Памятка «Как писать сжатое изложение».
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Структура экзамена по русскому языку в 9 классе в форме ГИА. Цель проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме - создание независимой и объективной системы оценки качества образования, совершенствование организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников. Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, на выполнение которой отводится 240 минут: 1 часть. В этой части одно задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). При этом экзаменуемые должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов.Написание сжатого изложения проверяет умение воспринимать информацию публицистического и научно-популярного текстов на слух, преобразовывать её и адекватно воспроизводить соответственно заданию. 2 часть. Она состоит из двух разделов А (7 заданий с выбором ответа) и В (9 заданий с кратким ответом). Задания данной части проверяют глубину и точность понимания содержания текста: его основные проблемы, позицию автора или героя, характеристики героя; понимания лексического значения слова; опознание средств выразительности речи в прочитанном тексте; навыки морфемного и фонетического разборов, а также функциональную грамотность учащихся в области орфографии, пунктуации и речевых нормах. 3 часть. Эта часть содержит два творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых необходимо выбрать только одно. Написание сочинения (не менее 7о слов) по прочитанному художественному тексту проверяет умение читать, понимать и анализировать художественный текст и выстраивать собственное рассуждение по проблеме. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст, т.к. воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения является важнейшей задачей всей системы современного образования.
Все части экзаменационной работы связаны между собой. Первый текст (изложение) носит обобщённо-отвлечённый характер, второй текст (для выполнения частей А,В,С) раскрывает тему и проблему, поднятые в первом тексте, на живом, жизненном материале. Тексты подобраны таким образом, чтобы соблюдался принцип «от общему к частному, от отвлечённого к конкретному». Задания КИМов подобраны так, чтобы проверить уровень владения основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, письмо, а также уровень освоенности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, личностных. Таким образом, материал, подобранный в экзаменационной работе, способствует развитию логического мышления и универсальных учебных действий (анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов).
Часть 1. Сжатое изложение (С1). Сжатое изложение. Главная задача сжатого изложения - научиться кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции. Для того чтобы научиться писать сжатое изложение, необходимо понимать, какие умения необходимы при выполнении этой работы. Сжатое изложение проверяет: ü умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; ü умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное, сокращая текст различными способами; ü умение правильно, связно и последовательно передавать обработанную информацию, используя языковые средства обобщённой передачи информации.
Данные умения будут востребованы и на других уроках, а также в профессиональной деятельности каждого человека. Задание С1 (сжатое изложение) позволяет учащимся продемонстрировать умение работать с информацией, не допуская ее искажений. При проверке этой части работы анализируются следующие умения: ü понимать логику деления текста на абзацы и воспроизводить композицию (структуру) звучащего текста (абзацное деление зависит от стиля текста и типов речи, используемых в нем; от цели автора); ü передавать последовательность рассуждений автора; ü выделять главное в каждом фрагменте (микротеме) и отбрасывать второстепенное. При написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. При написании сжатого изложения необходимы следующие коммуникативно - речевые умения: ü умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); ü умение сокращать текст разными способами; ü умение правильно и логично излагать свои мысли, ü умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Сжатое изложение должно отвечать следующим требованиям:
1. сохранение последовательности в развитии событий; 2. наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; 3. использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; 4. установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
В науке известны три способа сжатия (компрессии) текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) упрощение.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Приёмы исключения: · исключение повторов; · исключение одного или нескольких синонимов; · исключение уточняющих и поясняющих конструкций; · исключение фрагментов предложения; · исключение одного или нескольких предложений; · исключение предложений, содержащих второстепенные факты; · исключение предложений с описаниями и рассуждениями.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. Приёмы обобщения: · замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; · замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
При упрощении материала информация должна предстать в упрощённой форме. Приёмы упрощения: · слияние нескольких предложений в одно; · замена предложения или его части указательным местоимением; · замена сложноподчинённого предложения простым; · замена фрагмента предложения синонимичным выражением: - придаточного определительного синонимичным определением; - придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом; - согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым согласованным определением; - придаточных предложений дополнениями; - прямой речи косвенной. При оценивании обращается внимание не на количество слов в изложении, а на уровень владения приёмами сжатия. Важно не только наличие приёмов сжатия, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии (сжатия) исходного текста в изложении сохраняется суть авторской мысли и возможность её восприятия читателем. Памятка «Как писать сжатое изложение». Слушая текст, воспринимайте не только содержание, но и обращайте внимание на его построение. То есть запоминайте: · как начинается текст;
· как он завершается; · какие лексические и грамматические средства использует автор для выражения своего отношения к описываемому; · как связываются между собой предложения и абзацы; · слова, которые можно считать ключевыми; · как используются в тексте такие речевые приемы, как повтор, инверсия (обратный порядок слов), сравнения; · в каких случаях употребляются синонимы и т.д. После первого прослушивания запишите главную мысль каждой микротемы, слова и словосочетания, которые показались вам наиболее яркими и интересными. Помните, что необходимо сохранить не только микротемы, но и точно сохранить мысль автора. Во время второго слушания вы делаете записи, которые позволят вам раскрыть главные мысли каждой микротемы., но не стремитесь записать много! Иначе вы рискуете утерять главное и исказить содержание. После воспроизведения текста вам предстоит создать небольшое сочинение (не менее 70 слов).
Примеры сжатия текста. 1.
2.
Часть 2. Задания А и В Раздел А (задания с выбором ответа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|