Понятие личности в психологии и педагогике
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Психология - это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т.д. Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят: «В тихом омуте черти водятся». У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца». Психология - наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в. Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» - «душа» и «logos» - «наука». Таким образом, дословно психология - это наука о душе. Уже позднее, в XVII-XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. а всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета изучения психологии: как науки о душе, о психике и сознании и о поведении и деятельности человека. Развитие психологии от науки о душе к науке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует о прогрессе психологических знаний. В рамках науки о душе психология была скована понятием души как объяснительным принципом. Отказ от него и переход к изучению сознания связаны с выделением психики в качестве объекта исследования.
Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно исторической личности в особенности. При характеристике психологии как науки следует отметить некоторые особенности, присущие психологическим знаниям. Во-первых, это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому из нас. Во-вторых, психологические знания характеризуются порой несовпадением их житейского и научного смысла. И третья особенность психологических знаний заключается в том, что они нужны для самопознания и самовоспитания. В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.
Понятие личности в психологии и педагогике
Психологический подход к личности Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Маска была характерной - «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении - роль в «театре жизни», в обществе, среди людей. Что определяет такую роль человека? Ответы разные, но преобладает следующий: личные достоинства человека, определяющие его место, роль в обществе, общественную зрелость. Важно подчеркнуть и другое: личность - социальная характеристика и оценка человека. Не группа крови, не особенности пищеварения, не цвет волос, не борода, не одежда и прочее определяют, что представляет собой человек как личность, а именно его социально значимые особенности. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность - носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность - субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.
Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами. Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его ‹‹творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью - значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности. Известный немецко-американский психолог Э. Фромм писал: ‹‹Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные способности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину это хорошо›. Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода - совершенству самого человека? - Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого и осуществляющего то, что он есть потенциально...?
Это в интересах и личности, и общества, ибо общество всегда таково, какой тип личности преобладает у его граждан. Общество и жизнь в нем не могут стать лучше, если люди не станут лучше и в то же время если само общество не создает условия для этого. Получила распространение в психологии и классификация типов личностей, основанная на психофизиологической особенности, именуемой экстравертированностъ-интровертированность, которая была предложена швейцарцем К. Юнгом. Людям экстравертированного типа свойственны преобладающая направленность психической деятельности во вне, в окружающий мир, открытость и сильная подверженность внешним воздействиям, стремление к утверждению себя в поступках и мнении других, речевая и двигательная активность, хорошая приспособляемость к внешним условиям. Для интровертированного типа, напротив, характерны направленность на внутренний мир, выраженное развитие воображения, повышенное внимание к собственным ощущениям, переживаниям, мыслям, некоторая замкнутость, затрудненность адаптации к внешним условиям. Проблема личности в педагогике Проблема формирования личности центральная и в педагогике. В соответствии со своим предметом и задачами ее интересует прежде всего организация целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в самореализации. Это проблема создания педагогической системы и обеспечения процесса формирования личности, отвечающей ее интересам и интересам общества. Решая ее, педагогика учитывает закономерности, механизмы, особенности, положения и выводы других наук, связанные с этой проблемой. Задачи ее состоят в теоретической и прикладной разработке таких вопросов формирования личности, как: • педагогические цели и задачи, • педагогические принципы, • содержание, • организация и формы, • обеспечение, • средства, способы, методы, технологии, • педагогические условия успеха, • деятельность педагога по формированию личности, • самоформирование личности, • индивидуальный подход,
• возрастные особенности формирования, • особенности и пути воспитания, развития, образования и обучения, • формирование отдельных качеств личности, • педагогическая система в обществе, • педагогическая система в семье, • педагогическая система дошкольного воспитания, • педагогическая система в образовательных учреждениях, • педагогическая система в трудовых коллективах. В педагогической литературе почти всегда проблема формирования личности рассматривается как проблема воспитания. Некоторые представители гуманитарной науки и правозащитники выступают против категорий «формирование» и даже «воспитание», считая, что за ними стоит насилие над человеком, нарушение его права быть индивидуальностью. Под влиянием популярных на Западе концепций личности появились приверженцы «свободного развития» личности, «личностного роста», «личностно-центрированного подхода», а их отстаивание приобрело ангажированный характер. Идеи этих концепций действительно содержат немало интересных, подлинно гуманистических, возвышающих личность и утверждающих ее достоинство идей, заслуживающих внимания у нас. Но именно их, а не целиком зарубежные идеалы, можно использовать при разработке отечественной концепции, которая должна сохранять свои стержневые идеи, отвечающие реалиям и своеобразию Беларуси, уходящие корнями в столетние традиции ее педагогики и менталитета народа. Ортодоксальным приверженцам концепций «свободного развития», «личностного роста», «личностно-центрированного подхода» следует помнить, что за ними стоит позитивизм и либерализм английского философа Г. Спенсера (1820-1903) и прагматизм разработчика теории «американского обсуждая и оценивая категории «свободного развития», «личностного роста» и «личностно-центрированного подхода» в их зарубежном понимании, следует учесть, что междисциплинарное понятие «личность» относится к пониманию его как общественного существа, как представленное человеческого в человеке, как уровня его цивилизованности, как его места и роли в жизни. Такое общее понимание личности ставит индивидуализм на самый низкий уровень развитости личности, а высший ассоциирует с общественной гармоничностью и цивилизованностью ее образа жизни», философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Стержнем этих теорий выступают утверждения: жизнь общества такова, что человек должен бороться за свое существование; полезно все, что приводит к успеху; овладевать тем, что учит достижению успеха; быть не похожим на других, чтобы отличаться и иметь спрос на рынке труда, и др. Если говорить о существе, главном, то речь идет о том, чтобы человеку быть индивидуалистом, а не стать личностью, обладать индивидуальностью. Точное следование этим идеям - противоположная жесткому воспитанию крайность, рассматривающая любое воздействие извне как посягательство на свободу и права человека. В этих идеях есть и элемент спекуляции на самолюбии людей, ибо в действительности человек не в состоянии быть свободным от других людей.
Закон «Об образовании» содержит положение о свободном развитии личности, но тут же связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе. Его статья указывает на необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, но сразу отмечает необходимость интеграции личности обучающегося в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина; содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами; обеспечения свободы выбора мнений и убеждений. Принципиальным является и положение о целенаправленности формирования личности «в интересах человека, общества и государства». Очевидно, что Закон, используя обсуждаемые категории, трактует их в принципиально ином смысле. При этом концептуальные основы Закона полностью согласованы с научными представлениями о личности, об уровне ее сформированности. Изложенное свидетельствует, что зарубежные концепции не могут быть перенесены целиком, в неизменном виде в нашу жизнь и практику. Формирование белорусских граждан не сможет стать американским, голландским или испанским. Оно хорошо, когда осуществляется в белорусских традициях и остается таковым. Но категории «формирование» и «воспитание» безусловно нуждаются в правильном, современном, цивилизованном понимании, исключающем крайности в практике работы с людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|