нужно произнести, не будет произнесено. Это значит, все вернется к тому, с чего все началось, невидимка, – в нем не было Судьбы… - В чем? И с чего все началось? Ты что, опять за свое?! Смеется только. Мол, ты еще маленький, невидимка, занимай себя другими разговорами. Какая разница, чем занимать. Тут же тьма и безвременье, безвременье и тьма…Разве что только разбежаться – и на стенку броситься, послушать, как там отец меня костерит. - А что это ты просто сидишь, а, маленький Кронид? Ну, точно делать ей больше нечего. А врет, что, мол, ось эту самую вращаю… - Еще могу стоять. Или лежать. Все равно ж ни зги не видно. - Это ты здесь не видишь. Потому что и не стараешься что-нибудь увидеть. Тьма полна оттенками точно так же, как свет, невидимка, просто смотреть надо пристальнее…тоньше. Не глазами - собой. В кажущемся безмолвии можно различить звуки – только вслушиваться нужно как следует. Не ушами – собой. - Я не понимаю. Я не вижу. - Ты упрямый, маленький Кронид. Ты справишься. Тьма обиженно колыхнулась в такт голосу Судьбы. Подзатыльник отвесила – или это все-таки Ананка развлекается? Тьма – липкая, жаркая – обволакивала и, кажется, пыталась успокоить. А что? Она же мне – колыбель. Родные друг другу, можно сказать. Оттенки черного явились первыми. Не просил и не искал, даже и вглядываться не старался, а они пришли: черно-угольный, по-ночному черный, непроницаемо-черный, пыльно-черный, затягивающий мрак, черное дерево, черный со слюдяным блеском, черный как то небо, которое я видел в снах. Оттенки распирали тьму, толкались, лезли в глаза – да успокойтесь вы! – уплотнялись, рисуя неясные, зыбкие очертания…Очертания складывались несмело, менялись, потом рисовали новые оттенки: черно-багровый, черно-серый, черно-бурый, аспидно-синий… Вблизи очертания обрели еще и ощущения. Неровные, свинцово-черные нагромождения – потрескавшиеся от времени валуны, об один ушиб лодыжку, крошатся под пальцами, карабкаться на них неудобно. Жжено-серое с коричневым, шершавое, большое – древесные стволы, лежат, рассыпавшись, набросаны в беспорядке, приходится обходить. Жирно-черное, густо булькнуло под ногой – лужа вонючей жижи… Чем дольше я учился видеть заново, тем больше давило ощущение бесконечности окружающего пространства, утроба отца не казалась больше тесной клеткой – лабиринт, чертоги… Беспредельная свалка. - Ты внутри времени. Думаешь, оно поглотило только тебя одного? Вовремя это она…за плечами. Аж подскочил на месте, оступился на чем-то мягком, размазанном – и полетел в интересно звякнувшую груду. Ругнулся словцом, каким отец обычно поминал меня, вылезая из кучи когда-то острых, а теперь затупленных штук. Прищурился – попытался ловить оттенки… Чернота бронзы – она снилась мне – и прозелень времени. Я знаю, что вот это длинное, с острым, но выщербленным наконечником – копье, а вот поломанные стрелы лежат, затупленный нож, неудачно скованный меч… - Как в него это все поместилось?! - Твой отец – Повелитель Времени. Когда он поглотил тебя, ты оказался в месте, куда уходит все, что попадает между его жерновами. Чьи-то кости осели под босыми ногами в пыль. Оно и видно - попали между жерновами. - Я, значит, сейчас не у Крона в утробе. - Да – и нет, маленький Кронид. - Бывает, чтобы – сразу и да, и нет? Когда она так смеется – дует в макушку легким ветерком превосходства – то хочется заехать ей в нос. Только где он этот нос у Судьбы, кто его видел?! - Только так и бывает, невидимка…Ты в его утробе. Ты можешь разбежаться и удариться в ее стенки. Ты можешь сидеть в душном, узком мешке…И ты в бесконечном лабиринте Времени. Ты можешь бродить здесь столетия. Можешь открыть длину переходов, и ширину коридоров, и тысячи вещей, которые пожрало время… - От чего это зависит? - От твоего желания. Нынче ей было весело. Подпрыгивала, что ли, у меня за спиной. Дразнилась частыми, мелкими смешками – думать мешала. - А не все равно, чего я тут хочу? Меня съели. - Ты – сын Крона и Реи. Ты – внук Урана и Геи. Ты – правнук Хаоса. С твоими желаниями, невидимка, придется считаться кому угодно. - И тебе? - А как ты думаешь? И залилась во весь голос – аж камни недалекие гулом откликнулись. Хотеть чего-то – странно. Будто в чужую кожу влез. Знаю – как не хотеть, это привычно, это я помню. Не хотел быть здесь. Не хотел, чтобы звучал тот голос, который все набивался со сказкой… Хочу я вернуться, где был раньше? В отцовской утробе можно хоть пару раз на стенки броситься – довести до икоты старую заразу. Здесь – простор, хлам, оттенки… Пару вечностей можно побродить, а там посмотрим. Наверное, здесь можно было бродить три тысячи вечностей – даже если бы я не возвращался время от времени в отцовскую утробу. О себе напомнить. Довести Крона до памятной изжоги, прислушаться к проклятиям извне – ага, скверный характер, а ты представь, в кого я, папенька! – закрыть глаза и провалиться в извилистый беспростветный лабиринт с непредсказуемыми изгибами, изменчивыми стенами, неразличимым верхом. Над головой всегда колыхалась густая тьма, не желавшая прорастать оттенками, а стены были разные на ощупь: то жаркие, упругие, пульсирующе-живые, то каменные, ползущие осыпью под пальцами, то будто кованные, с острыми скобками. Повороты, закоулки, тупики; ровные коридоры обманчиво уверенно уводят вдаль, пойдешь, а коридор не кончается, и камни под ноги попадаются все те же; так вот и идешь, пока не брякнешься носом в камни от усталости; поднимешься – а ты на том же месте, где начинал путь. Частью коридоры были пустыми, частью в них встречалось хламье, которым питается время: волосы или нити, гнилые плоды, окаменевшие мертвые стволы, камни из жилищ и жертвенников, тела животных, а когда и только кости; миски, иглы, расщепленные инструменты, украшения вроде бус; шкуры, кубки, изорванные, поеденные насекомыми ткани… время хватало все подряд, охотно сваливало в кучи и хоронило внутри себя, и я бродил по этому великому могильнику – ощупью и по запахам, расквашивая нос, раздирая колени, разрезая ладони, пока оттенки не договорились и не начали приходить чаще, пока острый лист, торчащий из темноты, не стал ущербным острием копья, а мягкая, теплая масса не превратилась в кучу перепревших фруктов. Пока я не стал отличать и видеть – стены, стволы, поломанные кресла, искалеченные очаги, оскалы черепов… Вот ее я не мог увидеть – а может, не хотел, даже когда навострился смотреть по-новому. А она уверяла, что не может увидеть меня – Аид-невидимка! Интересно, чего это она со мной разговаривает? - А тебе кроме меня и слушать-то некого, - и этот ее смешок, похожий на зарницу. Или не на зарницу, а мне просто сравнивать не с чем. – Пока что. - Пока - что? - Пока что, - посмаковала каждый звук, раскатила языком. А сама мне еще говорила – попроси, мол, меня. Какой захочешь – такой стану. Интересно, если ее попросить не быть такой вредной – согласится? - Что - старый гад еще кого-то проглотит? Молчит, вредная. Наверное, к себе отправилась, на небеса. Ось мира вращать. Вечно она так – бросит слово или два, а они потом в темноте вокруг летают, щекочут виски, тревожат. Вот и сейчас – сквозь тьму ворохи тканей проступают, оттенки, узоры – черное на черном, темно-красное на черном, мрачно-желтое на сером…А вокруг – отзвуки. Тревожные. Нехорошие. «Пока что». В темноте и безвременье иногда были звуки. Шелест крыльев – побольше и поменьше, и чье-то невнятное рычание, и хныканье, а как-то раз послышалось что-то похожее на песенку. Знать бы, кто ходит по этим темницам, кроме меня и Ананки. Время – ненасытная и неразборчивая тварь. Если уж заглотнет – попробуй, отбери…
* * *
Вихрь налетел неожиданно – со спины. Ударил шершаво и кожисто, не дав упасть до конца, надавил на грудь когтистой лапой, дыхнул жаром и гнилостью из разверстой пасти – и тьма была на его стороне, мельтешила в глазах, не давала рассмотреть противника… - Последыш… - гнусно прошипело в лицо. – Узнаешь… Узнавать не хотелось. Вскинулся, толкнул ногами наобум, крутнулся, плечо оцарапал о треклятый валун (вечно под ногами мешается!), вскочил, стиснув кулаки, впился глазами во тьму – где они там, оттенки? Сгущаются оттенки. Рисуют угольно-серым силуэт высотой мне по грудь. Чешуя. Крылья. Огонечки глаз поблескивают – золотисто-желтые звезды, или звезды другого цвета? Пасть – черно-красная – не закрывается, где ж тут закрыться, когда столько зубов. Не зубов даже – толстых, крепких игл. Лапы – мощные, трехпалые, с кривыми когтями – словно от другого зверя. Черно-серебристая шерсть. Шипастый хвост. Перетекают с места на место оттенки, во тьме стараются потеряться…И я перетекаю – сжав кулаки, движемся, словно в танце, описывая полукруг. Я не видел таких тварей в своих снах. Откуда здесь? Или тьма отцовской утробы таит больше секретов, чем кажется? - Узнаешь… последыш… К выпаду я был готов. Ушел влево, пяткой проскользив по знакомой залысине, нырнул в тьму – родную колыбель, в крови вскипел азарт игры: ну, что ж ты, тварь? Поиграем? Ага, поиграем, отозвался удар сзади и слева. В догонялки-разрывалки – валяй? Двое. От когтистой лапы над лицом, увернулся, продлив падение; свистнул где-то в темноте хвост – по щеке потекло теплое… Рыкнуло у левого плеча: соткалась из серо-алых точек вторая тварь…или первая? Уйти…уползти…отсидеться. Зарыться в ворох полуистлевших вонючих шкур, чтобы не учуяли. Забиться между валунов, в пыль, закопаться в кости и одеревеневшие ветки… Давай, согласился третий вихрь, загораживая дорогу. Прячься, а мы поиграем. В находилки-кусалки. Или в травилки-удушилки. Третья тварь была крупнее первых двух – голова выше моей. Вожак, - вспомнилось или придумалось слово. - Боишшшшься?! Шипение обдало лицо ветерком. Я помню ветер. Он обдувал лицо, когда мать несла меня, едва родившегося… Бледного золота из глаз на морде вожака стало больше, когда мои губы поползли в ответный оскал. Куда более кровожадный. - С чего б? Тьма налилась новыми оттенками, резче обозначила краски и предметы. Я не отводил взгляда от двух лун в глазах у твари передо мной, а четыре другие луны обступали с боков – плыли, крались, стелились. Подбирались на расстояние прыжка. Прыжок – а потом игра: кому первому достанется добыча. Беззащитная добыча, которая побеспокоила Крона. Добыча, которую Крон приказал усмирить. Ничего, что бессмертен – не очень-то побуянишь, когда твое тело втроем рвут клыками… Он замешкался, прежде чем броситься, – или я оказался настолько быстрее? Тьма обняла, закружила, услужливо толкнула в руку что-то острое, источенное соками времени. Мрак поддержал неокрепшую детскую руку, вцепившуюся в горло первой твари. Смешок Ананки сверкнул – направил лезвие в ладони. Брызнуло - горьким, едким, багрянец с жилками прочерни… Мрак в глазах. Мрак – глаза. Мрак – все и во всем, захочу – и стану новым его оттенком… Это он – не я. Это он – и я… Потом содрогнулась твердь под ногами, и закричал отец. Смешно, он орал вовне так, будто собрался рожать собрался или словно в стену его утробы ударило что-то покрупнее меня, или кровь, толчками вытекающая из разодранного горла чудовища, пропекала ему желудок. Второй гад был глуп: он решил кинуться на меня сверху, не понимая, что и там – тьма, что она окружает его, а значит – его окружаю я. Хрустнула и прорвалась под пальцами перепонка. Лезвие, подвернувшееся под руку, потерялось, ничего, можно просто придавить коленом к скользкой, мягкой поверхности под ногами, стиснуть шею…не пальцами, нет. Обволакивать – со всех сторон. Проникать внутрь – с каждой попыткой сделать вздох. Убивать волей… Когти бьющейся в агонии мерзости разодрали ногу от колена до ступни, ничего, здесь безвременье: рано или поздно, а она прекратит трепыхаться… все, прекратила. Вожака почему-то не было: точно, я прикончил тех, что поменьше. Мрак вокруг ликовал, упоенный, не хотел отпускать – к чему, если вместе нам хорошо? Уходило ощущение струящейся сквозь вены мощи, смолк крик отца, в висках отдался то ли звон, то ли шелест, и повеяло холодком… Холод был не воображаемый. - Бездарно дерешься. Тьма не сгущалась, оставалась многоцветной и яркой, и я отчетливо видел его: он присел на один из валунов. Юноша – нет, еще мальчик с пронзительным, морозящим взглядом, перед которым отступила темнота. Незыблемее скалы, на которой сидит. - Чего? - Ты бездарно дерешься. Голос… свист клинка. Паузы между словами – замахи и выпады. Мелькнул хвост третьей твари: вожак мчался куда подальше без оглядки, испуганно подвывая. Хорошенькое дело. Мало этих, зубастых, так тут еще какой-то приперся. Обзывается. Упер руки в бока, подошел поближе, рассматривая живую статую на валуне. Это хорошо, что он сидит: у нас головы как раз на одном уровне… - Я, значит, бездарно дерусь? - Угу. Мой кулак усвистел вперед еще до того как он ответил. Хорошо усвистел, от всего сердца, аж костяшки рассадились о зубы нежданного гостя. Тот, видно, удара не ожидал и в ответ мне съездил с большим опозданием, но зато и кулак у него оказался – будто наковальней по скуле приложил. С валуна мы скатились уже вдвоем, сцепившись и слившись в единое целое, звякнуло что-то железное – да что ж, у этого гада плащ железом, что ли, окован? В ушах зазвенело от еще одного удара, зато я удачно зарядил противнику коленом в живот, а может, где-то рядом… Когда мы расцепились, я пыхтел, он - задыхался. Волосы (какого цвета – не разберешь, не говорят оттенки) – облепили лицо, только глаза блестят. Но не как раньше, а удивлением. - Т-ты ч-чего? Я – Танат-Смерть, сын Эреба и Нюкты… - А я Аид, - отозвался я, - сын Крона. И н-на тебе в зубы еще раз – в честь знакомства. Во второй раз сцепились ненадолго, не успели упасть с ног, как снова вскочили. Я стоял, трогая расквашенный нос (когда он мне по носу-то попал?!), волосы занавешивали глаза, да какая разница, все равно ж темно… - Что? Бездарно дерусь? А этот, как его там, сын Нюкты, зуб отплюнул на ладонь и смотрит на него, будто чудо узрел. И губами шлепает: - Бе-бездарно… Ну все. Сейчас он на своей ладошке еще два или три зуба увидит – пущай полюбуется. - Это почему это? - Потому что не тем, - отозвался он с неожиданной уверенностью. Я посмотрел на две безжизненные туши неподалеку. Хмыкнул. - А ты знаешь, чем нужно? Гость приблизился и достал лишенный ножен, болтавшийся на перевязи меч – тот сливался цветом со странным, обшитым перьями плащом. Меч был, как и перья, темным и немножко отливал металлом. Шаг – взмах – вздох, первая тварь уже не хрипит, с ней случилось что-то, что не может случиться со мной, это никогда не может случиться со мной, если я только не…что? Вдох – шаг – взмах – вторая тварь не успела даже заскулить и перестала трепыхаться. Но ведь лезвие ее не коснулось…или это я не настолько хорошо вижу в темноте? Вижу, только глупости какие-то. Вижу, как встают два чудовища – а тела остаются лежать на месте. Вижу, как они недоуменно крутят головами – будто их тоже посетило что-то такое, что никогда не должно было к ним прийти. А потом их весело глотает тьма – уходят, чтобы не попадаться на глаза мальчику с мечом. - Что ты делаешь с ними? - Убиваю. Это он сказал почти стеснительно. Обыденно так. - Ты отнимаешь жизнь этой штукой? – потянулся бессознательно к тусклому, зовущему лезвию. Мальчик стоял неподвижно, а смотрел непонятно. Вот Ананка вдруг подала голос. - Маленький Кронид…а ты уверен, что хочешь такую игрушку? Пальцы коснулись металла – не того, убитого веками, который резал ноги в темнице времени. Живого и бьющегося под кожей. Черная гладкость – гуще тьмы, которая здесь царит. Я положил ладонь на холодное лезвие – и оно откликнулось. На мое молчание – своим, неслышным призывом… Еще бы не хотеть. Я поднял взгляд и встретился глазами с сыном Эреба и Ночи. Он смотрел испытывающе. Слова – шелуха. Слова здесь, в темноте и безвременье, не нужны… «Воин, - говорили его глаза. – Ты – воин». Я покачал головой. «Неважно, что ты думаешь. Неважно, разишь ли. Ты – воин. Хочешь, я научу тебя?» «Чтобы я тоже мог убивать?» «Чтобы ты мог выбирать – поднять меч или нет. Поднять меч могут только те, кто умеет…» «Что делают остальные?» «Они сражаются не мечом, а своей сущностью». «Разве меч – не твоя сущность?» «Мой меч – моя. Я родился с ним, он часть меня, моего сердца и моих крыльев. А для тебя сгодится любой, к которому ты прибегнешь, если захочешь». Откуда взять меч – я не спрашивал. Перебрать железный хлам (сто шагов налево, обогнуть кучу костей и не попасть ногой в лужу чего-то гнилого). Выбрать наобум: раз любой, значит любой… Вот этот кривой и немного зеленый, например. Шершавая рукоять легла в ладонь ободряющим холодом. «Готов? Отражай!» Удар – быстрее смешка Ананки. «Ногу назад! Выпад! Режущий! Защиту снизу! Обходи! Руби!» Вздыхал где-то во тьме и безвременье вожак тварей – ворочался, шипел под нос: «Бог… страшно… не боится?» Долетало урывками – сквозь звон клинков, в котором я тонул почти как перед этим – во тьме… Вот только теперь тьма была вокруг – не во мне. Сторонилась двоих сумасшедших, которые носятся по брюху Крона, размахивая мечами: не ровен час истыкают, мальчишки! Не было ни кипящей в венах силы, ни упоительности танца – только азарт, упрямство, до боли в мышцах… «Не увидел препятствие. Прижмись. Здесь экономнее. Взмах! Коли. Ускользай. Еще!» Я учился.
* * *
Позже Посейдон будет крутить у виска: «как-как ты это делаешь?!» Сейчас я помню тот миг, когда он впервые при мне взял трезубец – и начал им разить так, будто тот был его дополнительной рукой. Зевс метал молнии, будто пальцем указывал. А я учился. Обращаться с оружием – не смешно ли? «Сверху! Открылся. Больше силы. Блокируй! Отступи! Теперь вперед» Мы молчали: слова были не нужны. Все равно слушать надо не ушами. Я слышал - кожей, стучащим сердцем, бьющейся жилкой на виске. Он отдавал команды – взглядом, жестом, взмахом клинка… И лицо начало казаться не таким каменным – или темнота и тут обманывает? «Атакуй. Больше напор! Шаг! Скрестить! Отстаешь». - Играются… - ядовито шипит вожак тварей, мало я ему навалял, ничего, еще наваляю… А чего б не поиграть – мальчишки мы или кто? В наставники и ученики, например. Меч чуть не вывихнул запястье: подставил под прямой удар. Изжеванное временем бронзовое лезвие раскрошилось под напором более твердого противника. Острые осколки посыпались на ноги, в кулаке остался бессмысленный огрызок. «Поищу еще один». Грудь ходила ходуном, будто раз тридцать разбежался и прыгнул на стену отцовского брюха. Сын Ночи покачал головой. Подвесил свой клинок обратно на пояс. На этот раз он даже не запыхался. «Я бездарно дерусь?» «Бездарно. Пока что». И вслух, глядя поверх моей головы: - Мне пора. Он отступил назад, полуприкрыв глаза и как будто откликаясь на неслышный зов, хотя темнота вокруг молчала, и даже тварь-вожак утихла на время. - Куда? - Пора, - повторил он и развел крылья. Тут я только понял, что это крылья. Черные крылья. Железные крылья – как его меч. - Ты вернешься? - Я – Танат-смерть. Сын Ночи и Эреба. Голос у него был в тот миг острее клинка. А уж взгляд… - И? – сказал я. Меч ударился в щит. Морозящий холод взгляда потонул в темноте встречного. Дрогнула бровь Таната-Смерти. - Что «и»? - Ты – Танат-Смерть, сын Ночи и Эреба. Я – Аид, сын Крона. И? - Что «и»?! - Ты научишь меня? Вернешься? Губы на лице, выплавленном из адаманта и закаленном в подземных горнилах, сжались чуть плотнее. - Увидим. С режущим звуком всплеснули железные крылья – и сын Ночи и Эреба растворился среди мрака. Шипело и сопело чудовище из темноты – зализывало раны. - Боишшшшься? – поддразнил я. Рыкнуло, но заткнулось тут же. Ну и пусть сидит. Можно было бы пойти и дорезать его, что ли, да на ком потом тренироваться будешь? На Ананке? Эта, кстати, как ждала – подала голос из тьмы: - Знаешь, маленький Кронид… Этого сына Ночи не принято просить возвращаться. - Почему? - Из-за того, что несет с собой его клинок. - И что теперь? - Как это – что? - Он не вернется, что ли? - Вернется, невидимка. Если… позвать. - Как? Тьма залилась сотней острых колокольчиков – смехом.
* * *
- У-у-у-у! Хссс! Отвяжис-с-сь, последыш-ш-ш… Верткий он оказался. Ну, этот, вожак. Я его, скотину, мечом из засады, а он рану зарастил и в бега, а видит он в здешнем мраке лучше меня, а мне среди куч этого старья как бы ноги не переломать. Хрустнул чей-то череп под пятой – кажется, того, шестирукого, он еще огнем плеваться пробовал. Проехал ногой по поте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|