Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Памятка «Как писать сжатое изложение».




Структура экзамена по русскому языку в 9 классе в форме ГИА.

Цель проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме - создание независимой и объективной системы оценки качества образования, совершенствование организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей, на выполнение которой отводится 240 минут:

1 часть. В этой части одно задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). При этом экзаменуемые должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов.Написание сжатого изложения проверяет умение воспринимать информацию публицистического и научно-популярного текстов на слух, преобразовывать её и адекватно воспроизводить соответственно заданию.

2 часть. Она состоит из двух разделов А (7 заданий с выбором ответа) и В (9 заданий с кратким ответом). Задания данной части проверяют глубину и точность понимания содержания текста: его основные проблемы, позицию автора или героя, характеристики героя; понимания лексического значения слова; опознание средств выразительности речи в прочитанном тексте; навыки морфемного и фонетического разборов, а также функциональную грамотность учащихся в области орфографии, пунктуации и речевых нормах.

3 часть. Эта часть содержит два творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых необходимо выбрать только одно. Написание сочинения (не менее 7о слов) по прочитанному художественному тексту проверяет умение читать, понимать и анализировать художественный текст и выстраивать собственное рассуждение по проблеме. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст, т.к. воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения является важнейшей задачей всей системы современного образования.

Все части экзаменационной работы связаны между собой. Первый текст (изложение) носит обобщённо-отвлечённый характер, второй текст (для выполнения частей А,В,С) раскрывает тему и проблему, поднятые в первом тексте, на живом, жизненном материале. Тексты подобраны таким образом, чтобы соблюдался принцип «от общему к частному, от отвлечённого к конкретному». Задания КИМов подобраны так, чтобы проверить уровень владения основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, письмо, а также уровень освоенности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, личностных. Таким образом, материал, подобранный в экзаменационной работе, способствует развитию логического мышления и универсальных учебных действий (анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов).

 

Часть 1. Сжатое изложение (С1).

Сжатое изложение.

Главная задача сжатого изложения - научиться кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Для того чтобы научиться писать сжатое изложение, необходимо понимать, какие умения необходимы при выполнении этой работы.

Сжатое изложение проверяет:

ü умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

ü умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное, сокращая текст различными способами;

ü умение правильно, связно и последовательно передавать обработанную информацию, используя языковые средства обобщённой передачи информации.

Данные умения будут востребованы и на других уроках, а также в профессиональной деятельности каждого человека.

Задание С1 (сжатое изложение) позволяет учащимся продемонстрировать умение работать с информацией, не допуская ее искажений. При проверке этой части работы анализируются следующие умения:

ü понимать логику деления текста на абзацы и воспроизводить композицию (структуру) звучащего текста (абзацное деление зависит от стиля текста и типов речи, используемых в нем; от цели автора);

ü передавать последовательность рассуждений автора;

ü выделять главное в каждом фрагменте (микротеме) и отбрасывать второстепенное.

При написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При написании сжатого изложения необходимы следующие коммуникативно - речевые умения:

ü умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

ü умение сокращать текст разными способами;

ü умение правильно и логично излагать свои мысли,

ü умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

 

Сжатое изложение должно отвечать следующим требованиям:

 

1. сохранение последовательности в развитии событий;

2. наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

3. использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

4. установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

 

В науке известны три способа сжатия (компрессии) текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) упрощение.

 

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

Приёмы исключения:

· исключение повторов;

· исключение одного или нескольких синонимов;

· исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

· исключение фрагментов предложения;

· исключение одного или нескольких предложений;

· исключение предложений, содержащих второстепенные факты;

· исключение предложений с описаниями и рассуждениями.

 

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

Приёмы обобщения:

· замена однородных членов предложения обобщающим наименованием;

· замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

 

При упрощении материала информация должна предстать в упрощённой форме.

Приёмы упрощения:

· слияние нескольких предложений в одно;

· замена предложения или его части указательным местоимением;

· замена сложноподчинённого предложения простым;

· замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

- придаточного определительного синонимичным определением;

- придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

- согласованного определения, выраженного причастным оборотом,

нераспространённым согласованным определением;

- придаточных предложений дополнениями;

- прямой речи косвенной.

При оценивании обращается внимание не на количество слов в изложении, а на уровень владения приёмами сжатия. Важно не только наличие приёмов сжатия, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии (сжатия) исходного текста в изложении сохраняется суть авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

Памятка «Как писать сжатое изложение».

Слушая текст, воспринимайте не только содержание, но и обращайте внимание на его построение. То есть запо­минайте:

· как начинается текст;

· как он завершается;

· какие лексические и грамматические средства ис­пользует автор для выражения своего отношения к описы­ваемому;

· как связываются между собой предложения и абзацы;

· слова, которые можно считать ключевыми;

· как используются в тексте такие речевые приемы, как повтор, инверсия (обратный порядок слов), сравнения;

· в каких случаях употребляются синонимы и т.д.

После первого прослушивания запишите главную мысль каждой микротемы, слова и словосочетания, которые показались вам наиболее яркими и интересными. Помните, что необходимо сохранить не только микротемы, но и точно сохранить мысль автора.

Во время второго слушания вы делаете записи, которые позволят вам раскрыть главные мысли каждой микротемы., но не стремитесь записать много! Иначе вы рискуете утерять главное и исказить содержание.

После воспроизведения текста вам предстоит создать небольшое сочинение (не менее 70 слов).

 

Примеры сжатия текста.

1.

Исходный текст Сжатый текст
  Помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить её можно, но очень трудно. Наша молодёжь – это ещё и наша старость.(30 слов) Уйти совсем от старой репутации, созданной ещё в школьные годы, нельзя, а изменить её можно. Наша молодость - это и наша старость. (21 слово)
  Когда я учился в школе, мне казалось - вот вырасту, и всё будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и всё вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной «взрослый» мир, которые не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе… репутация моя как товарища, человека, работника, оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства… (71 слово) Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и всё будет иным. Будет какой-то иной «взрослый мир». А в действительности оказалось иначе… репутация моя перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства… (35 слов)

2.

Исходный текст Сжатый текст
  Переходный возраст… не случайно этот период в жизни считается одним из наиболее сложных. Подросток хочет почувствовать себя независимым, самостоятельным, взрослым, но при этом полное отсутствие жизненного опыта приводит зачастую к серьёзным и сложным проблемам. Можно ли их избежать? Без осложнений, пожалуй, не обойдётся. (43 слова) Переходный возраст считается одним из самых сложных, так как подростку хочется почувствовать себя взрослым, но отсутствие жизненного опыта часто приводит к серьёзным ошибкам и сложным проблемам. (26 слов)
  Одним из таких осложнений оказывается извечный конфликт отцов и детей, разрешить который не удалось ни одному поколению. Он обостряется именно в этот период, когда дети взрослеют, постигают азы взрослой жизни. Именно в это время дети-подростки становятся особенно уязвимыми, ранимыми, чувствительными, хотя и пытаются это всячески скрывать. Стремясь к независимости и свободе, подросток сталкивается с неизвестностью и незнанием. (58 слов) Одной из таких проблем оказывается вечный конфликт отцов и детей. Он обостряется, когда дети взрослеют. В это время они очень уязвимы, чувствительны, стремятся к свободе и независимости, но ещё многого не знают. (32 слова)
  Родители же считают, что они всё и всегда знают наперёд. Быть может, именно поэтому они часто вслух бросают непростительные фразы. Догадываются ли в этот момент родители о том, что совершают серьёзную ошибку, помнят ли себя в этом возрасте, знают ли о том, что дети сейчас особенно ранимы, а их реакция может быть абсолютно непредсказуемой? Самое типичное поведение подростка в подобной ситуации – сделать всё наперекор родителям, доказать, что те неправы. Конечно, родители, скорее всего, окажутся правы, но ведь у подростков нет ещё необходимого опыта и мудрости, поэтому и поступки их могут быть необдуманными и даже опасными. (95 слов) Родители же считают, что знают всё и часто говорят непростительные фразы. При этом они даже не догадываются, что совершают серьёзную ошибку. В ответ подросток делает всё наперекор им. Конечно, родители, скорее всего, окажутся правы, но у подростков ещё нет необходимого опыта, поэтому и поступки их бывают необдуманными и даже опасными. (51 слово)
Итого 196 слов 109 слов

 

Часть 2. Задания А и В

Раздел А (задания с выбором ответа)

№ задания Что надо знать и уметь Алгоритм выполнения задания
А1 1. Уметь читать не менее 200 слов в минуту. 2. Уметь отвечать на вопросы. 3. Уметь понимать то, о чём тебя спрашивают. 1. Прочитайте вопрос в задании (для установки цели чтения текста и нахождения в нём ответа), выберите в нём ключевое слово, оно пишется в начале вопроса. Постарайтесь понять, чтохотят узнать при помощи данного вопроса. 2. Прочитайте вдумчиво текст, не забывая о заданном вопросе. 3. Ответьте на вопрос самостоятельно, используя ключевое слово вопроса (почему, когда, где и т.п.). 4.Проверьте, есть ли такой вариант ответа. Запишите его.
А2 1.Иметь большой словарный запас. 2.Знать лексическое значение слов русского языка. 3.Для пополнения словарного запаса (лексикона) надо больше читать. 4.Уметь определять лексическое значение слов из контекста. 1. Прочитайте внимательно задание. 2. Найдите «мишени», которые необходимо будет поразить (значение, у какого слова, где это слово находится). 3. Найдите предложение, прочитайте его, найдите в нём данное в задании слово и самостоятельно определите его лексическое значение в контексте данного предложения, т.е. что обозначает данное слово в этом предложении. 4. Прочитай предложенные варианты, отметь тот, который ты назвал самостоятельно после прочтения предложения.
А3 1.Средства выразительности речи (основано на переносном лексическом значении слова): -метафора; -метонимия; -синекдоха; -эпитет; -олицетворение; -сравнение; -аллегория -литота; -гипербола; -перифраз. 2. Фигуры речи (создано на основе построения предложения или словосочетания): -антитеза; -риторический вопрос; -риторическое восклицание; -анафора; -инверсия; -оксюморон; 1. Прочитайте внимательно задание. 2. Найдите «мишени», которые необходимо будет поразить (средство выразительности или фигуру речи). 3. Вспомни особенности данного тропа или фигуры речи. 4. Прочитай предложенные варианты, найди в предложениях слова, в которых реализованы особенности данного тропа или фигуры речи. Это и будет необходимый вариант ответа. Помните! Если надо найти средство выразительности, то обращайте внимание, какое имеют значение слова, прямое или переносное. Если все слова в предложении даны в прямом значении, то в этом предложении нет средств выразительности.
А4 1. Знать классификацию звуков русского языка (фонетика): -гласные/согласные; -звонкие/глухие; -твёрдые/мягкие; 2.Особенности произношения слов русского языка (орфоэпия). 1. Прочитайте внимательно задание. 2.Найдите «мишени», которые необходимо будет поразить. Они чаще всего выделены жирным шрифтом или курсивом. 3.Внимательно прочитайте все предложенные варианты. Проговорите выделенные слова вполголоса, запишите транскрипцию данных слов. 4. Выбери тот, который поразит вашу «мишень».
А5 1.Орфограммы в корне слова: -Корни с чередованием и особенности их написания: -гар/гор -зар/зор -раст/рос/ращ -лаг/лож -бер/бир -дир/дер -пер/пир -мер/мир -тер/тир -стил/стел -блест/блист -жег/жиг -плав/плыв -мак/мок и др. -проверяемая безударная гласная в корне; -непроверяемая безударная гласная в корне; 1. Прочитайте внимательно задание. 2.Найдите «мишени», которые необходимо будет поразить. Они чаще всего выделены жирным шрифтом или курсивом. 3.Прочитайте внимательно предложенные варианты слов, выделите в них корень (носитель лексического значения слова), попробуйте подобрать проверочные слова для проверки правописания данного корня. Помните, что корни с чередованием пишутся по правилу, и подобрать проверочное слово к ним невозможно! 4.Выберите тот вариант ответа, в котором есть средство для поражения «мишени».
А6 1.Правописание приставок: -ПРЕ/ПРИ -на З и С -единообразное написание приставок. 2. Знать отличие приставки от предлога. 1. Прочитайте внимательно задание. 2.Найдите «мишени», которые необходимо будет поразить. Они чаще всего выделены жирным шрифтом или курсивом. 3. Прочитайте предложенные слова, выделите в каждом слове приставку, определив её значение (приставки ПРЕ-, ПРИ-); посмотрите на согласную букву после приставки, если она обозначает глухой звук, то приставка будет писаться с буквой С на конце; если буква обозначает звонкий звук, то –букву З (для приставок на З,С). 4.Ещё раз посмотрите на «мишень» и выберите вариант ответа.
А7 1.Правописание суффиксов: -наличие н и нн в суффиксах разных частей речи; -буквы Е и И в суффиксах причастий;   1. Прочитайте внимательно задание. 2.Найдите «мишени», которые необходимо будет поразить. Они чаще всего выделены жирным шрифтом или курсивом. 3.Прочитайте предложенные слова, определите часть речи, выделите в каждом слове суффикс, соотнесите его с правилом правописания. 4.Ещё раз посмотрите на «мишень», которую необходимо поразить и выберите вариант ответа.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...