Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движущие силы развития личности




личность структура деятельность фрейд

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых. Движущие силы - разрешение противоречий, стремление к гармонии:

. Между новыми и имеющимися потребностями.

. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.

. Между наличными умениями и требованиями взрослых.

. Между растущими потребностями и реальными возможностями Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий.

Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности.

Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы. Движущей силой, источником, мотором роста и развития может быть сам человек, но в человеке есть два начала.

Позитивные или негативные силы внутри человека. Хотим мы или не хотим, нас изнутри всегда что-то куда-то толкает или от чего-то отталкивает. В нас постоянно происходят бессознательные движения души и тела в рамках нулевой позиции восприятия - телесные автоматизмы, встроенные привычки, привычные страхи и естественные влечения. Дети чаще живут в светлом мире и на позитивной мотивации, с возрастом ситуация меняется. Для массовой личности внутренним побудителем активности является, как правило, негативная мотивация (страх, скука, необходимость компенсации потерянного), развитая личность использует для себя и позитивную, и негативную мотивацию, в зависимости от ситуации и стоящих задач. • Собственная сознательная инициатива. Сознательный выбор человека, волевая составляющая, реализация первой и выше позиции восприятия: "Я активно развиваю себя сам». Движущей силой, мотором роста и развития может быть общество: родители, школа, представители различных общественных и государственных учреждений («Со мной занимаются»). Итого: мотором роста и развития может быть: естественный внутренний источник "Какой-то мотор внутри меня", собственная сознательная инициатива: "Я активно развиваю себя сам", инициатива других людей или организаций: "Со мной занимаются" В сочетании с тем, кто или что задает направление роста и развития, можно построить богатую типологию роста и развития личности. Возможно, что у некоторых людей есть врожденная мотивация к росту и развитию своей личности. Смотри Развивающаяся личность Определенно, есть люди, у которых ценность и мотивация к развитию собственной личности на каком-то жизненном этапе является ведущей, определяющей, важнее ценностей Личной жизни и ценности Дела и Бизнеса. Стабильная мотивация к развитию у Творца, когда на это есть внешний запрос. У Паразита и Потребителя самостоятельной мотивации к развитию - нет. Когда телу хочется двигаться и развиваться, они двигаются и развиваются. Когда с возрастом энергия пропадает, они в отсутствии внешних пинков ложатся на диван и начинают разлагаться, деградировать.

Отношения между живыми системами заключаются в направлениях энергетического воздействия друг на друга, поскольку история окружающего нас мира - это, по Г. Бейтсону, история отношений. Энергетические воздействия можно назвать движущими силами, формирующими развитие. Энергия, информация и регуляция - это тот сорт отношений между живыми системами или частями одной живой системы, о которых писали Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам. Но поскольку информация и регуляция - это тоже энергетические проявления, то можно предложить такую картину.

Сила - величина векторная. Первая сила, создающая человека как личность - это восприятие переработка и выдача информации, она большую часть времени направлена к человеку, энергия кодируется и выдаётся в «цифровом» формате. Но накапливается информации значительно больше, чем выдаётся. Поэтому эта движущая сила накапливает энергию в виде ресурсов человека и чаще направлена к человеку. Вторая - это агрессия, движение, направленное от человека и к человеку в «аналоговом» варианте. Эта сила прокладывает дорогу, отстаивает или завоёвывает новое пространство, разрушает препятствия. Эта движущая сила тратит энергию, она чаще направлена от человека. Третья сила - альтруизм, она направлена от человека и к человеку. Она поддерживает то, что уже создано, что стабилизирует его мир. Расход и накопление энергии регулируется.

Направление движущих сил меняется по системным законам. Каждая смена направления характеризуется своим набором убеждений, целей, ценностей, поведением, личностных и социальных ролей. Смену уровня ценностей исследовал доктор Клэр Грейвз и его последователи.

Устоявшееся понимание движущих сил развития личности как результата конфликта противоречий (главный из этих конфликтов - это противоречие между потребностями и возможностями) не даёт осознания смены направления развития личности по отношению к своему окружению. Понимание развития личности только как постоянный личностный рост или застой не объясняет колебательные и спиральные моменты в этом развитии. Векторное понимание движущих сил более полно моделирует движущие силы развития личности. Эти метафоры послужат опорой для систематизации, объяснения и использования опыта смены стратегий поведения на разных уровнях существования и бытия по мере развития человеческой личности.

Определения этих сил не являются в данном изложении чёткими понятиями, и для их более полной характеристики необходим более высокий уровень абстракции, однако их удобно использовать для нахождения следующего этапа развития личности, выбора направления воспитания или психотерапии, определения вектора личностного саморазвития.


 

Заключение

 

Подытоживая данную работу, можно с полной уверенностью заключить следующее.

Личность - конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Структура личности - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

В широком, традиционном смысле личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.

В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности - ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.


 

Список используемой литературы

 

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СпбГУ, 1991.

.   Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

.   Мороз Н.Я. Общая психология.-Витебск: ИПК и ПРРиСО, 1997.

.   Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

.   Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.// Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: изд-во «Питер», 2000

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.

.   Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-512с.

.   Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: «Самарский университет», 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...