Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные информационные блоки при формулировании цели учебного проекта.

  Цель исследования   Разработать, определить, выявить, обосновать   Основной результат   Практическая потребность (для чего?)
  Тенденции, правила, рекомендации, предложения, модель, подход, критерии и показатели, требования, характеристики, алгоритм, положения, регламент, план, инструкции. Повышения, снижения, оптимизации, оценки, улучшения, усовершенствования

 

Критерии постановки цели:

· цель исходит из темы и должна соответствовать ей;

· цель должна быть реалистичной, достижимой, диагностируемой;

· цель должна быть однозначной и представлять в обобщенном виде конечный результат целевого действия.

Постановка цели исследования осуществляется студентами в ходе выполнения самостоятельной работы № 3 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».

3.10. Сформулированная цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, которые чаще всего являются частными подцелями в некоторых условиях. Задачи исследования обеспечивают достижение общей цели исследования. В работе обычно формулируется несколько задач, рекомендуемое количество 4-5. Задачи излагаются списком, в виде перечисления. Перечисление задач может определяться либо временной последовательностью проведения исследования, либо логикой процесса исследования. Поставленные задачи определяют структуру ра боты, описание их решения составляет содержание разделов и глав работы. Из формулировки задач вытекают названия глав (разделов) и параграфов (подразделов) работы.

Задачи часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или соответствующих существительных. В процессе исследования все задачи должны быть выполнены.

Формулирование задач исследования

· Охарактеризовать деятельность, процесс;

· Изучить условия;

· Исследовать факторы;

· Проанализировать опыт;

· Выявить средства;

· Рассмотреть условия;

· Обосновать целесообразность;

· Разработать показатели;

· Оценить эффективность.

Не следует путать задачи и методы исследования. Например, «Проанализировать литературу» - это не задача, а метод для решения какой-либо задачи, например, «Охарактеризовать деятельность (процесс)...»

Определение задач исследования осуществляется студентами в ходе выполнения самостоятельной работы № 3 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».

3.11. Методы исследования

Для осуществления исследования автор учебного проекта выбирает и перечисляет во введении те методы исследования, которые он будет использовать при выполнении учебного проекта. Рассмотрим методы исследования, которые могут быть использованы при работе над учебным проектом.

Теоретические методы исследования

Анализ литературы - выявление причин чего-либо, обоснование условий протекания тех или иных процессов и т. д.

Сравнительно-исторический анализ - обращение к истории вопроса, обогащающее работу ранее неизвестными фактами, стимулирующее исследовательскую мысль, позволяющее избежать ошибок прошлого.

Моделирование - построение идеализированных объектов, процессов, состояний.

Эмпирические методы исследования (опыт, проба, испытание)

Метод наблюдения

· непосредственное наблюдение (действует сам исследователь);

· опосредованное наблюдение (факты фиксируются по нескольким косвенным показателям);

· сплошное наблюдение (процессы охватываются в целостном виде – от начала до завершения);

· дискретное наблюдение (выборочное фиксирование процессов);

· открытое наблюдение (испытуемым известно, что за ними наблюдают);

· скрытое наблюдение (наблюдатель остается незамеченным)

· лонгитюдное наблюдение (продолжительное, например, в течение месяца, года).

Метод наблюдения также может применяться и к юридическим лицам, путем изучения их отчетности или данных о таких лицах из открытых источников на протяжении определенного времени (например, за несколько лет до даты начала исследования).

Средства фиксации наблюдений: протоколы, дневники, видео - записи и пр.

Опросные методы

· беседа

· интервью

· анкетирование

Метод регистрации - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует.

Метод ранжирования - расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно, определение места в этом ряду каждого из исследуемых.

Метод шкалирования дает возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон явления или процесса. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки, выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке (например, вопрос о чтении профессиональной литературы: а) читаю, б) читаю регулярно, в) читаю нерегулярно, г) вообще не читаю).

Выбор методов исследования на каждом этапе выполнения исследования осуществляется студентами в ходе выполнения самостоятельной работы № 7 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».

3.12. Перед началом основной работы по реализации учебного проекта студенты составляют план исследования, состоящий из нескольких (не менее трех) этапов. Этапы должны следовать друг за другом таким образом, чтобы результаты, полученные при реализации первого этапа, стали отправной точкой для начала осуществления второго этапа, и т.д. Первым этапом исследования должно быть изучение литературы по избранной теме исследования. Названия этапов могут совпадать с названиями методов исследования, с указанием на тему исследования в целом или ее составные части. Например, анализ нормативных источников и литературы для выявления определения гостиничного предприятия, моделирование условий повышение качества гостиничных услуг и пр.

Составление плана этапов выполнения осуществляется в ходе выполнения студентами самостоятельной работы № 5 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».

3.13. Описание исследования должно быть логичным и непротиворечивым. Описание исследования должно состоять из описания реализации этапов исследования в соответствии с планом исследования. В ходе выполнения работы студенты описывают, каким образом осуществлялся то или иной этап исследования, какие методы (без их описания) они использовали для осуществления конкретного этапа исследования, какой результат был получен в ходе реализации этого этапа, а также каким образом результат одного этапа был использован для осуществления следующего этапа исследования.

Например, первым этапом является изучение литературы по избранной теме исследования. Студенты описывают процедуру рассмотрения источников и литературы, с указанием в конце описания этапа выявленных определений, указаний, иных позиций, являющихся основой для дальнейшей работы. На следующем этапе исследования, полученные на первом этапе данные должны быть использованы для исследования уже более подробного, применительно к теме работы. Результаты, полученные на втором этапе работы, должны быть использованы для третьего этапа. И так до конца исследования. По каждому термину, указанному в избранной теме учебного проекта, должно быть выявлено и приведено соответствующее определение, с указанием источника в списке литературы.

В описании работы этапы обозначаются как разделы. Наименования разделов должны соответствовать наименованиям этапов плана исследования. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего учебного проекта, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. В случае необходимости возможно выделение подразделов, которые должны быть пронумерованы в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера раздела точка не ставится.

При выполнении этапов плана исследования могут быть использованы следующие выражения:

Рассмотрим....

Проанализируем.........

Автор подчеркивает.....

В данном пособии рассматривается …

Вышеизложенное позволяет говорить о …

Анализ.....показал, что....

Изучив...., перейдем к рассмотрению....

Необходимо рассмотреть.....

Следует подчеркнуть, что…

Для того, чтобы....., необходимо проанализировать....

Переходим к анализу (обоснованию, описанию).....

Рассмотрим методы и приемы развития.......

Рассмотрим классификацию, предложенную..........

Итак, на основании анализа.... можно сделать вывод:....

Задача по формированию... решалась в условиях....

За основу взяты беседы, разработанные...

Таким образом,…

Поиск дополнительной информации и экспериментальных данных в сети Интернет для проведения исследования осуществляется студентами при выполнении самостоятельной работы № 6 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».

3.14. Заключение является завершающей стадией подготовки учебного проекта. В заключении необходимо отразить итоги работы, ценность полученных результатов, выводы. Содержание выводов отражает выполнение всехпоставленных в проекте задач. Отмечаются наиболее эффективные методы, формы, средства воздействия. Заключение является основой доклада студента на защите учебного проекта. Общий объем заключения не менее 2 страниц.

3.15. Список использованных источников и литературы составляется с учетом требований ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка и ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографические описания. Общие требования и правила составления.

Указанный список включает в себя только те источники и литературу, которые были использованы при подготовке работы. Во всех случаях заимствования материала из литературных источников (цитирование слов автора), в тексте должны быть сделаны соответствующие ссылки.

Список должен содержать не менее 5 наименований источников и литературы. Кроме нормативных правовых и нормативно-методических актов, научно-методической и учебно-методической литературы, необходимо использовать периодическую печать, в первую очередь профессиональные журналы.

Использованная для проведения исследования литература не должна быть старше 5 лет, считая от даты исследования. Например, если исследование производится в 2017 году, то литература, используемая для исследования, не должна быть издана ранее 2012 г. При использовании нормативных правовых и нормативно-методических актов следует удостовериться, что они являются действующими. Для этого используются справочно-правовые системы, например, «Консультант Плюс» и «Гарант». При указании в Списке источника следует указывать и дату его последней редакции.

Образец оформления списка использованных источников и литературы в Приложении 3.

3.16. Приложения (при их наличии) – оформляются после списка использованных источников и литературы. Приложение содержит: таблицы, схемы, иллюстрации, первичные документы, графики, буклеты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...