Педагогические программные средства (ППС).
Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой инновационное дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники. ППС дает обучающемуся широкий спектр возможностей для индивидуального обучения, не привязанного к конкретному временному интервалу, и обеспечивает наиболее благоприятные условия для повышения эффективности познавательной деятельности студентов и их самостоятельности в приобретении знаний и навыков профессиональной деятельности. В состав ППС входят: 1. Программа (совокупность учебных программ) для ЭВМ, направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине; 2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе; 3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.). Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, демонстрацию и моделирование явлений, решение задач, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д. Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др. Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе. Учебный процесс с использованием компьютера, посредством которого реализуется ППС, являет собой имитацию учебной деятельности, при которой на ЭВМ перекладывается та или иная часть функций преподавателя. Управление познавательной деятельностью обучаемого в целом возлагается на обучающую программу, хотя может быть предоставлена возможность выбора пути обучения. Использование хорошо развитых ППС в учебном процессе предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ, как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.
Преподаватель, разрабатывая и используя ППС в учебном процессе имеет, возможность: - легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданная программа легко тиражируется; - реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий студентов, индивидуализирует тем самым процесс обучения; - уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования; - осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний; - легко поддерживать историю обучения каждого студента, вести и отрабатывать статистические данные, тем самым более точно и достоверно осуществлять управление учебной деятельностью; - уменьшить количество рутинной работы, тем самым высвободить время для творческой работы и индивидуальной работы с обучаемыми; - сделать более эффективной самостоятельную работу студента, которая становится и контролируемой и управляемой. С использованием ППС обучаемый: - получает возможность вести работу в оптимальном для него темпе; - обучается тем методом и на том уровне изложения, который наиболее соответствует уровню его подготовленности и психофизическим характеристикам; - имеет возможность вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться;
- может наблюдать динамику различных процессов, может управлять изучаемыми объектами, действиями, процессами и видеть результаты своих воздействий; - легче преодолевать барьеры психологического характера, вследствие определенной анонимности контакта с компьютером; - отрабатывать многократно необходимые умения и навыки до той степени подготовленности, какая требуется. Применение ППС в учебном процессе позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения, активность обучаемых, интенсифицировать учебную деятельность. Прежде чем решать вопрос создания ППС следует основательно ознакомиться с возможностями имеющейся вычислительной техники, т.к. дидактические возможности компьютера зависят от ее технических характеристик, номенклатуры внешних устройств, развитости систем программного обеспечения, такие как: объем оперативной памяти и быстродействие компьютера, наличие внешних запоминающих устройствах (гибкие и жесткие диски, CD-ROM), возможности устройства отображения информации (монитор), возможность воспроизведения звука, возможность подсоединения к компьютеру технических средств обучения и др. устройств, возможность работы в локальной или глобальной сети. Принимая решение о разработке ППС для той или иной части учебного процесса, следует учитывать, что наиболее целесообразно использовать ЭВМ в случаях, когда требуется: - индивидуализировать обучение в связи с большими различиями уровня подготовленности учащихся и сильной зависимости результатов учения от психико- физиологических и интеллектуальных особенностей обучаемых; - выполнять многочисленные и однообразные упражнения и осуществлять оперативный контроль правильности их выполнения; - осуществлять проверку уровня усвоения знаний по значительному объему учебного материала (т.е. проводить контрольно-зачетные занятия) с обеспечением заданий, отличных по содержанию и порядку следования; - производить демонстрацию некоторых объектов, явлений, процессов, работы различных частей и механизмов, схем и т.д.;
- проводить тренировку различных навыков умственной деятельности, а также профессиональных навыков; - выполнять задания с множеством рутинных вычислений при большом разнообразии исходных и контрольных данных; - осуществлять тестирование обучаемых; - реализовывать инновационные методики обучения; - проводить деловые игры различного рода, а также применять элементы игры для обучения; - организовывать управляемую и контролируемую самостоятельную учебную деятельность; - обеспечивать повторение и обобщение полученных знаний, применив их; - осуществлять консультирование, выдачу различного рода справок; - производить сбор статической информации о ходе учебного процесса и осуществлять ее обработку. Применение компьютера не желательно, когда: - необходимо выдавать на экран текстовый материал значительного объема; - учебный материал плохо структурируется и в нем сложно выделить логические взаимосвязи; - требуется значительно изменять общепринятую нотацию отображения учебного материала; - требуется предоставить объекты, механизмы, схемы, процессы, которые не могут целиком разместиться на экране монитора, а их дробление ведет к ухудшению восприятия изучаемого материала. Применение компьютера может не дать ощутимых преимуществ, в том случае, если учебный процесс хорошо обеспечен другими средствами обучения (ТСО, моделями, тренажерами, наглядными пособиями и т.п.). На кафедре Инженерная и компьютерная графика разработаны и внедрены в учебный процесс ППС отражающие в той или иной мере вышеперечисленные описания. Разработаны компьютерные обучающие системы АОС14, АОСW32 по начертательной геометрии, содержащие следующие программы: модуль теории (для вывода на экран компьютера текстовой и графической информации), модуль предварительных и последующих тестов (для проверки готовности к изучению тем, промежуточный и итоговый контроль), модуль демонстрации и моделирования образования объектов начертательной геометрии (анимации), модуль интерактивного решения задач, модуль ведения статистики обучения (ФИО, группа, название тем, количество занятий с АОС, оценки по тестам). Для
программирования системы АОС14 использовали язык AutoLISP, для АОСW32 – язык программирования Delphi, внешний носитель CD, DVD-ROM. Эти системы экспериментально апробированы в учебном процессе и используются в университетах и колледжах г. Улан-Удэ, г. Чита и др. Также, разработаны демонстрационно-моделирующие программы по начертательной геометрии и инженерной графике использующие язык разметки гипертекста - HTML. Опыт применения ППС показывает, что есть, несомненно положительные моменты, но нужны серьезные дополнительные организационно-технические мероприятия, такие как работа по повышению мотивации преподавателей, оснащение дополнительными компьютерными классами и перестройка учебной деятельности. При создании систем АОС, мы затратили много времени и ресурсов для отображения графической и текстовой информации на компьютере. Имея опыт, в дальнейшей работе с ППС будем идти по пути наименьших затрат времени и ресурсов, применяя печатные издания, гипертекстовые технологии, языки высокого уровня. Следующий этап: разработка мультимедийного электронного задачника по начертательной геометрии с элементами искусственного интеллекта, экспертно-обучающей системы по инженерной графике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|