Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программные средства учебного назначения (ПС).




Программное средство учебного назначения (ПСУН) – это программное средство, в котором отражена информационная область, реализована технология обучения, обеспечены условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

ПСУН используют в учебно-воспитательном процессе, при переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого и интенсификации процесса обучения.

Использование ПСУН ориентировано на: решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и разрешения; осуществление деятельности в объектной и программной средах; осуществление деятельности в предметной (дисциплинарной) среде.

С помощью ПСУН можно: представлять в различной форме учебную информацию;

инициировать процессы усвоения знаний, умений и навыков деятельности; осуществлять контроль результатов обучения; автоматизировать тренаж и повторение; активизировать познавательную деятельность; формировать и развивать виды мышления. Есть необходимость в создании программно-методического обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного процесса, которое включает: собственно ПСУН; инструкцию для пользователя ПСУН; методические рекомендации по использованию ПСУН.

Методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием ПСУН: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок; осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление тренировки и самоподготовки; высвобождение учебного времени для интеллектуальной деятельности; визуализация учебной информации: изучаемого объекта и модели процесса; моделирование изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений; проведение лабораторных работ; создание и использование информационных баз данных; обеспечение доступа к информационной сети; усиление мотивации обучения; вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала; развитие видов мышления; формирование умения принимать оптимальное решение в сложной ситуации; формирование культуры учебной деятельности; формирование информационной культуры. В основном целесообразность применения ПСУН определяется их использованием как: средства визуализации учебной информации; средства формализации знаний о предметном мире; инструмента измерения; средства отображения явлений; средства воздействия на предметный мир.

ПСУН по функциональному назначению подразделяются на три типа:

Педагогические программные средства (ППС), предназначенные для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. ППС предоставляют учебную информацию и направляют обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого при наличии обратной связи; диагностические, тестовые программные средства (ТПС); инструментальные программные средства (ИПС), предназначенные для конструирования ПСУН.

ИПС прикладного назначения подразделяются на: ИПС для разработки средств контролирующего, консультирующего, тренингового назначения, позволяющие свести к минимуму бумажные учебные материалы; ИПС для конструирования ПСУН; ИПС для моделирования (демонстрационного, имитационного); ИПС со встроенными элементами технологии обучения, включающие как предметную среду, так и элементы педагогической технологии для ее изучения; ИПС обеспечивающие операции по систематизации учебной информации; ИПС для представления знаний, для организации диалога между пользователем и системой, для представления хода решения учебной задачи в адаптированном виде; ИПС для моделирования изучаемых объектов или их отношений в предметной среде; ИПС для формирования учебной и информационной культуры; ИПС для автоматизации процесса обработки результатов эксперимента, в том числе измеряющие и контролирующие программы для датчиков, которые позволяют получать, записывать и визуализировать информацию о реальных процессах; ИПС для управления реальными механизмами; ИПС – среды программирования для обучения навыкам программирования и формирования компонентов алгоритмического и программистского стиля мышления; ИПС обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя; ИПС предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства; ИПС для обеспечения комфортности работы пользователя; ИПС для учебной игровой деятельности.

ПСУН по методическому назначению делятся на: обучающие ПСУН для сообщения суммы знаний, формирования умений и навыков, обеспечения усвоения, контроля и самоконтроля, устанавливаемых обратной связью; тренажерные ПСУН для отработки умений и навыков, самоподготовки; контролирующие ПСУН для контроля и самоконтроля уровня овладения материалом; информационно-поисковые и справочные ПСУН для формирования умений и навыков систематизации информации; имитационные ПСУН, представляющие аспекты реальности для изучения структурных или функциональных характеристик; моделирующие ПСУН, предоставляющие в распоряжение обучаемого элементы и функции для моделирования явлений; демонстрационные ПСУН для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей; учебно-игровые ПСУН для «проигрывания» учебных ситуаций с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки стратегии; досуговые ПСУН для организации деятельности во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти.

Чаще всего ПСУН имеют «смешанное» методическое назначение. Целесообразна разработка ПСУН, обеспечивающих реализацию комплекса методических целей. Однако создание унифицированных ИПС, позволяющих разрабатывать ПСУН любого типа, нецелесообразно из-за громоздкости реализации. Причинами создания низкокачественных ПСУН являются игнорирование дидактических принципов обучения и неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию. Вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению с использованием возможностей современных ПЭВМ, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями.

В условиях информатизации образования меняется парадигма педагогики, меняется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют традиционные методы. Параллельно этому идет процесс использования ПСУН для поддержки традиционных методов обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...