Индексный метод изучения динамики среднего уровня цен
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Так как в практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями, то тема, рассматриваемая в работе, актуальна. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей. В условиях рыночной экономики большое практическое значение приобретает анализ динамики цен на товары и услуги. Это обусловлено тем, что показатели, характеризующие инфляционные процессы на рынке потребительских товаров применяются при решении многих актуальных экономических задач. В теоретической части работы раскрываются такие вопросы, как: · цены и их виды; · индексы цен Ласпейреса, Пааше и Фишера; · использование индексного метода. В расчетной части решены четыре задачи с подробным описанием и выводами по каждой. В первом задании представлены данные об уровне цен по 30 магазинам, необходимо исследовать структуру совокупности. Цель второй задачи – выявить наличие корреляционной связи между ценой товара и объемом продаж, установить направление связи и измерить ее тесноту. Задачу №3 необходимо решить, используя выборочный метод. В последней задаче нужно определить общие индексы цен и абсолютное изменение средней цены товара в целом и за счет отдельных факторов, используя данные о продаже товара А в трех магазинах. В аналитической части проведены статистические исследования динамики среднего уровня цен товаров в сфере сельского хозяйства на основе данных Госкомстата России. Для автоматизированного статистического анализа данных был использован табличный процессор Сущность цены и ее виды Цена - выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Цены участвуют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, влияют на рост производства и производительности труда, повышение уровня жизни населения.
Категория цен связана с функционированием товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса. При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. Таким образом, в цене фокусируются экономические и социальные проблемы общества. Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции. ü Учетная функция позволяет оценить затраты и результаты производства. ü Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции. ü Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решают социальные задачи. При переходе к рыночной экономике цена выполняет функцию учета спроса и предложения. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цен. Увеличение спроса приводит к превышению цены над стоимостью, а увеличение предложения – к отклонению ее ниже стоимости. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается цена равновесия. Все иные цены называются неравновесными.
Становление рыночной экономики сопряжено с применением свободных (рыночных) и государственных (фиксированных, регулируемых и предельных) цен. Свободная цена – рыночная цена, складывающаяся на основе согласования сторон, продавцов и покупателей под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий. Государственные цены – цены, установленные государством на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке; на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на социально значимые товары и услуги. Государственные цены в свою очередь подразделяются на цены фиксированные, регулируемые и предельные. ü Фиксированная цена – твердо установленная государством цена (тарифы на электроэнергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды населения; цены на алмазное сырье, драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них). Как правило, фиксированные цены указываются в прейскурантах. ü Регулируемая цена – цена, устанавливаемая органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции (регулирование в регионе тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения)). Особый порядок регулирования цен на продукцию предприятий монополистов установлен с 1992 г. ü Предельная цена – государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления (цена на лекарства, газ и т.д.). Цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его. Цены в зависимости от обслуживаемой сферы подразделяются на оптовые (цена на товар, продаваемый предприятиями крупными партиями); закупочные (вид оптовой цены, применяемой при закупках государством на внутреннем рынке) и цены производителей (цена, получаемая производителем за реализацию товаров).
Индексный метод изучения динамики среднего уровня цен Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления (простого или сложного, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов) во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен. Органы государственной статистики рассчитывают систему индексов цен, среди них: индексы цен продукции предприятий-производителей, отраслей промышленности, сельского хозяйства и капитального строительства, кроме этого: индексы потребительских цен (ИПЦ), тарифы на перевозку грузов. Особенности расчета этих индексов состоят в том, что они строятся на основании выборочного метода предварительного отбора базовых предприятий.
Одним из направлений анализа цен является изучение уровней цен в динамике. Для этого применяются индивидуальные и общие индексы цен Пааше и Ласпейреса и др. Индивидуальный индекс цен (ip = ) характеризует изменение цены на один товар (услугу). Общие индексы цен дают обобщающую характеристику части или совокупности цен. Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше (Ip = ), охватывают широкий круг товаров и услуг и используются при измерении динамики розничных цен, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных ценах в строительстве, цен компонентов ВВП и др. Индекс цен, исчисленный по формуле Пааше, дает ответ на вопрос, на сколько товары в текущем периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном. Индексы цен Ласпейреса рассчитываются следующим образом: Ip = Он показывает, во сколько бы раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетный период. Согласно практике индекс цен, рассчитанный по формуле Пааше, имеет тенденцию некоторого занижения, а по формуле Ласпейреса – завышения темпов инфляции. Одним из важнейших показателей статистики цен, широко используемым в экономической и социальной политике государства, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, называемых «потребительской корзиной».
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Для расчета индекса потребительских цен используется индекс Ласпейреса, который преобразуется в средний арифметический индекс: Ip = Одним из недостатков ИПЦ по формуле Ласпейреса является базисная структура потребительских расходов семей, выступающая весами индекса. В условиях нестабильной экономики структура таких расходов неизбежно меняется в течение года (табл. 1). Поэтому среднегодовая веса обычно корректируется с целью максимального приближения базисной потребительской корзины к условиям текущего периода. Таблица 1 Структура потребительских расходов населения[1] (% к итого)
Госкомстат России заинтересован в создании независимого индекса потребительских цен, соответствующего международным стандартам. Поэтому методология расчета ИПЦ в России постоянно совершенствуется. Величины индексов потребительских цен, рассчитанных по годам и месяцам, публикуются в официальных изданиях. Например:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|