Задачи воспитания и развития детей
1. Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. 2. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений. 3. В процессе ознакомления с отдельными произведениями прикладного искусства (народными игрушками) и графики (иллюстрации) формировать умение внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма). 4. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов. 5. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста), развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты. 6. Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участия в выполнении коллективных композиций. Для реализации задач используются следующие методы и приемы. Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок): их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»), игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки).
Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые игры), а также игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»). Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения (штрихи — как капельки дождя, точки — зернышки, зигзаги — как горки), а также умений создавать более сложные по способу изображения образы на основе простых (спелые яблоки, листопад, разноцветные мячики, бублики-баранки). Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций (индивидуально выполненную работу — рыбку, яблоко, цветок — дети располагают на общий фон, объединяя в сюжет или общую тему, например «Чудо-дерево с чудо- яблоками», «В магазине цветов», «Морские истории»). Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием. Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек, называние эталонов цвета, формы, показ обследовательских действий для создания образа; использование настольно-печатных игр и организация упражнений («Подбери по цвету», «Подбери по форме (размеру)», «Найди пару», «Все круглое (квадратное, треугольное)»), игр с цветными пирамидками, разноцветными шарами, составление простых композиций с помощью рамок-вкладышей, геометрических мозаик.
Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта (нарядной посуды, одежды, ярко и интересно оформленной мебели), в процессе которого педагог обращает внимание на сенсорные и эстетические признаки, вызывает у детей эмоциональный отклик на яркие сочетания цвета, разнообразие формы, красиво описывает их, вызывает чувство радости от соприкосновения с прекрасным. На прогулке и в повседневных ситуациях следует обращать внимание на необычные явления, предметы (цветение растений, яркость чешуи рыбки в аквариуме, солнечный луч, блеск лужицы, пушистое белое облако). Использование игрушек для рассматривания и обыгрывания (матрешки, неваляшки, свистульки), предметов народных промыслов (детская мебель с городецкими узорами, сундучки, посуда, украшенные предметы одежды — косынки, пояса, фартуки), интересные скульптурные изображения (фигурки животных). Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам и стихам, в процессе чтения которых педагог обращает внимание детей на изображенный эпизод, выразительность образа, использует интересные описания, сравнения, ассоциации с детским опытом. Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка». Содержание образовательной области «Художественное творчество» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Приобщение к изобразительному искусству» и «Художественная деятельность и детское творчество».
ПРИОБЩЕНИЕ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дошкольники рассматривают и обыгрывают народные игрушки и предметы промыслов: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные, свистульки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисером, аппликацией одежда, расписная посуда, мебель).
Рассматривают некоторые простые элементы росписи (кольца, дуги, квадраты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы животных (лошадка, медведь, собака, птица и т.п.) и человека (барышня, нянька). С помощью педагога обращают внимание на яркость, нарядность, праздничность предметов народных промыслов. Рассматривают и обсуждают скульптуры малых форм: образы животных, их выразительность, используемые материалы (дерево, глина). Рассматривают детские книги (книги-игрушки, книги-забавы). Образы животных, изображение детей, сказочных и фольклорных персонажей в иллюстрации. Знакомятся с образами близких детскому опыту предметов и явлений в живописи, с красотой, выразительностью изображения. Формируется образ мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин. Дети знакомятся со свойствами и качествами предметов и явлений: основные формы, фигуры, цвета и оттенки, размерные и» пространственные отношения, эстетические проявления (красивый, не красивый, яркий, нарядный, пестрый, многоцветный и т. п.). С помощью педагога учатся отмечать проявления красоты в природе: многоцветие и многообразие форм (листва, цветы, овощи и фрукты), сезонные изменения в природе (окраска листвы, доминирующие цвета), радуга, формы и цвета окружающих объектов (облака, лужи и т. п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|