Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ маркетинговых работ на ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова»

 

Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга[15].

Служба маркетинга предприятия содержит следующий штат служащих (организация по отраслям): Руководитель службы -1 человек, специалисты по маркетингу по отраслям - 1 человек, менеджер по сырью –1 человек, менеджер по планированию рекламных и PR-акций - 1 человек, специалист по планированию – 1 человек, программист – 1 человек.

Работа службы строится в соответствии с утвержденными планами работ (квартальными).

Цели и задачи службы маркетинга.

Целью деятельности службы маркетинга является достижение устойчивого конкурентного преимущества предприятия.

Работа службы ориентирована на гибкое приспособление хозяйственной деятельности предприятия к изменениям экономической ситуации в России и СНГ, учета требований Потребителей и сочетает в себе комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера.

Основные функции службы:

- анализ цепочки взаимодействий предприятия, рыночной конъюнктуры;

- планирование сортаментной структуры, объемов реализации установленного сортамента, уровня цен на сырье и продукцию, объемов денежных поступлений;

- формирование рыночной стратегии предприятия;

- выработка шагов, направленных на установление долгосрочных отношений с потребителями;

- контроль за реализацией стратегии;

- инициирование новых разработок товаров и услуг и соответствующее построение цепочки взаимодействия; реклама и стимулирование сбыта.

Основные задачи, решаемые в рамках работы специалиста по маркетингу по отраслям.

Фактический анализ реализации продукции предприятия, конкурентов и потребителей в групповом ассортименте, включая:

- анализ уровня и тенденций спроса, % обеспеченности потребителей в разных отраслях нашей продукцией, размеров неудовлетворенного спроса, в целом по России и по отраслям (регионам) в отдельности; анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и методов стимулирования сбыта, используемых конкурентами в конкретных отраслях и регионах, выявление их сильных и слабых сторон;

- анализ, выявление и прогнозирование тенденций принципиального характера в отрасли и на региональных рынках; определение сегментов рынка для основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка; анализ причин неудовлетворенного спроса на продукцию предприятия и разработка предложений по снижению его размеров; создание и оперативное ведение базы данных по потребителям и Конкурентам; разработка и формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции по отрасли и регионам;

- разработка предложений по освоению новых видов продукции, снятию с производства или использованию их в новых сферах, отвечающих запросам новых потребителей и требованиям вновь открывающихся рынков; выбор наиболее перспективных регионов с целью создания в них дилерских центров, участие в разработке порядка взаимоотношений с дилерами; разработка предложений по ценовой стратегии; разработка предложений по концепции стратегии достижений целей сбыта и организационных мер по ее осуществлению. Подробная тактика действий и составление графика КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? делает и ЗА ЧТО? несет персональную ответственность; разработка предложений по созданию/корректировке элементов фирменного стиля на выставках и ярмарках, а также во всех используемых средствах рекламы; разработка предложений по формированию/корректировке положительного имиджа предприятия в сознании Потребителей и единой корпоративной культуры, непосредственное участие в их практическом осуществлении с использованием и средств рекламы; разработка предложений по формированию плана маркетинга на текущий период; систематизация, анализ и контроль плана маркетинга.

Основные задачи, решаемые в рамках работы менеджера по планированию рекламных и PR-акций:

- осуществлять анализ рекламной деятельности и стратегий по паблик рилейшнз основных конкурентов, в целом по России и по базовым регионам в частности, выявление их сильных и слабых сторон;

- осуществлять оперативный анализ информации, имеющейся в базах данных «Потребители» и «Конкуренты», опубликованной в СМИ и полученной в результате посещения выставок и ярмарок, в части своей сферы деятельности;

- разработать принципы создания (технического задания), элементов фирменного стиля, подготовку текстов и материалов рекламных и по паблик рилейшнз, контроль за правильностью их использования в рамках проводимой рекламной кампании, а также в упаковке и оформлении помещений, выставочных экспозиций и спецодежде;

- разработать проект тематико-финансового плана по рекламе и паблик рилейшнз, составление медиаплана, участие в его проведении, оперативный контроль за эффективностью осуществленных мероприятий и используемых средств рекламы;

- осуществлять поиск сторонних организаций/исполнителей для выполнения работ по рекламе, паблик рилейшнз и созданию новых видов упаковки, оперативный контроль за качеством выполненных ими работ;

- разработать план мероприятий по стимулированию сбыта в целом по России и по базовым регионам в частности, непосредственное участие в его проведении и оперативном анализе эффективности осуществленных мероприятий;

- готовить предложения по рекламной поддержки дистрибьюторской / дилерской и фирменной торговой сети;

- разработать предложения по плану мероприятий по формированию и/или корректировке имиджа и корпоративной культуры предприятия, в том числе с использованием средств рекламы, непосредственное участие в их проведении и оперативный анализ эффективности осуществленных акций;

- обеспечить информационно-рекламную поддержку участия предприятия в выставках и ярмарках;

- организовать учет и контроль за правильностью использования и расхода рекламной продукции;

- участвовать в разработке плана маркетинга, анализе его выполнения и подготовке предложений по его корректировке.

Основные задачи, решаемые в рамках работы менеджера по сырью: анализ эффективности операций по взаимозачетам и поиск путей оптимизации этих цепочек; анализ рынка основных видов сырья и прогноз цен, тенденций.

Основные задачи, решаемые в рамках работы специалиста по планированию: анализ ценовой политики предприятия в рамках утвержденных условий и сроков оплат; анализ соблюдения дисциплины оплат (соответствия договорных условий планируемых дат - реальных сроков оплат); составление доходной части бюджета в части реализации металлопродукции и контроль за ее исполнением.

Основные задачи, решаемые в рамках работы программиста: адаптация электронной системы хранения и анализа информации; обеспечение оптимальной структуры данных для сохранения высокой скорости работы системы; обеспечение безопасности хранения данных в электронном виде; анализ существующих средств программного анализа статистической и текстовой информации и обеспечение доступа к новым разработкам в этой области; обеспечение проведения анализа накопленной информации.

Основные задачи, решаемые в рамках работы руководителя подразделения:

- анализ рыночной конъюнктуры (мировой и внутренний рынок); анализ законодательства РФ, программ отраслевых Министерств, стратегических планов развития субъектов федерации; анализ политики естественных монополий; анализ разработок в области методики маркетинговых исследований; разработка стратегии маркетинга и контроль за ее реализацией; организация рыночных исследований;

- подготовка сметы в области маркетинга; регулярные отчеты руководству о положении на рынке и действиях конкурентов; регулярные отчеты руководству о положении на рынке и потребителях; планирование целей сбыта совместно со сбытовом подразделением; участие в разработке ценовой политики; формирование сортаментной политики.

1. Анализ продуктовой политики. Основной продукцией «Металлургического завода им. А.К. Серова» является: агломерат, чугун, сталь, прокат, калиброванная сталь, буровая сталь и штанги насосные.

Основная продукция завода подразделяется на разновидные марки, составы, калибры, которая, в конечном счете, используется на различные нужды металлургии, производство техники, производство бытовых изделий, строительство и другие нужды. Основная продукция нашего завода реализуется как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Маркетинговая концепция предусматривает выпуск широкой гаммы изделий одновременно, т.е. проведение ассортиментной политики. Одним из основных вопросов ассортиментной политики – определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изделий, разных по проходимым ими стадиям жизненного цикла товара, но одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.

«Металлургический завод им. А.К.Серова» является крупным металлургическим заводом, производящим и поставляющим ведущим промышленным предприятиям России, ближнего и дальнего зарубежья широкую номенклатуру высококачественного металлопроката из углеродистых и легированных марок стали в постоянно увеличивающихся объемах согласно требований потребителя (ТУ, ГОСТ, ASTM, SAE, BS и т.д.)[16].

С целью обеспечения конкурентоспособности продукции завода освоены новые металлургические технологии, ведутся работы по реконструкции прокатных станов. Одновременно осваивается производство новых марок стали (например, микролегированные стали для контролируемой ковки, стали с улучшенной обрабатываемостью и т.д.) и новые виды продукции.

Одной из последних разработок стало освоение производства наиболее прогрессивных и конкурентоспособных сегодня на Российском рынке насосных штанг из обточенного полированного проката для откачки нефти.

Благодаря прогрессивной конструкции и технологии (технические процессы с минимальными удельными энергозатратами, современное высокопроизводительное оборудование и т.д.) серовские насосные штанги имеют высокую надежность при умеренных ценах с тенденцией их дальнейшего снижения.

«Металлургический завод им. А.К.Серова», за счет богатейшего опыта производства, освоения новых технологий, производит широкий ассортимент и выходит на высокий уровень качества буровой пустотелой стали круглого и шестигранного сечения для изготовления из нее буров для перфораторного, ручного и машинного бурения, а также пустотелой стали для валов электродвигателей погружных насосов, применяемых нефтедобывающей промышленностью.

2. Анализ сбытовой политики. Товародвижение – деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей с выгодой для себя.

Товародвижение включает: транспортировку, обработку заказов, упаковку, получение и обработку товаров, поддержание запасов, складирование, любую форму информации о товаре или услуге, распределение и сбыт продукции. Среди перечисленных элементов товародвижения особо выделяют три: транспортировку, хранение, контакты с потребителем.

Все элементы образуют систему товародвижения, призванную сформировать необходимый уровень обслуживания покупателя. Затраты на товарообслуживание можно представить выражением:

 

ИТ = ТР + СР1+СР2+СЗ, (1)

 

где ИТ – сумма издержек товародвижения, руб.;

ТР – транспортные расходы, руб.;

СР1, СР2 – постоянные и переменные складские расходы, руб.;

СЗ – стоимость заказов, не выполненных в запланированный срок.

Например: На нашем предприятии производится отгрузка металлопродукции, на которую по итогам 2004 года было потрачено по транспортным расходам 2 568 435 руб.; транспортировка на склады временного хранения составила 24 132 руб., хранение – 134 882 руб., погрузочные- разгрузочные работы 34 678 руб.; стоимость заказов не выполненных в срок 398 572 руб.

 

ИТ = ТР + СР1+СР2+СЗ = 2568435 + 24132 + 134882 + 34678 + 398572 = 3 160 699

 

При этом сумма издержек товародвижения составила 3 160 699 руб.

Величина этих затрат существенно определяется способом транспортировки, объемом складов, количеством промежуточных звеньев системы.

Принимая решения о совершенствовании какого-либо из звеньев системы товародвижения, необходимо следить за тем, чтобы это не отразилось отрицательно на общем эффекте, особенно если мероприятие направлено на минимизацию расходов на товародвижение.

Каждый производитель стремится сформировать собственный канал товародвижения путем прямого контакта с потреблением, что предпочтительнее, или через посредника.

3. Единая линия цен – одновременно на одном рынке продаются различные товары по одной определенной цене;

Тактика падающего, убыточного лидера – фирма рекламирует и продает свою основную продукцию по заниженной цене (либо по ценам ниже себестоимости, либо по ценам выше себестоимости, но ниже обычных цен) и тем самым привлекает потребителей ко всей ассортиментной группе изделий, продающихся одновременно с удешевленными основными товарами, но по обычным ценам;

Исчисление всевозможных вариантов скидок – надбавок или снижение и повышения первоначальной продажной цены товара в зависимости от определенных положительных или отрицательных условий покупки для продавца.

Скидки используют, чтобы реагировать на более низкие цены конкурентов, сократить слишком большие запасы, освободить от поврежденной, дефектной продукции, ликвидировать остатки товаров, привлечь большее число потребителей, стимулировать потребление товаров и т.д. При этом важно определить роль каждого участника процесса товародвижения в установлении уровня скидок – надбавок и их согласовании.

В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены. Приведем несколько видов скидок, используемых в ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова»:

Общая, или простая, скидка представляет собой скидку с прейскурантной, или справочной, цены.

При расчете за покупку за наличные покупатель получает скидку «сконто». Например, формулировка «2/10, нетто 30» означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель заплатит на 2% меньше, если оплатит стоимость товара в течении 10 дней.

Бонусная скидка, или скидка за оборот, предоставляется постоянным покупателям в зависимости от достигнутого оборота продаж в течение обычного года.

Прогрессивная скидка предоставляется покупателю за количество, объем покупки или за серийность.

Сезонная скидка предоставляется покупателю за приобретение товара вне активного сезона его продажи.

Товарообменный зачет, или скидка за предоставление материалов технического снабжения (металлолома, руды, кокса, ГСМ и т.д.)

Экспортная скидка предоставляется при продаже товаров на экспорт или последующем вывозе его из страны.

Специальные скидки предоставляются тем покупателям, в которых продавец в наибольшей степени заинтересован, а также постоянным покупателям (привилегированные скидки).

Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде оказания бесплатных услуг, предоставления большого количества бесплатных образцов и т.д. Предоставляются также скрытые, конфиденциальные скидки, не подлежащие фиксированию в контрактах и реализуемые на основании устной договоренности.

Также используются сложные скидки, сочетающие одновременно различные скидки.

Менее распространены наценки, которые могут быть установлены за повышенное качество (например, больший процент содержания легирующих компонентов в легированных сталях), за более удобную и срочную поставку, за доставку товара непосредственно к месту использования и др., т.е. за выполнение дополнительных требований покупателя по отношению к продаваемому товару.

На внутреннем рынке применяются следующие методы установления цен:

1. «Ценовой лидер». Этот метод применяют мощные фирмы, владеющие значительной долей рынка (30% и более). Такие цены, как правило, можно отнести к монопольным. На эти цены ориентируются остальные фирмы, выставляющие на рынок аналогичные товары.

2. «Следование в фарваторе». Такой метод установления цены применяют фирмы, не владеющие большой долей рынка, но стремящиеся получить желательный объем продаж.

3. «Атака». Этот метод применяют фирмы, желающие на занять лидирующее положение. Условия использования такого метода являются:

- возможность существенного снижения себестоимости изготовления товара, благодаря чему можно снизить цену;

- рынок занят конкурентами, и предложение превышает спрос;

- на рынке много мелких конкурентов; их можно победить, снизив цену;

- увеличение доли рынка способствует получению значительной прибыли;

- обеспечено быстрое снятие с производства устаревших моделей товара, замена их товарами рыночной новизны.

4. «Снятие сливок». Применяется при выходе на рынок с новым товаром, не имеющим конкурента. Условия использования такого метода:

конкуренты не в состоянии противопоставить свои товары; высокая цена принимается покупателями данного сегмента рынка; устанавливая высокую цену, фирма видит стратегию ее понижения; высокая цена поддерживает имидж фирмы, ее товара, отличающегося высоким качеством.

Однако такой метод не может быть слишком продолжительным. Иначе он снизит объем продаж.

5. «Внедрение на рынок». Выбор такого метода обусловлен необходимостью завоевания рынка, где имеются конкуренты товару, предлагаемой фирмой. Этот метод характеризуется назначением более низкой цены в сравнении с рыночной. Он возможен, когда производство товаров отличается простой технологией, товар не сложен технически. По мере повышения его качества или привлекательности цена может быть повышена до оптимального уровня. Условия применения этого метода таковы: не все конкуренты, могут принять вызов в конкурентной борьбе и часть из них, покидает рынок; снижение цены несущественно сказывается на объеме получения фирмой прибыли.

Цена на новое изделие, установленная с возмещением издержек производства и расчетной нормы прибыли рассчитывается по формуле:

 


Ц = С + НР + РП (С + НР), (2)

 

где С – издержки; НР – накладные расходы;

НП – норма прибыли, определяемая как средняя величина из условия рассчитывается по формуле:

 

НР = (ЧП: ОП) *(ОП: КВ), (3)

 

где ЧП – чистая прибыль; ОП – объем продаж; КВ – вложенный капитал.

В отдельных случаях норма прибыли устанавливается не к затратам, а к цене. Взаимосвязь между нормой прибыли. Устанавливаемой к себестоимости или к цене (НПц) описывается формулой:

 

НПц = (Н х 100): (Н + 100), (4)

 

Установление цен в рамках товарного ассортимента. Базой для установления таких цен являются ценовые линии, с использованием которых в зависимости от качества товара или объема партии устанавливается цена: высокая, средняя и низкая. Эти цены и служат основой для назначения исходной цены продажи.

Установление цены по географическому признаку. Основными элементами установления такой цены являются выбор транспортных средств и учет транспортных расходов. При выборе транспортных средств следует при помощи экспертов назначать приоритеты (в баллах) отдельных видов транспорта товара от производителя к потребителю и перечень факторов, подлежащих учету. Суммарная оценка и может служить критерием для выбора вида транспорта. В качестве примера в табл.1 приведены количественные значения отдельных факторов для некоторых видов транспорта.


Таблица 1

Виды транспорта и факторы, влияющие на их выбор[17]

Вид транспорта

Оценка факторов, баллы

Время доставки Частота отправки Надеж- ность соблю- дения графиков Перево- зочная способ- ность Геогра- фичес- кая доступ- ность Стоимость
Железнодо- рожный 3 3 4 2 2 2
Водный 4 4 2 1 4 1
Автотранспорт 2 1 1 3 1 3
Авиатранспорт 1 2 3 4 3 4

 

Транспортные расходы могут быть учтены в различных вариантах:

- покупатель самостоятельно оплачивает все транспортные расходы;

- в цену включаются транспортные расходы до базисного пункта;

- в цену включаются средние транспортные расходы; в цену включаются все расходы по доставке;

- цены устанавливаются по зонам, если транспортные расходы по доставке;

- цены устанавливаются по зонам, если транспортные расходы различные по зонам.

Установление цен со скидкой. Об этом методе и по какой причине могут быть установлены скидки, я писала ранее.

Большими потенциальными возможностями в решении задач повышения качества и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, снижения издержек, анализа финансово – экономической работы располагает функционально – стоимостной анализ. Это весьма эффективный способ аналитической работы, обеспечивающий резкое повышение рентабельности производства и всех финансовых результатов при одновременном улучшении качественных показателей продукции. Функционально – стоимостной анализ от других методов повышения эффективности производства отличает совокупность принципов, основанных на функциональном подходе, соответствии значимости функций затрат на их осуществление. Результат проведения функционально – стоимостного анализа производственного процесс выражается в сокращении затрат при одновременном повышении потребительских свойств изделия; повышении качества при сохранении уровня затрат; уменьшение затрат при сохранении уровня качества; повышении качества при экономически оправданном увеличении затрат; сокращении или полном устранении экономически неоправданных затрат.

Функциональный подход состоит в том, что объект исследования рассматривается как комплекс функций, которые он выполняет или должен выполнить, то есть всякий продукт труда рассматривается с позиций его назначения и возможности удовлетворять потребности покупателя. Все исследование объекта ведется относительно его функций, рассматриваемых с позиций их значимости, форм проявления, формирования и величины затрат на их осуществление.

4. Анализ продвижения продукта. Покупатель покупает не вещь или услугу, а их функции. Покупают способность удовлетворять одну или несколько потребностей. Следовательно, на рынке покупатель приобретает средства удовлетворения некоторых своих потребностей. А коль так, то покупателю необходимо иметь сведения о потребительских свойствах товара или услуги. Если на рынке такие товары предлагаются несколькими продавцами, то покупатель должен иметь информацию об их достоинствах и недостатках, чтобы сделать выбор.

Помочь, ему в этом призвана служба формирования спроса и стимулирования сбыта – ФОСТИС. Иными словами под стимулированием сбыта понимают кратковременные побудительные меры поощрения покупки товара или услуги. В деятельности же службы различают коммуникационный (информирующий) и коммерческий эффекты.

При установлении конкретных целей по спросу, например, ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова» поставило перед собой цель увеличения сбыта к 2008 году на 25% при помощи ассигнований на продвижение металлопродукции в размере 2 миллионов рублей, предприятие должно использовать модель иерархии воздействия, показывающую среднесрочные и долгосрочные цели продвижения, которые предприятие должно преследовать: осознание, знание, благожелательное отношение, предпочтение, убеждение и покупка.

Стимулирование (продвижение) – деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Стимулирование сбыта включает маркетинговую деятельность, отличную от рекламы, и паблик рилейшнз, и направленную на стимулирование покупки потребителями и эффективность работы продавца и дилеров. Набор средств стимулирования сбыта обладает тремя характеристиками: привлекательность и информативность, побуждение к совершенствованию покупки (льготы содействия, представляющие ценность для потребителя); приглашение к совершению покупки.

На данном предприятии ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова» используются следующие средства стимулирования сбыта: прямые отправления; торговые выставки и демонстрации; профессиональные, деловые встречи, совещания; раздача бесплатных образцов металлопродукции; премии; экспозиции и демонстрация металлопроката в местах продажи.

В задачу продвижения продукции входят также формирование устойчивого спроса, побуждение к последующим покупкам данного товара. Мероприятия по продвижению особенно важны, когда на рынке имеется много конкурирующих между собой товаров; мало отличающихся по своим потребительским свойствам. При этом мероприятия, направленные на покупателей и на продавцов (посредников) должны различаться.

Мероприятия, проводимые предприятием по отношению к покупателям, состоят в предложении коммерческой выгоды тем, кто приобретает товар на оговоренных условиях:

- скидки за объем приобретаемой партии товара, регулярность покупок определенного количества товара («бонусные» скидки); продажа товара в кредит в различных формах (рассрочка платежа, отсутствие первоначального взноса);

- бесплатное распространение образцов товара из расчета на покупку большой партии;

- бесплатная передача товара «на пробу»; экскурсия на предприятие – изготовитель;

- пресс – конференция по случаю введения на рынок нового товара; резкое снижение цены (перед началом выпуска нового продукта).

Сбыт данной продукции требует тесного контакта с потребителем, а также активных технических консультаций. Поэтому продажей металлопродукции, производимой ОАО «Металлургический завод им. А.К.Серова» занимается собственная сбытовая организация.

Мероприятия стимулирования сбыта по отношению к продавцам включают различные виды поощрения продавцов; денежные вознаграждения, дополнительные дни отпуска, вручение ценных подарков.

Также данное предприятие имеет несколько постоянных посредников. Мероприятия, по отношению к посредникам, направлены на побуждение продавать товар с максимальной энергией. Мет. завод предоставляет им право скидок с продажной цены; передача на льготных условиях в пользование специального оборудования.

Данное предприятие часто участвует в выставках металла. Выставка «Металл-Экспо» являлась крупнейшей тематической выставкой в России, где одновременно могут встретиться и пообщаться друг с другом представители заводов-производителей, торгующих организаций, потребителей. Здесь можно за один день получить информацию о десятках предприятий, что называется, «из первых рук», обсудить общие проблемы и достижения. В процессе обсуждения вырабатываются новые схемы работы, выгодные как продавцу, так и покупателю.

Проведен анализ показателей сильных и слабых сторон предприятия, позволил повысить эффективность маркетинговых исследований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...