Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети Игровыми приемами, образными сравнениями воспитатель активизирует у детей проявление интереса к прекрасному в окружающем мире (к красивым игрушкам, ярким и нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам) в ситуации общения со взрослым. В играх, повседневных ситуациях побуждает детей обращать внимание на эстетические выразительные и разнообразные сенсорные признаки предметов, явлений (многообразие и яркость цветов, форм, фактуры). В образовательных ситуациях педагог активизирует интерес детей к народному искусству: глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные), соломы, предметам быта (вышитая и украшенная бисером, аппликацией одежда, расписная посуда, мебель). Воспитатель развивает у детей умение узнавать в изображении (картинах, скульптуре, предметах народных промыслов) знакомые предметы, объекты, явления, называть их; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности (ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета), выражение с их помощью сезонных состояний природы; чувствовать выразительность форм, размера, фактуры, пространственного построения (на всем листе, в центре, на «линии земли»). Педагог с помощью красочного описания, вопросов, развивает у детей умение внимательно рассматривать иллюстрации, живописные картины (натюрморты — цветы, плоды; анималистическую живопись) и скульптуру, понимать выразительность образов, передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. В течение года воспитатель знакомит дошкольников с иллюстрациями художников (Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) к детским книгам, с народными игрушками. Поддерживает и стимулирует высказывания детей о своих предпочтениях в выборе книг, игрушек. Создает ситуации совместного со взрослым обыгрывания народных игрушек, ярких нарядных предметов.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Изобразительные материалы: бумага разного цвета и фактуры, пластичные материалы (глина, пластилин и т.п.), краска гуашевая основных цветов, цветные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага, легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, отрывается, намокает, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки; клей можно наносить на кисть, приклеивать детали. Инструменты и действия с ними, правила использования (цветные карандаши основных цветов, фломастеры, крупные кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примакивания, стеки и т. д.). Элементы строительных конструкторов: название деталей (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), некоторые свойства деталей (устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей), способы крепления вертикально (по кругу, в ряд), плотно друг к другу, на определенном расстоянии (накладывание, приставление, прикладывание). Свойства и качества предметов и явлений мира (в процессе деятельности): форма и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб), элементы (линии прямые, волнистые, зигзаги), основные цвета, оттенки (розовый, голубой), фактура (гладкий, шероховатый, пушистый), размер (большой, маленький). Способы создания изображения: на основе дуги, основных форм (круга) и фигур (линий).
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети Педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами, образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей передавать красоту предметов окружающего мира, особенности строения (общие части, свойства). Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослым и детьми) композиций в рисунках, лепке, аппликации. Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения. В рисовании педагог развивает умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна («Разноцветный листопад», «Дождик», «Снежинки кружатся», «Зажигаются огоньки на елке», «Разноцветные цветы на полянке», «Ягодки на ветке»). Знакомит детей со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий (короткие, длинные, волнистые, прямые), в разных направлениях, пересекая («травинки», «ленточки», «дорожки», «веточки», «рельсы», «заборчик»); со способами созДания предметов разной формы (округлой, прямоугольной: томаты, клубочки, яблоки, сливы, арбуз, вагончик, домик, флажок, звездочки), комбинации разных форм и линий (снеговик, цыпленок, тележка, цветочек, бусы, гирлянды, воздушные шары, салют). Развивает умение создавать некоторые обобщенные образы (дерево — ствол, ветви; дом — стены (квадрат) и крыша (треугольник); цветок — серединка (круг) и лепестки), изображения игрушек на основе округлых и вытянутых форм (снеговик, неваляшка, зайчик, цыпленок). В ситуации «игры-экспериментирования» с материалами формирует умение подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету. Знакомит детей с некоторыми оттенками (розовый, голубой, серый). Учит создавать изображение с использованием одного, двух и нескольких цветов. В предметном изображении в процессе создания рисунка, лепки воспитатель учит детей передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением, размером.
В сюжетном изображении развивает умение создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта («линия земли» — край листа, горизонталь), строить простейшую композицию (расположение героев, предметов относительно друг друга, повторение элементов рисунка: «Жучки-паучки в траве», «Цветочная полянка», «Елочный лесок»), В декоративном изображении педагог развивает умение видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен («украсим варежки, шапочки, платочки, шарфики, тарелку»); передавать элементы декоративного узора прямыми пересекающими линиями, точками, кругами, мазки, ритм и чередование элементов, цветовых пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми (юбка барышни, конь, птичка, козлик). В процессе игр и упражнений с изобразительными инструментами и материалами педагог формирует у детей умение правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку для обсушивания; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Создает условия для принятия детьми правильной непринужденной позы в процессе деятельности: не наклоняться, сидеть свободно, правильно удерживать инструменты, не напрягать руку. В аппликации воспитатель активизирует проявление интереса к материалам, инструментам, возможности создания интересного образа. Знакомит детей со свойства бумаги: легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, сминается, отрывается, намокает, приклеивается и т. п. Образными описаниями, сравнениями в процессе рассматривания иллюстраций и предметов воспитатель побуждает дошкольников создавать образы знакомых предметов (елочка, вагончик, цыпленок, цветок), декоративных композиций (украшение платочка, шапочки, рукавички и т. п.), используя готовые формы. Учит создавать изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), на предметной основе (одноразовая картонная тарелка).
Педагог показывает детям последовательность аппликационной работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли получилось, последовательно выбирать форму, переворачивать тыльной стороной, намазывать их клеем на клеенке, аккуратно класть на прежнее место, прижимать салфеткой. Побуждает детей использовать инструменты аккуратно. Воспитатель знакомит детей с возможностями использования неизобразительных материалов: толченной скорлупы, опилок, соли, ваты, кусочков рваной и смятой бумаги и т.п. В лепке педагог активизирует проявление интереса к материалам для лепки. Знакомит со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега (пластичность, возможность обработки). В игровых ситуациях и упражнениях активизирует создание детьми простейших форм (шар, круг, цилиндр, «колбаска»), их видоизменения. Знакомит со способами создания изображения в пластичных материалах: раскатывание глины под углом ладоней рук (морковка, ракета), раскатывание и соединение различных частей (бублик, пирамидка), скатывание, вдавливание пальцем (чашка, бокал), соединение нескольких частей в один образ (снеговик, снежная баба, пирамидка). Развивает умение детей украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддерживает стремление к созданию выразительных интересных образов («Тарелка аппетитных яблочек», «Шарики мороженного», «Божьи коровки — в пятнышках обновки»). Инициирует обыгрывание работы в ситуации общения со взрослым, использование ее в игре, по приглашению взрослого — объединение работы с работами других детей, педагога в единую композицию. В конструировании воспитатель развивает умение дошкольников различать, называть и использовать в постройке строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), обращать внимание на некоторые свойства деталей- (устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей). Знакомит детей со способами расположения кирпичиков вертикально (по кругу, в ряд), плотно друг к другу, на определенном расстоянии (накладывание, приставление, прикладывание). Развивает умение анализировать постройку, строить мебель, горки, грузовые машины, дома. В игровых и практических ситуациях педагог подводит детей к пониманию вариативности конструкций (двух-трех видов: высокие, низкие дома, шкафы, горки и т.п.). Стимулирует обыгрывание постройки и включение их в игру. Побуждает детей выражать в речи свое отношение к образу, деятельности, называть некоторые материалы и инструменты, формы, цвета, использовать слова-характеристики (хитрый, смелый, веселый, грустный).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|