Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Исследование влияния промежуточной деятельности на забывание

Ход и методика исследования

 

Данное исследование представляет собой сокращенное повторение опытов, проведенных А.А. Смирновым[21]. Им было исследовано ретроактивное торможение, вызываемого деятельностью, следующей непосредственно после запоминания, но предшествующей воспроизведению. Сущность ретроактивного торможения описана в Главе 1.

Мы также предположили, что деятельность, «вставленная» между запоминанием и воспроизведением, влияет на качество воспроизведения, а, значит и забывания. Имеет значение род деятельности, которым занимается испытуемый в промежутке между запоминанием и воспроизведением. Ретроактивное торможение особенно сильно в тех случаях, когда деятельность, промежуточная между заучиванием и воспроизведением, является гомогенной, сходной с первоначальным заучиванием. Сходство между двумя родами деятельности может состоять как в используемом материале, так и в совершаемой операции. Если, например, заучивание пар согласных является первоначальной деятельностью, то вычеркивание согласных в списке будет деятельностью, сходной по материалу, а заучивание пар чисел – деятельностью, сходной по операции. Любой вид сходства дает ретроактивное торможение, но наибольший эффект получается при комбинировании обоих видов сходства, промежуточной деятельности с основной.

Ход исследования предполагал, что испытуемые запоминают ряд несвязанных слов и воспроизводят их в трех опытах с несколько меняющимися условиями воспроизведения.

Методика исследования «Исследование ретроактивного торможения»[22] включает процедуру эксперимента, предполагающего, что испытуемый воспроизводит предлагаемый к запоминанию ряд трижды:

1) непосредственно после предъявления;

2) после перемножения в уме заданных экспериментатором двух двузначных чисел;

3) после запоминания другого ряда несвязанных слов.

В нашем эксперименте принимало участие 15 испытуемых, самому молодому из которых было 18 лет, самому старшему 52 года.

Наши испытуемые получали инструкцию запомнить ряд из 6 несвязанных слов: кошка, книга, свеча, плита, улица, крыша. Слова предъявлялись испытуемому на слух.

Воспроизведенные элементы фиксировались в протоколе.

Протокол имел следующий вид:

Испытуемый__________________________________________________

Экспериментатор________________________________Дата__________

 

Условия воспроизведения

Результаты воспроизведения

Примечания
1 2 3 4 5 6  
1. Непосредственно              
2. После умножения чисел Новый ряд Воспроизведение нового ряда              
3. Воспроизведение первого ряда              

 

Обработка результатов включала определение показателей ретроактивного торможения по формуле: , где А – число символов, воспроизведенных непосредственно, В – число символов, воспроизведенных в том случае, когда за запоминанием следовала какая-либо деятельность.

В качестве деятельности в опыте 2 было выбрано перемножение двузначных чисел 34 и 56.

В качестве деятельности в третьем опыте было выбрано запоминание другого ряда несвязанных слов: поле, зонтик, тетрадь, змея, облако, пиджак.

Исследование проводилось в мае 2007 года.

 

Полученные данные

 

Данные, полученные в ходе исследования ретроактивного торможения, мы оформили в виде таблицы 2.1. В ней приводятся расчеты показателей ретроактивного торможения для каждого случая воспроизведения ряда из 6 элементов.

Таблица 2.1. Показатели ретроактивного торможения

 

№ исп.

Показатели ретроактивного торможения (в %)

  Непосредственно после запоминания После умножения чисел После воспроизведения нового ряда
1 0% 17% 50%
2 0% 34% 50%
3 0% 17% 34%
4 0% 17% 17%
5 0% 17% 17%
6 0% 34% 34%
7 0% 17% 50%
8 0% 17% 17%
9 0% 17% 34%
10 0% 17% 34%
11 0% 50% 67%
12 0% 34% 50%
13 0% 34% 34%
14 0% 34% 50%
15 0% 17% 34%
Ср. показатель 0% 24,8% 38,1%

 

Таким образом, коэффициенты ретроактивного торможения, выражающие процент забытого материала, рассчитаны для каждого испытуемого. Кроме того, мы увидели смысл в расчетах среднего показателя ретроактивного торможения, так как это позволяет сопоставить коэффициенты в виде средних по группе. Отчасти это, по нашему мнению, будет выражать тенденцию в потере заученного материала при изменении вида промежуточной деятельности по показателю ее гетерогенности-гомогенности (т.е. схожести и несхожести с первоначальной).

Следует отметить, что в опыте 2 испытуемые не только забывали некоторые слова, но и проявлялся характерный вид ошибок – перестановки слов в полно воспроизводимом ряду. Так испытуемые № 3, 5, 12, 14 при воспроизведении рядов меняли местами слова из начала и конца ряда.

Характерными ошибками в опыте 3 являлись называние слов, которых не было в ряду. Так испытуемые № 3, 7, 15 назвали по одному слову, которого не было. Эти ошибки учитывались как забывание элементов и учитывались при расчетах показателя ретроактивного торможения.

Сравнение ошибок гомогенной и гетерогенной деятельности приводят к разной интерпретации результатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...