Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в дисциплину «Естествознание».




Естествознаниие – область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое.

Естествознание пытается разрешить «мировые загадки», сформулированные учеными в конце 19-го века: сущность материи и силы, происхождение движения, происхождение жизни и т.д.

Взаимосвязь наук о природе проявляется во взаимосвязи исследований: физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).

Комплексность современного естествознания характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем всегда есть и определенная упорядоченность, иерархичность

Иерархическую последовательность естественных наук в 19 в. составил немецкий химик Кекуле, по степени сложности объектов и явлений, которые изучает естествознание.

Основная задача и цели естествознания - познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека.

Программа курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей СПО включает изучение: Физики; Химии; Биологии и Экологии.

Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.

Естественные науки – это разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных - от «естество», природа) явлений.

Физика – объединяющее понятие наук о природе, т.к. в древности все знание о природе действительно относилось к физике (у греков - «физиология»).

Двойственность термина «естествознание»: Естествознание – наука о природе, как о единой целостности и Естествознание – система наук о природе.

Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. Это определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее целостность.

Естествознание – система наук о природе. Это определение говорит о естествознании, как о совокупности, т.е. множестве наук, изучающих природу.

Физика и ее предмет. Предметом физики является материя (в виде вещества и полей) и наиболее общие формы её движения, а также фундаментальные взаимодействия природы, управляющие движением материи.

Химия и ее научный предмет. Научным предметом химии являются: химические элементы и их соединения; вещества и их превращения; процессы качественного превращения веществ.

Значение химии в решении актуальных проблем современного общества. Химия как наука решает множество задач: синтез новых веществ и композиций, необходимых для решения технических задач будущего; увеличение эффективности искусственных удобрений для повышения уровня урожайности сельскохозяйственной продукции и др.

Биология как совокупность наук о живой природе – об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

Экология и ее предмет. Предметом экологии, как науки является:

- структура и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях;

- окружающая среда и происходящие в ней процессы.

Роль математики в естествознании. Математика – наука о количественных отношениях действительности и является наукой междисциплинарной.

Значение естествознания для профессиональной подготовки.

Юриспруденция как наука представляет собой особый вид социально-гуманитарной науки.

Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности представляет собой социально - правовой пласт жизни общества, который характеризуется наличием специальных социальных институтов (суд и судебная власть, правоохранительные органы и т. д.).

Освоение знаний – цель профессиональной подготовки, т.к. социально-правовая деятельность (один из видов профессиональной деятельности юриста), основана на исследовательских методах естественных наук.

Овладение умениями применять полученные знания по естественным наукам предусмотрено ФГОС среднего (полного) общего образования базового уровня и является обязательным.

Развитие профессионально-личностных качеств предполагает применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения, например, для безопасности жизнедеятельности.

Воспитание (формирование) разносторонней личности означает формирование убежденности в использовании достижений естественных наук в развитии общества.

Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности проявляется в использовании современных технологий в профессиональной деятельности.

Демонстрации:

Мировые загадки.

Расширение Вселенной.

Естественная «сеть» наук о природе.

Комплексный характер естествознания.

Цели Естествознания.

Демонстрация работы ГЭС.

Химический опыт с глицерином.

Демонстрация развития зародыша.

Научный предмет экологии.

Научный предмет географии.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте определение естествознания как науки.

2. Обоснуйте естественнонаучные признаки взаимосвязи наук о природе.

3. В чем проявляется комплексность современного естествознания.

4. Составьте иерархическую последовательность естественных наук.

5. Назовите основную задачу и цели естествознания.

6. Обоснуйте, что физика – объединяющее понятие наук о природе.

7. Двойственность термина «Естествознание».

8. Сформулируйте, по каким признакам естествознание рассматривает природу как единую целостность.

9. Сформулируйте системные критерии естествознания, как науки о природе.

10. Назовите естественнонаучный предмет физики.

11. Назовите естественнонаучный предмет химии.

12. Сформулируйте, какое значение играет химия в решении актуальных проблем современного общества.

13. Назовите естественнонаучный предмет биологии.

14. Сформулируйте системные признаки биологии, как совокупности естественных наук о живой природе.

15. Назовите естественнонаучный предмет экологии.

16. Определите на практических примерах, какую роль играет математика в естествознании.

17. Значение естествознания для профессиональной подготовки.

18. Применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности.

Литература

1. Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие / Т.И. Ахмедова, О.В. Мосягина. – М.: РАП, 2012. – С. 10-31.

 

Тема 2. Основы естественнонаучного познания.

Учебные вопросы

1. Основы научной деятельности.

2. Структура научного познания.

3. Основные методы научного исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...