Забывание как нормальный и патологический процесс
Произвольное и непроизвольное забывание – это только одна из возможностей классифицировать забывание. К основным признакам произвольного забывания относятся, прежде всего, наличие у субъекта мотивации забывания. Чтобы забыть, ему нужно захотеть перестать помнить. Как и всякая психическая деятельность, произвольное забывание требует осознанного подхода. Это выражается в регулярном усилии по забыванию тех или иных событий, информации или навыков, т.е. в необходимости проявлять собственную активность. Непроизвольное же забывание происходит как бы само собой. У личности создается ощущение, что информация просто «выпала из памяти». При этом личность не чувствует себя хозяином собственного психического процесса, скорее, наоборот, непроизвольное забывание начинает влиять на поведение субъекта. Возможно выделение таких видов как стирание следов из долговременной, кратковременной и оперативной памяти. У них, как было отмечено выше, различная природа и проявления. Стирание следов из долговременной памяти происходит благодаря изменению деятельности, а значит и личностных смыслов. Перестать заниматься каким-либо видом деятельности означает перестать «посылать запросы» в долговременную память. Та информация, которая уже потеряла актуальность в связи со сменой деятельности как бы откладывается на дальнюю полку в хранилище памяти. Впрочем, из долговременной памяти при больших или меньших усилиях информацию можно извлечь почти всегда. Долговременная память будет предоставлять сведения тому, кто деятелен. Долговременную память можно рассматривать как произвольную. В кратковременной памяти удержание информации происходит за счет постоянного повторения, поэтому, как только повторения прекращаются информация немедленно стирается либо передается в долговременное хранилища, правила извлечения из которого уже будут другими, чем в случае кратковременной памяти. Отечественные исследователи соотносят кратковременную память с действиями в структуре деятельности. Сенсорная память сохраняет материал десятые доли секунды, обеспечивая в структуре деятельности реализацию психофизиологического уровня. Например, работая на клавиатуре компьютера, человек запоминает «кончиками пальцев». Как только нужная клавиша нажата, информация немедленно стирается из памяти.
Тип забывания может определяться развитым типом памяти. П.П. Блонский[10] классифицировал память на эмоциональную, двигательную, слуховую, зрительную, память на вкусы, запахи и т.п. Закономерность здесь такова: информация, поступившая через неведущую систему быстрее забывается. Например, если у человек опирается, в основном, на зрительную память, то, скорее всего, информация, поступившая по слуховому каналу, по большей части будет утрачена. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». «Принято выделять три таких уровня: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память».[11] Например, если личность может точно повторить выученное стихотворение, то ее память работает на воспроизводящем уровне. Воспроизводящий уровень можно узнать по практически полному отсутствию забывания. Опознающая память проявляет себя в узнавании. Например, если студент не доучил материал к экзамену, а только ознакомился с ним, то перелистывая книгу он будет узнавать, у него возникнет ощущение, что нечто подобное он уже видел. Если же ученик не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, - это облегчающий уровень. При этом характер проявления забывания может быть различным. Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям. Все перечисленные виды и формы забывания – признаки нормальной человеческой памяти. Иными словами, забывают все и забыть можно все, что угодно.
С точки зрения функций, забывание можно рассматривать как: 1) защиту от перегрузки психики, а организма от перенапряжения; 2) один из механизмов организации деятельности; 3) облегчение построения новой деятельности, когда старые знания «уступают место» новым; 4) один из способов личностной саморегуляции, когда эмоционально неприятное событие забывается, вытесняется личностью; 5) деструктивная функция выражается в разрушении деятельности. Разрушающее действие забывания на личность, общение и деятельность сказывается в патологиях памяти. В теоретическом отношении особенно важны данные исследований патологии памяти, так как они позволяют определить те структуры, которые участвуют в мнемической деятельности, и лучше понять особенности функционирования памяти. Исследовательский материал, описания и интерпретации позволяют выявить некоторые закономерности памяти, факторы и условия забывания, формы амнезий. Амнезия - это нарушения памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга различного происхождения. Первопричинами амнезий могут выступать травмы, как физические, так и психические, и заболевания. Расстройства памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур памяти, например какая-либо категория воспоминаний; во втором – память поражается во всех своих проявлениях. Различают две основные формы амнезий – ретроградную (забываются события, предшествующие заболеванию) и антероградную (забываются события, происходившие после начала заболевания). Выделяются также формы, соответствующие функциональным нарушениям памяти, связанные не с органическими поражениями мозгового вещества, а с обратимыми изменениями вследствие сбоев мнемической деятельности в результате экстремальных воздействий внешней среды и пр.
Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных, хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других. Он описал типичный случай восстановления памяти у больного с полной потерей памяти недавнего. Через год от начала болезни больной начинает понемногу запоминать, узнает в лицо врача, хотя почти не может читать, так как тотчас же забывает прочитанное. Иногда появляются воспоминания, касающиеся периода амнезии, но они всплывают независимо от воли больного, сами по себе, а стимулом служит какое-либо яркое схожее впечатление. Однако то, что вспомнилось, уже не забывается и больной может снова и снова вызывать это воспоминание. По-прежнему не представляется возможным объединить эти эпизоды во временную последовательность, они хаотичны и среди них попадаются ложные и бредовые воспоминания. Глубоко поражается и потому долго не восстанавливается память умственных процессов. С течением времени память восстанавливается, хотя локализация воспоминаний во времени долго представляет собой проблему.
Корсаков предположил, что, «…то, что мы называем памятью, т. е. способность воспроизводить прежде воспринятые впечатления, обусловливается: 1) способностью нервных элементов сохранять следы воспринятых впечатлений (memoire de fixation) и 2) способностью воспроизводить эти следы (memoires de vocation)».[12] Французский психолог Т. Рибо выделяет следующие виды амнезий: 1) временные; 2) периодические; 3) прогрессирующие; 4) врожденные. Временные амнезии начинаются и заканчиваются неожиданно. Их продолжительность от нескольких минут до нескольких лет. Часто встречаются при эпилепсии, сопровождаются умственным расстройством и рядом действий, называемых умственным автоматизмом. В состоянии автоматизма человек совершает действия, о которых практически не сохраняется воспоминаний; может продолжать делать то, что делал до начала приступа, работать или разговаривать, совершать бессмысленные движения или даже преступления, о которых узнает впоследствии от третьих лиц. Факты подтверждают, что в периоды автоматизма сознание сохраняется, но в такой слабой форме, что за этим следует амнезия. Больной может отвечать на вопросы, ориентироваться на местности, однако его поведение напоминает поведение человека, находящегося в состоянии сонной грезы. Следовательно, амнезия эпилептиков может объясняться пониженным уровнем сознания в периоды умственного автоматизма. Более тяжелые формы временной амнезии могут привести к частичной потере памяти. В приведенных примерах память остается сохранной после окончания приступа, иногда память возвращается сама собой, но бывают случаи, когда эта потеря необратима. Т. Рибо приводит пример молодой женщины, которая в результате продолжительного обморока в процессе тяжелых родов потеряла всякое воспоминание о своей супружеской жизни. Она отказывалась признавать мужа и ребенка, и только доводы родителей убедили ее вернуться в семью, хотя утраченное воспоминание так и не вернулось. «Что касается психологического смысла этого явления, то здесь причиной амнезии можно считать как разрушение остатков впечатлений, так и невозможность воспроизведения их».[13] К периодическим амнезиям относятся факты появления так называемого «двойного сознания». Т.Рибо описывается случай «двойной жизни» женщины, имевшей как бы два сознания. В «первом» состоянии это была серьезная и трудолюбивая личность, затем этот период сменялся глубоким сном, после которого больная просыпалась совершенно другой – веселой, шумной и кокетливой. Во «втором» состоянии она не помнила ничего о периоде, предшествующем сну. Чем старше становилась больная, тем быстрее начали сменяться периоды, в один из которых больная обладала полной памятью, а в другом – частичной, т.е. помнила только то, что относилось к ее «второму» состоянию. Таким образом, Т. Рибо констатировал у больных с периодическими амнезиями наличие двух памятей. Иногда частичная чередуется с полной, а иногда обе памяти исключают друг друга, и в каждом состоянии имеется своя особая память на слова, письменные знаки и движения.
Типичным примером прогрессирующей амнезии является корсаковский синдром, описанный выше. Клинические наблюдения позволяют сформулировать закон, согласно которому происходит потеря и восстановление памяти. Основные факты таковы: 1) раньше всего появляются расстройства в запоминании недавних событий; 2) затем начинается разрушение и той основы памяти, на которой строятся умственные процессы; 3) аффективные способности исчезают гораздо медленнее, чем умственные, т.е. память на чувства оказывается более устойчивой; 4) дольше всего сохраняются навыки и привычки. «Таким образом, постепенное уничтожение памяти имеет свой логический ход, подчиняется закону. Память теряется постепенно, начиная с неустойчивого и кончая стойким. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний, которые, как плохо запечатлевшиеся в нервных элементах, редко оживляющиеся, а потому слабо ассоциированные с другими состояниями памяти, имеют организацию, находящуюся на у самой низкой ступени развития. Заканчивается этот процесс памятью чувственною, инстинктивною, глубоко лежащею в организме, составляющею как бы часть его или даже весь организм, памятью, которая отличается самой высокой организацией»[14]. Первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций и затем сфера навыков и привычек. Причиной патологического забывания могут быть различные локальные поражения головного мозга. Поражение лобных долей, например, не приводит к потере памяти, однако затрудняет мнемическую деятельность вследствие патологической инертности возникающих стереотипов и трудностей переключения с одного звена запоминаемой системы на другие. Общемозговые нарушения психической деятельности обусловливают нестойкость и слабость следов памяти, что выражается в снижении объема запоминаемого материала и значительном влиянии малейшей интерференции конкурирующего материала на запоминание основного. Основная ценность клинических наблюдений за различными видами расстройств памяти состоит в том, что они уже через короткое время позволяют делать выводы о функционировании памяти и формулировать психологические законы, основанные на биологических фактах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|