Часть 3. Сочинение – рассуждение (С2.1 и С2.2).
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) В сочинениях С2.1 задание требует описать содержание языковых явлений: лексических и грамматических, доказать необходимость, значимость названного языкового явления. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждению и поэтому должен строиться по определённым логическим и композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему оценивает умение дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, умение привести примеры-аргументы, сохранить смысловую цельность, речевую связность, последовательность и композиционную стройность работы. При написании сочинения необходим обоснованный ответ на поставленный вопрос. Рассуждения требуется давать на теоретическом уровне. Недопустимы фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса. Важно привести 2 примера-аргумента, один из которых иллюстрирует лексическое явление, второй - грамматическое. Примеры-аргументы должны соответствовать названным лексическим и грамматическим явлениям. Если в сочинении названо только одно языковое явление, которое иллюстрируется двумя примерами из текста, то оценка снижается как по первому, так и по второму критерию. Примеры из прочитанного текста не учитываются при подсчёте количества слов. Также примеры не учитываются, если не названо языковое явление, которое они иллюстрируют. Объем сочинения-рассуждения должен быть не менее 70 слов. Как же описать языковые явления: лексические и грамматические? Следуйте следующему алгоритму:
1. Запишите высказывание, которое даётся в задании. 2. Назовите одно лексическое явление и раскройте его типовое значение. 3. Приведите пример из текста с вашим лексическим явлением и прокомментируйте его. 4. Назовите одно грамматическое явление и раскройте его типовое значение. 5. Приведите пример из текста с вашим грамматическим явлением и прокомментируйте его. 6. Сделайте вывод всему сказанному выше, перефразировав высказывание, данное в задании (образец выполнения смотрите в Приложении 4). Схема текста сочинения-рассуждения (С2.1).
Тезис Лексическое явление Грамматическое явление Пример-аргумент Пример-аргумент Вывод Лексические явления
Грамматические явления
При написании сочинения на лингвистическую тему можно воспользоваться подсказками, которые содержатся в заданиях А и В. Пример-аргумент можно объяснить (прокомментировать) двумя способами: 1. Описать, какой смысл придаёт предложению (тексту, информации) использование этого лексического явления, какие отношения устанавливает названное грамматическое явление. (Например, окончание прилагательного в словосочетании «долгого дня» (предложение 15) говорит о его согласовании в роде, числе и падеже с существительным, т.е. о «подчинении» прилагательного существительному). 2. Объяснить роль явления в предложении. Для этого провести небольшой эксперимент. Попробовать изменить языковое явление и представить, что произойдёт, если будет допущена ошибка в его использовании. (Например, если в предложении 23 опустить эпитет «драгоценные», то смысл предложения изменится, исчезнет ощущение, что в этих словах есть ценность. Это же произойдёт, если мы попробуем заменить этот эпитет другим словом, например, словом «важные» или «дорогие». Каждое слово несёт свою смысловую нагрузку). Очень важно при написании сочинения сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. В работе не должно быть нарушения абзацного членения и логических ошибок. Также очень важно сохранять логические связки между абзацами и предложениями. В качестве средств связи предложений и абзацев обычно используются союзы, союзные слова, частицы, местоимения, местоимённые наречия, видовременные формы глагола, вводные слова и конструкции, лексические повторы, синонимы, антонимы.
Логические связки: Я считаю, что… Во-первых… Так… В предложении… Во вторых… Вот и в тексте… Высказывание показалось мне интересным… Автор утверждает… Надеюсь, что теперь… Следовательно… Итак… Поэтому… Некоторые считают, что… Я не согласен с тем, что…Например,… Попробуем разобраться… Таким образом… С помощью… Лексические явления передают… Следует отметить, что… Необходимо признать, что… Грамматические же явления… Надеюсь, что мне удалось доказать (убедить, заставить задуматься)… Мне кажется, что… Считается, что… Многие утверждают, что… С одной стороны… С другой стороны… Напротив… Однако… Прежде всего… Нельзя не согласиться… Безусловно… Видимо… Как известно… Поясняя сказанное… Всё сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог… Допустим (предположим), что… Из этого следует, что…Если… Доказательством служит… Попытаемся разобраться… И это действительно так… Действительно… А такое грамматическое явление, как…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|