Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Точка зрения «спартаковцев»




 

Рассказывает Старый:

Весь советский фанатизм создали мы — спартаковские фаны. Первые красно-белые появились в 1971–72 гт. Сначала было не движение, просто собирались на играх «Спартака» модные молодые люди — хиппари, которые и по стилю, и по поведению отличались от всей серой советской массы. На основе этого течения в 1972 г. была создана первая группа в количестве 50 человек, которая назвала себя «фанатиками» (производное от этого слова — «фанат»). Все термины, кричалки были придуманы в те годы. На выезды тогда, конечно, никто не ездил.

Изначально собирались на Южной трибуне Лужников (сейчас это трибуна Д). Их гоняли, и они позже перебрались на «восток» (сейчас трибуна С), туда, где в 1980 г. поставили Олимпийский факел. Первые статьи о фанатах появились в прессе в 1975 г. в «Вечерней Москве», где рассматривался и позитив, и негатив этого явления.

Первый шарф в полоску появился в 1974 году у фаната Саши Заплаткина; до этого, кроме маленьких красно-белых флажков ничего не было.

В 1976 году вся «основа» первой волны перестала ходить на футбол. «Спартак» вылетел в 1 лигу, однако вопреки мрачным прогнозам произошел не спад, а мощный подъем движения, это движение сразу стало модным.

Начиная с 1976 по 1981 г. фанатизм рос в геометрической прогрессии. Это был золотой век нашего движения. Именно тогда, в 1977–78 гг. у руля красно-белого корабля встали такие лидеры и авторитеты, как Рифат, Софрон, Афоня — старший, Анчута, Батя, Живой, Никита, Германия, 39-й, Вельвет, ждановские и преображенские группировки.

В те годы наш фанатизм имел и организацию, которую, фактически, возглавлял Рифат. Он был человеком с хорошими лидерскими задатками. Он фактически придумал организацию наподобие «тимуровской». Вся «мафия» делилась по районам, и в каждом районе был центровой, с которым была связь. Так что, если надо было собрать людей, просто делались звонки центровым, и нужное количество собиралось в любом месте и в любое время. Я подозревал, что для Рифата фанатизм был чем-то похожим на игру. Сам он был учителем, педагогом по образованию. С малышней ему было возиться то ли по приколу, то ли по предназначению.

Все акции того времени разрабатывались им. Вспомнить хотя бы знаменитую «Операцию Акварель — 80», когда исписали краской всю Москву. Сейчас уже точно не помню, но эта акция была приурочена какому-то событию: то ли кого-то повязали, то ли в ответ на еще что-то. В любом случае это была акция протеста.

Первые выезда начались в 1977 г. (Минск — 47 чел. и Питер — 60 чел.) Вплоть до 81 г. больше сотни и дальше Днепропетровска нас не ездило, хотя и были исключения. Очень жаркие поездки были в Киев в 78–79–80-м гг. Сильные махачи происходили в Питере. А в 1979 г. играли на ст. Ленина — после матча неба не было видно из-за количества кирпичей в наш адрес. Фанатов в Питере еще не было, наезжали местные жители. И я помню, что тогда всех удивило — Ленинград, крупнейший город страны, а такая же помойка, как какой-нибудь Днепр. Наши долго на Питер зуб держали, ненавидели их. Даже в 81 г., когда дружили с «зенитчиками», я, например, помню, что Вельвет им не мог тех лет забыть, ловил отдельных «мешков» и мочил их.

В 82-м в Харькове было сильное выступление местных. Да и вообще, все выезда того времени подпадали под раздел экстремальных, т. к. приезд москвичей всегда воспринимался как вызов. С 1981 г. пошли уже массовые выезды — сначала Минск (150), потом Киев (450).

1981 г. — начало репрессий. В том году сначала дали послабление, разрешили шизу, флаги на древках. На трибуне Д собиралось по 20 тыс. фанов — это было сильнейшее зрелище. Но сначала менты разрешили движение, а потом, на пике экстаза все это дело свернули. Это все равно, что в момент оргазма член перевязать резинкой. Репрессии шли не только на стадионах, где людей за хлопки выводили целыми рядами. В 1982 г. менты устраивали облавы и на вокзалах, во время отъезда в другие города. Всех подозрительных с их точки зрения людей заставляли сдавать билеты тут же в кассы. Начался Великий кризис.

Вдобавок ко всему в 82–83 гг. вся вторая волна ушла в армию. Ушла и не вернулась. Из тех людей, настоящих фанатов, которые до сих пор ходят, осталось очень мало — Афоня, Сокол, Пушкин, Вано, Германия, Никита.

В чем причины вражды «Спартака» и ЦСКА. Нет, никакого противостояния между «спартачами» и «армейцами» «по социальным признакам» не было. Социальной вражды не было, ведь жили тогда все одинаково. Да, у нас в 80-е годы были «утюги», люди профессионально занимавшиеся торговлей западными вещами. Но мы не были командой фарцовщиков-перекупщиков.

Причины вражды — в идеологии «Спартака», которую мы тогда насаждали; наш принцип был такой — никто и никогда не должен был быть сильнее «Спартака». Мы давили всех, кто претендовал на лидерство. Москва до 81 г. считалась невъездным городом. Мы били всех, кто болел не за наших — и грузинам могли вломить, и хохлам. В 80-м гоняли «мусоров»; «коней» как банды тогда еще и не было, по сути. Я скажу больше, если бы «торпедоны» или «локомотивцы» в то время тоже претендовали на лидерство и попытались бы помешать нам — мочили бы и их. Но «Торпедо», через своих лидеров, как бы официально попросили нас о поддержке, после того как «кони» их в 1981 г. жестоко прессанули.

Первым спартаковским идеологом, по сути, был Александр Заплаткин. Он был ярым поклонником Британии, коллекционировал журналы, программки и все что можно. Он всех и заряжал английскими идеями, согласно которым великим был только свой клуб. Оттуда и вся вражда пошла и с «конями» в том числе.

О том, что есть «армейцы», я услышал в 80-м. В моей школе 90 % людей болело за «Спартак» и по 5 — за ЦСКА и «Торпедо». За «Динамо» я и не помню, чтобы кто-то болел.

А первую массовую акцию против коней я наблюдал в 1980 г. Тогда в один день играли в «Луже» «Спартак» — «Кайрат» и ЦСКА с «Химиком» по хоккею. И по стадиону пронесся слух, что во Дворце находятся 30 фанатов ЦСКА. Игра была скучная, счет 0:0, и несколько тысяч, подчеркну — тысяч «спартачей» сорвались и пошли на хоккей. Вся организация была на Рифате. Перекрыли все выходы из Дворца — ни одного «армейца»; но потом мне рассказали, что эти 30 парней долго не решались выйти. Потом они все же вышли и их плотно загасили, посрывали значки. А потом люди Рифата их через всю нашу толпу провели, чтобы их окончательно не поубивали. Я не знаю, остались ли после такого фанатеть эти ребята.

А потом около 3 тысяч «спартачей», воодушевленные таким успехом, прошлись разрушительным маршем до Парка Культуры. Летели стекла в домах, переворачивали машины. Урон городу был колоссальный. Много нагнали милиции, повязали тройное количество людей. Репрессии пошли как раз после этого матча, менты это событие потом еще долго вспоминали.

С «армейцами», не с бандой, а с отдельными людьми, я столкнулся в 80-м. Я шел по Новокузнецкой в красно-белой шапке. Ко мне в переходе подбежал парень и за помпон сорвал ее с меня. Внизу стояли еще трое, у одного выглядывала красно-синяя роза. Вокруг полно народа. Я догнал парня, прижал его к стене и стал громко требовать шапку обратно. И, что меня удивило, он отдал. Наверное, испугался шума, который я поднял.

О других махачах, вплоть до 81 г. лично я не слышал. Наши банды по 200–300 рыл, во главе с Рифатом, Вельветом, ждановскими постоянно ездили на конские матчи.

Говорили, что коней собиралось по 50 чел. Но куда они девались после матчей, никто не знал. Это были акции устрашения, и не только против «коней», но и «динамиков» тоже.

А банду «коней» я впервые увидел на дерби в Лужниках в 1981 г. Армейцев приехало аж 300–400 человек, откуда только взялись? Как они прошли на стадион, каким образом, для всех была загадка. Наши после матча поставили кордоны на секторе Д и на всех станциях Сокольнической ветки. Решили, что это уже слишком, и хотели «коней» полностью искоренить. Как раз был в тот день знаменитый «Поезд смерти», когда «армейцев» атаковали вплоть до Лермонтовской.

А потом пошло-поехало. «Коней» уже часто видели. Я смотрел матч ЦСКА — «Динамо». «Коней» было в два раза меньше, чем «динамиков», но и тех, и других показывали даже по ТВ.

 

Акции в метро

 

Тогда мы очень часто вычисляли друг друга в метро, потому что на стадионах шли репрессии. Я под «коней» постоянно попадал на Каширке. «Армейцев» было меньше, чем «динамиков», но организация была лучше. И они постоянно торчали в метро и на Каширке. Любимое место было на мосту, посередине станции.

Однажды я со своими друзьями возвращался с футбола, сели мы в последний вагон. И хорошо, что в последний. Так как после того, как на Каширской двери закрылись, на середине станции стояло человек 100 фанов ЦСКА. Увидели нас, как кинулись, ногами и руками по стеклам. Через пару матчей мы попали уже по дороге на стадион. Нас ехало человек 15 на матч с «Пахтакором» (это был 1-й матч террора — отбирали флаги, выводили, вязали.

Нас ехало туда 15, а обратно только двое — все были повязаны). Все были в цветах, на шнурках, пилотках, галстуках и прочей атрибутике. И тут на Кашире залетает толпа «коней», человек в 100, в основном «на шифре» (тогда армейцы первыми применили шифр цветов, остальные всегда в атрибутике были). Они влетели, но не ожидали нас увидеть, поэтому сначала замялись. Один из них подходит к нам и спрашивает: «Вы откуда?» — «С Каховки…» — «Робота знаете?» И тут самый старший из них, с усиками (уж не Гад ли?), отодвигает парня, и с одного из наших снимает значок. Мы рыпнулись, но тот, с усиками, кричит: «Стоять, а то всех завалим!» Но завязалась-таки первая потасовка. Так, пиная друг друга, мы доехали до Павелюги. Там они нас вышвырнули. «Кони» пошли за нами на выход, но потом передумали, видимо опасались, что наверху может быть «мясо». И правильно сделали. На вокзале оказалась огромная куча наших с разных направлений: из Бирюлево, Чертаново и т. д.

Вот так мы частенько встречались. «Кони» постоянно мутили акции в метрополитене.

Однажды мне «кони» зуб выбили. Это было на матче «Торпедо» — Киев. Я поехал туда с друзьями — «торпедонами». Ну и матч был! «Армейцы» приехали махаться с «торпедонами» и хохлами заодно. А их приехали бить «спартачи».

Так что кто кого ловил, было непонятно.

И вот я иду на игру и чувствую, что иду сквозь «конскую основу» — человек 40. Я был в цветах. Они на меня косились, но пропускали. И только последний из них ка-а-к даст мне по физиономии! Я улетел метров на 5. Бил чем-то тяжелым. Я встаю и чувствую — зуб он мне выбил, сука!

Уже ближе к 85–86 гг. численность всех банд упала очень сильно, на футбол было невозможно ходить. Поэтому между собой передружились, и вплоть до 1987 г., по-моему, никаких серьезных махачей не было. Наоборот, часто ездили друг на друга. А потом, в 1986 г., после 3 или 4 лет отсутствия в фанатизм вновь пришел Рифат. Пошли слухи, где он так долго пропадал и что делал. Были даже утверждения, что Рифата завербовало КГБ. Все это было действительно подозрительно, потому что он вместе с комсомолом начал заниматься созданием клуба любителей футбола.

Причем общего московского клуба — это была одна из его самых бредовых идей. Рифату, наверное, было мало одного «Спартака», он стал подключать всех, даже рокеров, металлистов и банду Хирурга (которые стали потом «Ночными волками»). Вражда полностью отметалась. Но мы посетили несколько его собраний (туда ходили многие) и поняли, что все это очень сомнительно. Такое ощущение, будто это специальная акция властей по отслеживанию неформальных течений. Все забросили эту идею. Да и Рифат понял, что его время прошло, и через пару лет он окончательно ушел из фанатизма…

 

Дедовщина

 

…Да, она была в «Спартаке» и после 81 г. приобрела чудовищные формы. Те, кто стоял у истоков дедовщины, ходят и сейчас. В 1979 г. пока я доходил до касс стадиона, у меня раз 20 стреляли деньги. И стреляли пo принципу: «Давай сюда!» Этим занимались люди, которые считали себя правыми. За ними стояли банды. Рифат со своими людьми боролся с этим, но недолго, т. к. в 81 г. понаехало народу со всего Подмосковья, из отдаленных уголков Москвы — они тоже внесли лепту по «обуванию». Единой банды-то уже не было. Дедовщина так и оставалась одной из составных частей нашего фанатизма. Во многом из-за этого люди уходили болеть за конкурентов. И движение давало трещины.

Во время горбачевской перестройки, в 1987 году, фанатам разрешили стоять на трибунах, петь песни и размахивать флагами. Это была настоящая революция в фан-движении! Следующие, 1988 и 1989 годы, считаются «золотым веком» советского фанатизма. Фанаты были у всех команд высшей лиги (исключая Закавказье — особенности менталитета горцев), многих команд первой и второй лиг. Основным мероприятием тогдашнего фаната была поездка на матч в другой город (так называемый «выезд»). Каждый фанат тщательно считал количество своих выездов, и чем больше их было, тем авторитетнее считался человек. (Например, от Москвы до Ташкента или Душанбе более 3000 км. Трое суток пути в один конец на поезде.) На выезды ездили у московских клубов, лидеров в этом отношении, по 200–400 человек на обычные выезда и по несколько десятков на дальние.

Кстати, стоит отметить, что именно хулиганы ЦСКА внедрили первые махачи «на шифре», то есть без цветов и опознавательных знаков (1979–82 гг.). В основном это были вылазки против более многочисленных «спартачей». Шифр использовался, что естественно, не от силы, а от слабости, однако зачастую приносил положительные результаты.

Кроме того, в отличие от фанатов «Спартака» и «Зенита», небольшие движения типа ЦСКА и «Динамо» отличалось большей демократичностью, они были рады каждому человеку и атмосфера в этих движениях разнилась. Среди «зенитчиков» и «спартачей» нередки были случаи издевательств над молодыми в лучших традициях армейской дедовщины (например, на выездах «карликам» (т. е. молодым фанатам) устраивали чемпионаты вагона по отжиманиям и т. п.), «обувания» их на деньги и прочие ценности и прочие весьма тухлые темы. Так, доподлинно известный случай в 80-х по дороге с дальнего выезда, целых два вагона «мясных» «карликов» сошли с поезда в Брянске, не выдержав издевательств со стороны более старших красно-белых собратьев.

Также дедовщина была очень развита у фанатов «Зенита».

 

Подводя итоги

 

Ведущими фан-объединениями СССР были фанаты «Спартака» (красно-белые), ЦСКА (красно-синие), «Динамо» Москва (бело-голубые), «Торпедо» Москва (черно-белые), «Динамо» Киев (бело-голубые), «Динамо» Минск (бело-голубые), «Жальгириса» (бело-зеленые), «Днепра» (до 1988 года сине-бело-голубые, потом красно-желтые), «Зенита» (сине-бело-голубые).

В 80-е годы фан-движение еще не стало массовым из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая, в силу своей моностилистичности, не принимала отклонений от традиционных практик и ценностей.

Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что большинство лидеров 90-х годов начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении.

 

Е годы

 

После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.

Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности.

Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества наш народ практически ничего об этом не знал; фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в мире, и значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению и, следовательно, сделало его более популярным и массовым. А главное, фанаты поняли на кого можно равняться — на английских lads, испанских инчас, итальянских ультрас. Скауты, накрывы, своя мода и музыка — все это пришло только в 90-х. К тому же развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движ.

В 1990 году состоялся первый массовый выезд за границу. В Прагу отправились 144 «спартача», которые и приняли участие в первом столкновении на международном уровне.

Кризис в футболе начала 90-х годов, случившийся в связи с распадом СССР, отразился и на болельщиках. Интересно, что самые большие проблемы испытывали «спартачи», которые до этого легко могли собрать десятки тысяч человек, одетых во всё красно-белое… Старики ушли на покой: наверное, им было просто неинтересно после того же Киева или Тбилиси ехать в Камышин или какую-нибудь Находку. Молодые фанаты остались без авторитетных лидеров, и в результате на «Спартак» порой приходили не более пятисот человек, а «золотой» матч с «Океаном» в 1993 году собрал чуть более тысячи зрителей.

Единственной группировкой, которую кризис почти не затронул, оказались «армейцы», где ещё оставались многие ветераны движения. В итоге «красно-синие» сохранили и традиции, и единую организацию. К тому же они пережили четыре года в первой лиге, так что смутные времена распада СССР стали лишь новой проверкой на прочность.

Вообще, в постсоветском периоде развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994–1995 годы.

В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют достаточных финансов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям.

Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно заметно растет. Численность фанатов измеряется уже тысячами, наиболее крупные фан-группы были у московских команд: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо».

Второй этап начался после 1995 года и продолжается по сей день.

 

Фанатские войны

 

Интересно, что обычно фанатские войны возникают в трех видах случаев.

Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе. Например, известны напряженные отношения между фанатами миланских «Интера» и «Милана», римских «Ромы» и «Лацио», мадридских «Реала» и «Атлетико», московских «Спартака» и «ЦСКА» и многие другие. Этот факт довольно легко объяснить, во-первых, борьбой за лидерство, а во-вторых, тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются всего 2–3 раза в год, а если в одном — то каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно перерастают в стойкую взаимную неприязнь.

Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида и Барселоны, или Мадрида и Бильбао (неофициальная столица басков). В России это, разумеется, Москва и Петербург. Сложные отношения такого рода вольно или невольно проецируются на отношения футбольных команд и их фанатов, превращая команды в принципиальных соперников, а фанатов — во врагов.

В-третьих, когда отношения футбольных команд принимают принципиальный характер. Часто случается, например, что одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах и если их встречи проходят в напряженной борьбе, то это может способствовать ухудшению отношений между фанатами. Бывают случаи, когда игрок одной из команд позволяет себе неприличный жест в адрес другой команды или ее болельщиков. Такие причины редко становятся поводом для серьезной войны, но могут привести к временному ухудшению отношений между фанатами. Например, последние годы игры за железнодорожников экс-голкипер «Локомотива» Овчинников своим непристойным поведением и абсолютно неадекватными высказываниями в адрес ЦСКА не прибавил любви «армейцев» к «Локомотиву» и его фанатам.

Как я уже говорил, в России наиболее жестокая и масштабная война развернулась между московскими фан-движениями «ЦСКА» и «Спартака». Именно эти группировки были в начале 90-х самыми многочисленными в России, остальные в тот период времени только делали первые робкие шаги или еще не оформились как факт.

Война стала настолько крупной и принципиальной, что по мере становления фан-группировок других команд, они просто втягивались в эту войну в качестве союзников той или иной стороны; даже в провинции многие группировки с самого момента своего появления четко заявляли о своей «проконской» либо «промясной» позиции. Например, с самого начала противостояние тульских и орловских фанатов (надо сказать, достаточно крупное — в отдельных драках участвовало более 200 человек) проходило именно по этому сценарию: Орел стал проспартаковским городом, Тула безоговорочно поддержала армейцев. «Старшие братья» не остались в стороне. В дальнейшем и красно-белые хулиганы приезжали в Тулу с карательными целями, и годы спустя, одна из ведущих армейских группировок нагрянула в Орел, устроив там мощнейшее побоище.

Самым первым и, наверное, основным признаком возрождения футбольного фанатизма в России стали организованные хулиганские группировки фанатов ЦСКА и «Спартака». Тогда, в середине 90-х, и появились первые легендарные банды российского околофутбола, которые и задали тон футбольному хулиганизму на много лет вперед. Red-Blue Warriors (ЦСКА Москва) и Flint's Crew («Спартак» Москва). У фанатов ЦСКА фирма «Red-Blue Warriors» была продолжением старого армейского движения, которое лишь получило звучное название.

В случае же с «Flint's Crew», первой новой группировкой спартаковских фанатов, образовавшейся на одном из гуманитарных факультетов МГУ, обозначилось совершенно новое явление, говорящее о возрождении интереса у молодежи к околоспортивному движению. Причем, если судить по этим двум группировкам, в большинстве своем интеллектуальной молодежи. Впрочем, элитное образование флинтам не сильно помогло и во всех дальнейших крупных столкновениях с RBW они бывали неоднократно биты и разогнаны. Справедливости ради, стоит отметить, что на момент появления «флинтов» было несколько меньше, и они были по возрасту более молодым коллективом, чем «воины», что, конечно же, в драках играло не в их пользу.

Как и в момент зарождения, движи шли своим путем. Если RBW были долгое время основной, главной и единственной бандой, а все остальные объединения ходили под ними, то у «спартачей» помимо «флинтов» довольно быстро возникли и другие объединения, быстро заявившие о своей независимости. В 96 году у Спартака появились группировки «Gladiators» и «Mad Butchers», в 98 году «Clock Work Orange», Strong Action Group (S.A.G.) и Red-White Devils Band, существующие и поныне, с этих лет начался настоящий фанатский бум. Новые группировки появляются как грибы после дождя. И не только у «спартачей». Во всех крупных движениях идет примерно тот же процесс, правда с учетом специфики каждого движа. И ЦСКА, и «Динамо», и движения поменьше обзаводятся рядом группировок, могущих задать жару любому сопернику.

В Питере появляются новые чисто хулиганские объединения, вообще по всей стране, особенно в городах команд высшей лиги появляются группы фанатов, целенаправленно ищущих драки. Но основным центром хулиганизма остается Москва, 6 враждующих команд со своими хулиганами в одном городе — это не шутка.

RBW стали апологетами фанатизма с учётом российских реалий, а спартачи являлись чистыми западниками. Так, армейцы выступали за сохранение дружеских связей с болельщиками других клубов, в частности «Динамо» и «Зенита», а «красно-белые» быстро рассорились со всеми: «народной команде» друзья оказались не нужны. «Воины» были организованы по принципу единой банды, а в основе движения их оппонентов было множество небольших группировок. Существовали разногласия и по поводу немотивированного насилия, против которого выступали «кони».

Между прочим, обе противоборствующие стороны клеймили друг друга со страниц собственных журналов — армейского «Русского фан-вестника» и спартаковского Ultras News. Вся фанатская общественность с нетерпением ожидала, как в новом номере «фанзина» ответят «кони» или «мясо» на очередную «поливательную» статью оппонентов.

Кстати, формально и в СССР некоторые банды носили названия. Например, «КЛН — клуб любителей нажраться» у московского, и «Группа здоровья» у киевского «Динамо». Неформальное название по месту базирования на стадионе имело и «Торпедо» («Запад — 5»). Но название фирмы с четкой организацией и принципами внедрили первыми именно «армейцы». Крестным отцом стал Батумский, но идею несколько ранее подал Гнус, после просмотра фильма «Warriors» об уличных бандах в США. Молва приписывает ему слова: «Те «Warriors» — один в один — армейцы».

В 1995 г. произошло знаковое событие в истории российского футбольного хулиганства. 1 марта состоялась первая в новейшей истории драка между фанатами ЦСКА («RED-BLUE WARRIORS») и «Спартака» («FLINTS CREW»). Это событие стало первым звеном в длинной цепи столкновений, обозначивших основную линию русского фанатизма — противоборства фанатов «Спартака» и ЦСКА. После появления «фирм» обе стороны активно приступили к акциям. В 1995 году после нескольких мелких стычек «воины» разгоняют «спартачей» на хоккейном матче в Сокольниках. В октябре того же года после футбольного дерби в самом центре Москвы, на Арбате, около 80 «красно-белых» подвергаются нападению 120 представителей противоположного лагеря. Драка была ожесточённой: в ход пошёл даже хлам с ближайшей стройки, а в результате «кони» гнали противников аж до Патриарших прудов. Год спустя, не переставая обвинять друг друга во всех смертных грехах, стороны несколько раз дерутся стенка на стенку на футбольных и хоккейных дерби и даже на матче сборной России с поляками. Между прочим, несомненный перевес в этих сражениях был на стороне «армейцев», что скрепя сердце признают и в противоположном лагере. Особенно примечательным эпизодом можно считать победу 23 армейцев над сотней «красно-белых» после игры «Спартака» и самарских «Крыльев Советов».

В дальнейшем ситуация не изменилась.

1997 год. Москва. Петровский парк. В день дерби старых оппонентов ЦСКА — «Спартак» произошло, пожалуй, первое серьезное столкновение недругов. Первыми в тот день к стадиону подтянулись армейцы в количестве 250–300 человек. Шествие возглавлял приобретенный накануне резвый поросенок, обернутый в красно-белую розетку. Вскоре в район «Шервуда» подтянулось и «мясо». Ни жеребца, ни, на худой конец, пони, спартаковцы, однако, не привели. Кроме того, они значительно уступали противнику количественно (примерно вдвое). Итог: жестокая расправа армейцев над оппонентами (теми, что не побежали).

В 1998 году в Сокольниках состоялась самая массовая драка в истории российского фанатского движения: примерно триста армейцев два раза обращали в бегство превосходящие силы оппонентов, а затем отбили пару контрнаступлений. Дальше — больше: в 1999 году «красно-синие» атакуют извечных врагов на Киевском вокзале, когда «красно-белые» выезжали на игру Лиги чемпионов в Прагу. В ответ «спартачи» сорвали вечеринку RBW в одном из столичных клубов.

В том же году оппоненты опять сталкиваются на ст. метро «Щукинская» в день кубкового дерби. После матча, покатавшись некоторое время по московскому метро в бестолковых поисках друг друга, противники схлестнулись друг с другом на «Щуке». «Армейцы», оказавшись более хладнокровными и лучше «аргументированными», серьезно помяли, а затем погнали «мясо».

Пытались составлять достойную конкуренцию фанатам «Спартака» как фанаты московского «Динамо», так и питерского «Зенита». Впрочем, бомжам (фанатам «Зенита») ловить было особо нечего, в 1997 году в драке на Щелковском шоссе они потерпели сокрушительное поражение от «спартачей», а попросту их многосотенную толпу разогнали намного меньшим количеством «мясные» хулиганы.

Так же «спартачи» устроили «динамикам» «адово чистилище», накрыв их на МСА в Лужниках прямо на трибунах большим и плотно «аргументированным» составом. В ходе жестокого побоища, а скорее избиения, десятки бело-голубых были крайне жестко привалены и разогнаны… Более мелкие столкновения счету не поддаются.

Московский фанатизм окончательно взял курс на Англию, с ее «атлетической» формой поддержки. В Англии, как писал Дуг Бримсон в своей книге «BarmyArmy», фанатизм — мода плюс футбол. Отсюда минимальное количество атрибутики. Нет того фейерверка красок, что мы видим в южных европейских странах, прежде всего в Испании и Италии. Ближе к концу 90-х годов российский фанатизм пришел к этой формуле Бримсона.

Фанатская мода под названием «casual» захватила умы футбольных фанатов России, что говорило о незрелости российского фанатского движения. Дело в том, что использование таких лейблов, как «Lonsdale», «Umbro» и других, популярных в фанатской среде, в сочетании с джинсами и спортивной обувью — есть ни что иное, как попытка маскировки английских фанатов в Европе под простых обывателей. Тогда как «casual» для английского фаната — это одежда от очень дорогих производителей. Ведь, если задуматься, что проще, чем голубые джинсы и толстовка, или куртка от известного спортивного производителя? У нас же эти две указанные спортивные фирмы были возведены чуть ли не в ранг униформы, тогда как в Англии, наоборот, фанаты старались выделиться в одежде и показать хороший вкус. При этом, конечно, сохранялся определенный стиль одежды, собственно, и носящий название «casual» — легкая подчеркнутая небрежность, сочетание официального и спортивного.

В 1998 году впервые в истории российского фанатизма в противостоянии с силами правопорядка были использованы пластиковые стулья. Это был заключительный выезд «армейцев» в Ярославль, в ходе которого решалась судьба серебряных медалей чемпионата. Серебро было завоевано, но местный ОМОН, пользующийся в те времена славой еще более худшей, чем нижегородский, сделал все, чтобы обгадить это событие. Омоновцы организовали слишком узкий выход на перерыв для 4 тыс. человек (!), в результате чего началась сильная давка. «Акабы» вместо того, чтобы расширить проход, принялись избивать людей, создав дикую панику. Ответом стал просто град пластиковых кресел на головы недоумков, беспорядки и все, сопутствующее этому. Через несколько минут ОМОН отступил. Тут же успокоились и фанаты. Итог разборок — 248 выломанных сидений. Ущерб убогому стадиону составил 10 тыс. долларов, однако руководство ЦСКА просто выставило за дверь представителей ярославской арены.

Впоследствии ноу-хау «армейцев» было перенято и «спартачами», и «динамиками», и питерцами и другими фанами. И это так понравилось всем, что «креслопады» на несколько лет стали частым явлением на трибунах. Впору было на фан-сектора вновь ставить деревянные скамейки или делать стоячие места.

1999 год ознаменовался началом самого, пожалуй, беспредельного и кровавого противостояния в истории российского фанатизма. В схватке между «Зенитом» и московским «Динамо» в октябре 1999 г. в Питере хардкор «динамиков» был повержен в массовой драке неподалеку от стадиона, что стало началом противостояния с убитыми и покалеченными с обеих сторон…

 

Годы

 

В разговорах те люди, кто принимал участие в уличных драках 50-х или 80-х, отмечают, что в 90-е годы молодежь стала гораздо более жестокой. Об этом свидетельствует и то, какое оружие использовалось юными «файтерами». «Старую гвардию» ужаснули бы аккуратно нарезанные и заточенные на концах куски арматуры, баллоны со слезоточивым газом, напильники, фомки, цепи со стальными шарами, бейсбольные биты, сигнальные ракеты, запускаемые перед дракой в толпу противников для устрашения.

Гавнодавы со стальными стаканами — любимое оружие моего поколения, поколения хулиганов выпуска 96–97 годов. Два кастета на ногах. Добивать поверженных у многих было «хорошим тоном». Причем били упавшего частенько всем мобом (от англ. слова mob — говоря на родном российском сленге «кодла»), долго и с нездоровым восторгом. Это и понятно. Драк двор на двор, где каждый знает своего противника в лицо, сейчас почти нет, чаще всего сталкиваются совершенно незнакомые парни из разных районов города. Мобилы, замуты, накрывы. Убийство Петухова в Питере, Манежка и множество более мелких акций, в которых так или иначе поучаствовали, засветились (или были обвинены СМИ и ментами) фанаты — это уже наша история…

В начале нового века в футбольном хулиганизме буйным цветом расцвела мода на забивания — договорные драки в определенном месте заранее оговоренными количествами.

Разгул околофутбольного насилия, десятки и даже сотни драк. Если взять и собрать воедино все забивания в период с 1999 по 2003 год, то мы получим множество часов нон-стоп-видео околофутбольного насилия. Это не говоря уже о простых пересечениях, которые происходили каждые выходные. Именно этот период обусловлен появлением неимоверного количества «фирм», большинство из которых разбегалось через пару-тройку драк. Чтобы быть лидером, нужно было это постоянно доказывать, нужно было быть сильным. Плюс милицейские репрессии: если «основа» шла на футбол, это наверняка означало драку с «серыми». Именно в этот период и появились все нынешние лидеры и вся нынешняя «основа».

Новый век начался кроваво.

2000 год. В том году произошло два запомнившихся столкновения. Первое — выезд динамовских суппортеров в Питер, где в результате столкновений с фанатами местного «Зенита», по различным версиям, погибло от одного (официальная версия), до трех (версия очевидцев) местных жителей. Второе — в Москве, в районе м. «Тульская», очередное RBW-party (вечеринка фанов ЦСКА) было омрачено неожиданным появлением «мяса». Последние, хоть и значительно уступали числом, но были вооружены ножами, палками и даже остро заточенными напильниками(!). В результате, в ходе молниеносной атаки на клуб, где происходила вечеринка, застигнутым врасплох «коням» был нанесен серьезный урон. А спартаковцы скрылись так же мгновенно, как и атаковали, оставив на поле боя лишь большое число тяжелораненых противников.

В 2000 году впервые в истории отечественного хулиганизма состоялся выезд в другую страну на заранее забитую местными хулиганами «стрелку».

Польша. Во Вроцлаве проходил баскетбольный матч между местным «Шленском» и ЦСКА. Армейцы приехали во Вроцлав специально, чтобы встретиться с местными фанами. В итоге на баскет прибыло всего 15 человек, в драке с 30–40 поляками участвовало и того меньше — 13 «коней», которым удалось каким-то немыслимым образом одержать победу.

Здесь же можно отметить и приезд в 2000 году «армейцев» на «Зени^-party с тем, чтобы расквитаться за события на хоккейном матче СКА — ЦСКА, когда около 20 «коней», в том числе из основных бригад, (на чистых руках) были атакованы 100–130 зенитовскими хулиганами, которые были вооружены арматурой, обрезками стальных труб и прочими «аргументами». Для «армейцев» это столкновение кончилось плачевно. В результате махача, продолжавшегося чуть более минуты, почти все «армейцы» были завалены, 6 человек получили довольно серьезные травмы (сотрясения мозга, пробитые головы), одному повредили руку.

Бывали и забавные случаи. 15 июля 2000 года в преддверии игры «Спартак» — «Зенит» жесткую глум-акцию учинила одна на тот момент молодая «конская» банда. Таких случаев еще не было! Еще бы — принять за «мясников» призывников в армию. А дело было так. В районе Дол<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...