Введение в дисциплину «Естествознание».
Естествознаниие – область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое. Естествознание пытается разрешить «мировые загадки», сформулированные учеными в конце 19-го века: сущность материи и силы, происхождение движения, происхождение жизни и т.д. Взаимосвязь наук о природе проявляется во взаимосвязи исследований: физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.). Комплексность современного естествознания характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем всегда есть и определенная упорядоченность, иерархичность Иерархическую последовательность естественных наук в 19 в. составил немецкий химик Кекуле, по степени сложности объектов и явлений, которые изучает естествознание. Основная задача и цели естествознания - познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Программа курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей СПО включает изучение: Физики; Химии; Биологии и Экологии. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия. Естественные науки – это разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных - от «естество», природа) явлений. Физика – объединяющее понятие наук о природе, т.к. в древности все знание о природе действительно относилось к физике (у греков - «физиология»). Двойственность термина «естествознание»: Естествознание – наука о природе, как о единой целостности и Естествознание – система наук о природе.
Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Это определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее целостность. Естествознание – система наук о природе. Это определение говорит о естествознании, как о совокупности, т.е. множестве наук, изучающих природу. Физика и ее предмет. Предметом физики является материя (в виде вещества и полей) и наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи. Химия и ее научный предмет. Научным предметом химии являются: химические элементы и их соединения; вещества и их превращения; процессы качественного превращения веществ. Значение химии в решении актуальных проблем современного общества. Химия как наука решает множество задач: синтез новых веществ и композиций, необходимых для решения технических задач будущего; увеличение эффективности искусственных удобрений для повышения уровня урожайности сельскохозяйственной продукции и др. Биология как совокупность наук о живой природе – об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Экология и ее предмет. Предметом экологии, как науки является: - структура и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях; - окружающая среда и происходящие в ней процессы. Роль математики в естествознании. Математика – наука о количественных отношениях действительности и является наукой междисциплинарной. Значение естествознания для профессиональной подготовки. Юриспруденция как наука представляет собой особый вид социально-гуманитарной науки.
Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности представляет собой социально - правовой пласт жизни общества, который характеризуется наличием специальных социальных институтов (суд и судебная власть, правоохранительные органы и т. д.). Освоение знаний – цель профессиональной подготовки, т.к. социально-правовая деятельность (один из видов профессиональной деятельности юриста), основана на исследовательских методах естественных наук. Овладение умениями применять полученные знания по естественным наукам предусмотрено ФГОС среднего (полного) общего образования базового уровня и является обязательным. Развитие профессионально-личностных качеств предполагает применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения, например, для безопасности жизнедеятельности. Воспитание (формирование) разносторонней личности означает формирование убежденности в использовании достижений естественных наук в развитии общества. Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности проявляется в использовании современных технологий в профессиональной деятельности. Демонстрации: Мировые загадки. Расширение Вселенной. Естественная «сеть» наук о природе. Комплексный характер естествознания. Цели Естествознания. Демонстрация работы ГЭС. Химический опыт с глицерином. Демонстрация развития зародыша. Научный предмет экологии. Научный предмет географии. Контрольные вопросы: 1. Сформулируйте определение естествознания как науки. 2. Обоснуйте естественнонаучные признаки взаимосвязи наук о природе. 3. В чем проявляется комплексность современного естествознания. 4. Составьте иерархическую последовательность естественных наук. 5. Назовите основную задачу и цели естествознания. 6. Обоснуйте, что физика – объединяющее понятие наук о природе. 7. Двойственность термина «Естествознание». 8. Сформулируйте, по каким признакам естествознание рассматривает природу как единую целостность. 9. Сформулируйте системные критерии естествознания, как науки о природе. 10. Назовите естественнонаучный предмет физики. 11. Назовите естественнонаучный предмет химии.
12. Сформулируйте, какое значение играет химия в решении актуальных проблем современного общества. 13. Назовите естественнонаучный предмет биологии. 14. Сформулируйте системные признаки биологии, как совокупности естественных наук о живой природе. 15. Назовите естественнонаучный предмет экологии. 16. Определите на практических примерах, какую роль играет математика в естествознании. 17. Значение естествознания для профессиональной подготовки. 18. Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности. Литература 1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 10-31.
Тема 2. Основы естественнонаучного познания. Учебные вопросы 1. Основы научной деятельности. 2. Структура научного познания. 3. Основные методы научного исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|