Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Должностная инструкция классного руководителя




Функции и основные направления деятельности

Классного руководителя

Задачи занятия

· Выявить основные функции классного руководителя, особенности его деятельности;

· Понять способы планирования работы классного руководителя;

· Научиться оптимально планировать время и содержание работы с классом.

План занятия

1) Первые 5 – 7 мин. отводятся на то, чтобы выделить 7 «экспертов» для проведения основной части занятия и выяснить организационные вопросы.

2) Затем идёт обсуждение вопросов в форме игры – «вертушки». Семь выбранных в начале занятия экспертов сидят за отдельными столами с табличками, обозначающими тему обсуждения за столом. Они собирают мнения и предложения участников обсуждения, выявляют сомнительные моменты, варианты решения тех или иных проблем. Итогом их работы на занятии будет выступление в следующей его части.

Остальные участники занятия в течение этого периода (30 мин.) переходят от одного стола к другому, включаясь в обсуждение, внося свои предложения, выделяя важные моменты в обсуждаемых вопросах, предлагая свои материалы. Эксперты оценивают степень их участия в обсуждении следующими баллами: 1 – принял участие в обсуждении; 2 – внёс интересное предложение; 3 – предложил особенно ценные материалы. Эти оценки заносятся в «путевые листы» участников, которые они заранее готовят для себя по следующей форме:

Игра – «вертушка» по теме «Система работы классного руководителя»

Фамилия, имя, отчество ________________________________________

Группа ________________________ Дата _________________________

По окончании и второго этапа путевые листы сдаются преподавателю.

Оцененных баллами «2» эксперт должен обязательно упомянуть в своём итоговом выступлении, а в случае оценки «3» - особо выделить внесённые этим участником предложения.

Остановимся на содержании работы за каждым столом эксперта:

Назначение и полномочия классного руководителя

Постарайтесь доработать разделы 1, 3 и 5 приведённой должностной инструкции классного руководителя, уточнив формулировки, дополнив вариантами отдельных пунктов применительно к условиям школы, в которой Вы работаете, учились, проходите педагогическую практику. При этом разделите текст на основной и тот, который зависит от условий конкретной школы.

Разделы 1 и 5 нуждаются в предельной конкретизации и уточнении формулировок. Помните, что должностная инструкция – юридический документ, на основании которого можно поощрить и наказать работника и даже уволить его. Раздел 3 постарайтесь, насколько это возможно, расширить (но реальными правами, а не фантастическими пожеланиями). При этом необходимо руководствоваться правилом, что всякая обязанность должна быть обеспечена соответствующими правами, дающими возможность её выполнить.

Обязанности классного руководителя

Аналогично предыдущему доработайте разделы 2 и 4 должностной инструкции классного руководителя. При этом следует выделить минимум действительно необходимых обязанностей, выполнения которых администрация школы вправе требовать от классного руководителя. Помните, что за невыполнение каждой из этих обязанностей работник может быть подвергнут взысканию.

Рабочее время классного руководителя

Перед Вами стоит задача распределить 6 часов (или 360 мин.) в неделю рабочего времени, которое оплачивается учителю за классное руководство. При этом следует помнить, что работа классного руководителя в течение четверти и на каникулах существенно различается. Не забывайте, что выполнение отдельных видов деятельности можно совмещать (например, организуя учащихся во время перемены, попутно провести 1-2 короткие индивидуальные беседы).Уточнить реальные затраты времени помогут Вам предварительные беседы с педагогами школ, где Вы учились или проходите педагогическую практику.

Содержание воспитательной работы

Вы можете дополнить и конкретизировать приведённые в рекомендациях к занятию направления или предложить свой вариант.

Формы планирования работы с классом

Нужно собрать различные формы плана работы классного руководителя с объяснением того, в каких случаях целесообразна каждая из них.

Циклограмма деятельности классного руководителя

Дополните предложенную циклограмму. Для этого проконсультируйтесь предварительно в школе, где Вы учились или проходите практику.

Методическая работа классного руководителя

Очень важно выделить вопросы для профессионального самообразования и для обращения за помощью к администрации школы.

3) Эксперты выступают с обобщением результатов работы, знакомят с наиболее ценными материалами, дополняющими изложенный в настоящей разработке опыт. Время на выступление каждого эксперта – 5 мин.

4) Подводя итоги занятия, постарайтесь коллективно ответить на вопросы к ситуации, приведённой в начале разработки занятия.

Рекомендации по подготовке

При изучении данной темы предлагается обратить внимание на следующие вопросы:

1. Функции, обязанности и права классного руководителя.

2. Регулирование рабочего времени.

3. Выделение основных направлений воспитательной работы.

4. Планирование работы классного руководителя.

5. Методическая работа классного руководителя.

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дёшево и не даётся так дорого, как классное руководство». В самом деле: доплата за классное руководство, как правило, составляет 20 % учительского оклада, а работа поглощает порой всё свободное (и несвободное) время учителя. Классный руководитель не знает ни каникул, ни выходных, ни праздников, ни отпуска. Но так ли это неизбежно? Опыт показывает, что чаще такое положение – следствие неумелой организации работы классного руководителя. Познакомимся с типичной ситуацией.

В учительской

Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.

- Ольга Петровна, - обращается преподаватель математики к классному руководителю 6-го класса, сегодня в нашем классе плохо вёл себя Миша С. Весь урок разговаривал. А Гриша К. читал книгу.

- Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты, - говорит учительница географии.

- А ко мне на урок, - добавляет учитель физкультуры, - не пришли четверо ваших учеников.

Как видим, даже коллеги-учителя не прочь переложить на классного руководителя часть своих забот. А уж позиция руководства школы, властей по отношению к классному руководителю ещё более точно выражается известной фразой «и была бы она у меня на посылках». Вместе с тем совершенно очевидно, что оправдать все бесчисленные ожидания ни один классный руководитель не в силах. Для того чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, учителя, педагогические коллективы и руководство школ стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного.

Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. В чём его особое назначение? Что не в силах выполнить учителя-предметники? Без каких действий классного руководителя не возможен нормальный учебно-воспитательный процесс школы? При этом наряду с общими выводами формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, её социального окружения, контингента учащихся.

Результаты этого анализа оформляются, как правило, в должностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения её директором школы становится официальным документом. Давайте познакомимся с опытом инженерно-технического лицея № 5 Волгограда по организации работы классного руководителя. Приведём в качестве примера должностную инструкцию, разработанную в лицее.

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. Основное назначение должности состоит в обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной, общественно полезной и культурно-досуговой работы с закрепленным классом.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников лицея, имеющих среднее специальное или высшее образование.

1.3. Обязанности, предусмотренные данной инструкцией, выполняются в дополнение к обязанностям по основной должности как в порядке совмещения, так и в дополнительное время с доплатой в размере 20 % тарифной ставки из расчёта 6 часов воспитательной работы в неделю.

1.4. Классный руководитель подчиняется директору лицея. Текущее руководство его работой осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом лицея, настоящей должностной инструкцией и нормативами учёта рабочего времени, утверждаемыми директором лицея.

2. Обязанности

Классный руководитель по своей должности выполняет следующие обязанности:

2.1. Работа с учащимися:

- организация и проведение режимных моментов: контроль посещаемости, выяснение причин отсутствия, организация питания;

- изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учащихся, их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

- работа с активом класса;

- проведение классных часов и других коллективных форм воспитательной работы;

- планирование и осуществление воспитательной и культурно-досуговой работы в классе, разработка сценариев внеклассных мероприятий (не менее одного в год);

- контроль за ходом учебно-воспитательного процесса в классе; выявление причин слабой успеваемости учащихся, организация своевременной необходимой помощи;

- индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися по их просьбам, заявкам родителей или учителей;

- помощь одарённым детям в раскрытии и совершенствовании их способностей – информирование родителей, консультации со специалистами;

- помощь детям с медицинскими, психологическими или специальными проблемами;

- сбор и обработка информации об учащихся – от них, их родителей, учителей и других специалистов лицея;

- участие в организации и проведении культурно-досуговых, оздоровительных и других общественно полезных мероприятий лицея;

- организация дежурства и другой социально полезной деятельности учащихся.

2.2. Работа с учителями, преподающими в закреплённом за педагогом классе:

- наблюдение уроков с согласия преподавателя;

- организация и проведение малых педсоветов, педагогических консилиумов;

- координация и согласование педагогических воздействий сотрудников лицея, оценка их целесообразности.

2.3. Работа с родителями:

- информирование об успехах, проблемах ученика – лично, по телефону, в письме, путём записей в дневнике и т.д.;

- проведение родительских собраний (не менее пяти раз в год и не реже одного раза в четверть);

- посещение семей учащихся с их согласия;

- консультации по вопросам воспитания детей.

2.4. Взаимодействие со службами лицея:

- информирование руководства о проблемных случаях, об одарённых детей, предложения о соответствующих мерах;

- участие в педсоветах лицея: подготовка необходимой информации по классу и отдельным учащимся;

- участие в работе методических объединений классных руководителей;

- содействие в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе;

- отчёт о деятельности перед администрацией и педагогическим советом лицея;

- взаимодействие с медицинской службой;

- взаимодействие с библиотечной службой;

- взаимодействие с психологической службой;

- взаимодействие с педагогами дополнительного образования.

2.5. Работа с документами:

- ведение личных дел учащихся;

- ведение классного журнала;

- контроль за ведением ученических дневников;

- подготовка характеристик учащихся класса;

- обработка и сохранение поступающих справок и документов.

3. Права

Классный руководитель имеет право:

- самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики воспитания;

- посещать уроки других учителей в закреплённом за ним классе с целью изучения учащихся и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в классе;

- использовать помещения и базу лицея для проведения воспитательной работы с классом: закреплённый кабинет и оборудование – в свободное от уроков время, другие помещения и оборудование – по предварительной заявке в порядке, определяемом директором лицея;

- вызывать от имени лицея родителей учащихся в необходимых случаях;

- получать полную и исчерпывающую информацию об учащихся закреплённого за ним класса от всех служб лицея, включая медико-психологическую службу.

4. Ответственность

4.1. Классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п. 2 настоящей Инструкции, а также за нарушение Конвенции ООН о правах ребёнка, Правил внутреннего трудового распорядка для работников лицея.

4.2. Классный руководитель несёт полную индивидуальную материальную ответственность в соответствии со ст. 243 ТК России в случае непринятия мер по обеспечению сохранности имущества лицея за ущерб, причинённый по его вине подотчётному имуществу.

4.3. Классный руководитель несёт административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5. Оценка работы

5.1. Работа классного руководителя оценивается по уровню ответственного отношения к выполнению настоящих должностных обязанностей, определяемому по итогам:

- проверка выполнения планов работы, четвертных или полугодовых;

- проверка установленной документации;

- посещение занятий, проводимых классным руководителем;

- собеседования с администрацией лицея;

- анкетирования учащихся и их родителей.

5.2. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:

- наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;

- педагогически обоснованных конфликтов с учащимися;

нарушения трудовой дисциплины.

6. Замены по работе

6.1. Классный руководитель по распоряжению руководителя заменяет временно отсутствующих классных руководителей с соответствующей доплатой за дни замены.

6.2. В случае временного отсутствия классного руководителя, его обязанности выполняет другой классный руководитель, назначаемый директором лицея или его заместителем по воспитательной работе.

С инструкцией ознакомлен (а):

Такой документ помогает упорядочить работу классного руководителя. Однако требует дальнейшей детализации: в пределах каких временных рамок классному руководителю планировать свою работу? Как велик может быть объём требований, предъявляемых к нему со стороны администрации? В том же лицее в результате коллективного анализа и с учётом опыта работы других школ на педагогическом совете были в качестве ориентиров утверждены следующие нормы учёта рабочего времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...