Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Строители Космоса 3 глава




 

«Так, «Сатана», когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека — божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон Духа Жизни и освобождает его от греха неведения, следовательно, от смерти…»

 

Конечно, этот «Сатана», как Вы уже знаете, есть совокупность тех Высших Духов, которые вместе с падшим Ангелом принесли человечеству свет разума и великий дар бессмертия. Потому именно Они должны были бы называться Светоносцами, или Люциферами. Падший Ангел утерял свое право на это имя». (Е. И. Рерих, 03.12.37.)

Е. И. Рерих подчеркивала тот факт, что основание на нашей планете Шамбалы, как представительства космической Иерархии Света на земном плане, во многом было вызвано этой космической драмой, разыгравшейся на Земле:

«Именно Его (Люцифера. — С.) восстание и проведение им плана самодовления земной материи вызвало коррективу в лице Белого Братства, Учреждения, не знакомого другим планетам по своей невольной боеготовности. Как сказано, ведь «борьба отчаяния переменила Носителя Света, и его рубиновая аура наполнилась алым заревом. Последователи его, поистине, начали Прибегать к постыдным средствам, которые лишь задерживают сроки, но не исчерпывают судьбу. Потому доспехи и мечи Братова с радостью могли бы быть перекованы на части лабораторных аппаратов гораздо раньше, и Лестница Света, звено Земли и Неба, могла быть гораздо ближе. Можно вспомнить последнего Великого Учителя, принявшего позорную смерть за то, что казалось, уже давно было известно человечеству!»

Вы спросите, как создалась эта психология обособленности? А в каждом крупном феодале Вы имеете пример случившегося.

Люцифер есть Князь Мира сего (Земли) в полном значении этого слова. Дух его, в потенциале своем, имеет все тождественные энергии, присущие Земле.

При нормальном положении хозяин Земли вознес бы материю, наполняя части ее сознанием единства». (Е. И. Рерих, 18.01.36.)

Что касается вопроса, какой была наша планета до падения Люцифера, то, по данным восточных писаний и «Тайной Доктрины», мы знаем, как высока и прекрасна была цивилизация третьей расы, когда она руководилась и возглавлялась Великими Духами с Высших Миров. Окончательное падение Люцифера совершилось в четвертой расе, но отход его от пути Света наметился уже раньше. Когда человеческое естество в нем взяло перевес над божественным, он возревновал и начал губительную борьбу против Великих Собратьев, которая сейчас достигла своего предела. Замечательно то обстоятельство, что для достижения своей цели стать полным и единственным владыкою Земли его главные усилия были обращены на унижение женщины. Он знал, что с унижением женщины неизбежно должно наступить огрубение и вырождение человечества. Существует древнейшее изречение: «Там, где женщины почитаются и охраняются, там благоденствие царит и боги радуются». Новая эпоха под лучами Урана принесет возрождение женщины. Эпоха Майтрейи — эпоха Матери Мира. (Е. И. Рерих, 18.01.36.)

О космогонических аспектах связи Люцифера с нашей планетой в письмах Е. И. Рерих сказано:

 

«(…) Каждый дух, или монада, зарождается под лучом определенного Светила, и потому зерно духа его заключает в потенциале своем все тождественные энергии, присущие этому Светилу, которое остается его ведущим Светилом на всю Манвантару. Так, энергия зерна духа Хозяина Земли вполне тождественна с энергиями, излучаемыми нашей Землей. Дух Владыки планеты проходит, конечно, через человеческую форму (высшие центры планеты заключаются в высших центрах человека), как первоучитель овладения присущей ей материи, и поэтому он является знатоком свойств этой материи. При достойном состоянии он ценный друг всех новообразований, нет противных действий, лишь поиски взаимополезные. Но не так мыслит Хозяин Земли, он не желает дружбы Духа. Теперь можете представить себе, как знает все коридоры Земли Хозяин ее. И насколько всякое излишнее просвещение не отвечает его плану обособления Земли от прочих Миров. Его слуги не прочь узнать для себя полезное и даже имеют совещания, как употребить находки во вред движению духовности. Но его несчастье в том, что движения духа очень быстры, и резервуар Источника Сил Белого Братства велик. Но в изобретательности ему отказать нельзя, особенно теперь, когда наступили сроки. Грозен бушующий Армагеддон».

(Е. И. Рерих, 18.06.36.)

 

«Что же касается до утверждения называемого Вами лица, что Гималайские Махатмы рождены от Земли, то прежде всего следовало бы узнать, что хочет он этим сказать? Ибо, строго говоря, Духом и духами, рожденными от Земли, мы можем считать лишь Князя Мира сего и всех землян, отвечающих его лучу, ибо каждое зерно духа зарождается под известным светилом, которое на всю Манвантару остается его ведущей звездой. Так, Князь Мира сего принадлежит к Земле, и он в силу своих прежних достижений на другой планете и по космическому праву является ее Хозяином, и понятно, что ему ближе всего будут те духи, которые тоже зародились под соответствующим ему лучом. Но много на нашей Земле духов, принадлежащих в сущности своей или имеющих в себе потенциал энергий других миров, входящих в нашу Солнечную систему, и даже таких отдаленных, как Уран и Нептун, подверженных уже высшим притяжениям. Кроме того, не забудем, что жизнь всех царств была перенесена на нашу планету с Луны, потому в «Тайной Доктрине» и указаны двойные предки человечества — Лунные и Солнечные. Лунные предки в действительности и являются сейчас самим человечеством, — вернее, большинством его, но Солнечные предки суть те Сыны Света, которые приняли на себя самоотверженное творчество на пользу всего Космоса и пришли на нашу планету с высших миров, как уже сказано, в конце Третьей Расы нашего Круга. С этого времени Они неустанно воплощались на пороге всех рас, всех великих событий чтобы каждый раз дать новый сдвиг сознанию человечества. Истинно, жизни Их устланы жертвенными подвигами. Истинно, они испили многие чаши яда. Так, они Основатели Великого Братства на Священном Острове во времена Атлантиды. Они же Хранители Транс-Гималайской Твердыни в нашей Расе». (Е. И. Рерих, 07.12.35.)

Интереснейшие сведения о космических аспектах противостояния эволюционных и деградационных сил содержатся и в других письмах Елены Ивановны:

«Теперь о Владыках мира. Владыка населенного мира — Дух, прошедший бесчисленные существования на протяжении многих эонов и даже солнечных Манвантар в разных состояниях и даже мирах. Каждый населенный мир имеет своего Старшего Руководителя и младших. Но Старший Руководитель не всегда уявляется зародителем планеты. Он лишь дает Свою напряженную вибрацию и строит каждую идеальную форму и вид. Но дальнейшее развитие тонкой оболочки в уплотненную слагается с помощью младших руководителей, которые следят за их правильным сочетанием и страстным развитием. В дальнейшем ярое развитие низшего «я» или осознание своей отделенности уявило не только смешение — ярая свобода утвердила неправильные сочетания и породила все безобразные формы и вещи, которые потом сметались катастрофами, да и сами уничтожали себя негодными сочетаниями. Руководители отбирали лучших и снова населяли планету — и ярые с развитием инстинкта, или чутья, стали постепенно разбираться в соответствующих им вибрациях, или энергиях, и собираться в отдельные группы, и так образовались первые касты. Так касты уже установились у первых людей и животных. Старший Руководитель может перейти на новую планету и явить ей новый импульс — и снова перейти на другую и т. д. Приходится признать, что Старший Руководитель является многострадальным Иерархом нашей Солнечной системы.

Сатурн был первородным сыном Сириуса и братом-близнецом Урана. Но ярый Уран уявился Владыкой солнечным и стал соперником Сатурна. Сатурн оявился потом самым блестящим и страстно напряженным Солнцем, много обширнее Урана в силу поглощения им многих солнц, комет и лун. Он стал самым прекрасным солнцем, но пустоцветом из-за отсутствия в нем космического магнетизма, который необходим для правильного развития Солнечной системы. И он был смещен Ураном.

Люцифер имел в своем организме все особенности состава Сатурна и яро развил мощь уплотнения тонких оболочек. Тем самым он способствовал развитию интеллекта и уявился на гордыне, стал мощным соперником Урана. Но Уран обладал высшими вибрациями и приобрел высшее знание. Солнечный Иерарх Урана вместе с Люцифером оявились на Земле — и Уран стал соперником Люцифера. Он оявился на призыве нового Солнца, ставшего центром нашей Солнечной системы, — и Сатурн должен был отойти.

Ярые зародители миров не всегда остаются с ними. Они только служат для уявления им первого импульса сознательной жизни и некоторой ступени развития. Потом они переходят на другие, более высокие миры, тоже нуждающиеся в новом импульсе к дальнейшему развитию, которое приходит только через соприкасание с сознанием человеческого духа, находящегося в гармонии с аурой планеты или уже обладающего солнечным сознанием Высшего Иерарха.

Люцифер имел в себе энергии и элементы своей планеты Сатурна. Сатурн не был населен из-за недостатка на нем космического магнетизма, который необходим для жизни. И Сатурн сейчас уже рассыпается, как огромная песочная глыба. Там нет никакой жизни. Луны Сатурна не обладают достаточным космическим магнетизмом, который был оявлен в нашей матери луне Урана». (Е. И. Рерих, 17.11.53.)

«(…) Вы удивляетесь упоминанию в книгах Учения о битве Урана с Сатурном. Но в этой битве принимают участие излучения этих планет. Ведь каждое светило представляет собою конгломерат особых вибраций, излучения всего на нем существующего, и, таким образом, каждое небесное тело является особой индивидуальностью, резко отличающейся от другой. Потому среди них должны встречаться планеты совершенно различных напряжений, свойств и качеств. Когда лучи таких различных планет скрещиваются в силу перемещений и движений последних в пространстве, то действительно получается как бы битва, вследствие чего происходят большие пертурбации на всем пространстве их следования и особенно на всех тех небесных телах, которых достигают эти лучи.

Планета Сатурн находится еще и в очень низком состоянии развития, тогда как Уран по качеству своего напряжения стоит много выше всех известных вам планет в нашей Солнечной системе. Именно Нептун и Уран уже принадлежат к высшим притяжениям и не зависят так от Солнца нашей Солнечной системы. Потому, когда лучи Сатурна скрещиваются с лучами Урана, происходит великая дисгармония, что очень отражается на всем пространстве, затронутом этими лучами. Лучи Урана гораздо мощней лучей Сатурна, потому, конечно, очищение и поднятие вибраций в окружающей атмосфере на множествах землян сказывается тяжко. Атмосфера порока сейчас ближе землянам, нежели возвышенная чистота лучей Урана, которые будят и поднимают сознание людей к новому пониманию более ответственной жизни и направляют их к самоотверженному подвигу во имя общего блага.

Человечество на каждой населенной планете представляет собой ее высшие центры, из этого ясно, что все живущее на них должно стремиться к совершенствованию духа или утончению качеств своих энергий, чтобы совокупность излучений такой планеты способствовала великой гармонии в пространстве. Ежесекундно в пространстве рушатся и зарождаются миры. И рушение миров происходит именно от дисгармонии.

Планеты зарождаются под наблюдением Великих Духов, которые часто передают наблюдение над развитием их и даже водительство ими иным Духам, носящим в зерне духа своего энергии, тождественные в своем потенциале с энергиями данной планеты и зародителя ее.

Итак, излучения планет создаются взаимными усилиями их обитателей. Свободная воля человека может из рая создать ад. Не являемся ли мы свидетелями, как наша земля, имевшая когда-то прекрасную золотистую ауру, превратилась в шар цвета аспида, окруженный облаками серо-коричневого газа.

Конечно, нельзя говорить о борьбе Логосов планет, но в нашем случае можно даже сказать, что Логосы планет Урана и Земли сражаются между собою, ибо именно Хозяин нашей Земли противится каждому благому влиянию, которое может поднять вибрации Земли и тем самым создать атмосферу, нетерпимую для нашего Хозяина Земли. Вот почему, когда Земля взойдет на высшую ступень развития, Князь Мира сего должен будет отойти на низкую планету Сатурн, и тяжкие условия ее могут явиться для него искуплением…» (Е. И. Рерих, 08.12.36.)

Отвечая на вопросы своих друзей относительно первоначального участия Люцифера в развитии человечества, Е. И. Рерих отмечала:

«Теперь относительно «установившегося», как Вы пишете, «мнения об участии Люцифера в развитии человечества на нашей планете» должна сказать, что мнение это справедливо, ибо разве Люцифер не был среди Элохимов? В приведенных Вами выдержках из моих писем определенно сказано, что он был одним из Элохимов. Вы знаете, кто были эти Элохимы, также знаете и о прототипах их в высших сферах. Если в Священных Писаниях Архангел Михаил назван Богоподобным и Наипрекраснейшим, то имеются и другие носители Света, менее высокой степени. Потому Люцифер, как один из Элохимов, и к тому же Хозяин Земли по космическому праву или сродству энергий, несомненно должен был участвовать в развитии земного человечества и в его умственном пробуждении. Падение Люцифера и заключалось в том, что он захотел ограничить это развитие, привязав человека лишь к Земле, к своему уделу. И мы уже можем судить, насколько ему это удалось. В основе этого желания, конечно, лежала ревность или зависть к Братьям, духовный уровень которых был выше, — как наверху, так и внизу. Каждое погружение Люцифера в материю или каждое воплощение все более и более затемняло его когда-то высокое сознание. В самом начале Атлантиды, или четвертой расы, даже уже в конце третьей расы, наметилось его преступное намерение. Потому в «Тайной Доктрине» экзотерически упоминаются Семь Кумар, но эзотерически их восемь. Восьмой и есть отверженный, или падший, Ангел». (Е. И. Рерих, 24.02.39.)

Посмотрим, что говорится о падении Люцифера в «Криптограммах Востока», на которые ссылается в письмах Е. И. Рерих.

 

 

«Люцифер»

В чем было восстание Люцифера? Он захотел остаться в пределах планеты, и легенда о Князе Мира сего довольно правильна.

Около себя он начал собирать духов, довольствующихся земляной аурой. Чтоб удержать приверженцев, он начал развертывать перед ними возможности Земли, подражая иногда довольно искусно противоположениям другой стороны.

Можно говорить о чудесах Антихриста. «Зачем нам сознание о будущем, когда могу показать вам силы Земли!»

Но между его последователями никто не скажет, покидая Землю: «Восхожу, Господи». Но содрогнется, отрываясь от земного сверкания.

Правда, Люцифер был прекрасен и дал людям по-своему познание земного сияния. Но без него не было бы определенной границы между Землей и другими сферами. Без него различие жизни на Земле и в других сферах должно было постепенно стираться, давая воплощенным духам подвижность материи.

Но древний Князь Мира, наоборот, приковывает материю к коре занимаемой им планеты. Как планетарный дух, он знал недра Земли, но его заблуждение лежит в нежелании сотрудничества с другими планетами. Именно оно дало миру Христа.

В то время, когда Люцифер превозносит свет Земли, Христос указывает на красоту всего Мироздания.

Мы говорим: «Пусть горит свет Люцифера, но за ним не скроется величие других огней». Мы не боимся произнести его имя. Мы знаем его существование.

Мы говорим: «Путь твой не может завершить Земли судьбу, ибо только общением с другими мирами жизнь твоей тверди обновится. Износятся твои скалы, и где утвердишь престол свой? И жизнь вечная и обмен вечный дают нам вечный дом.

Христос ничем не отличался от слуг твоих, но показал преимущество движения за пределы Земли. Христос говорил: «Могу переночевать на прекрасной Земле, чтоб продолжить путь. Но, Хозяин Земли, удержи слуг, чтоб не препятствовали Мне при восходе продолжить путь».

Итак, один восхитился материей, другой же идет к мирам возможностей Света.

Люцифер, настанет время, когда обновить лампу твою!

Люцифер, могший быть Представителем Единства, предпочел оградиться от соседей. Борьба отчаяния переменила Носителя Света, и рубиновая аура наполнилась алым заревом. Последователи его поистине начали прибегать к постыдным средствам.

Бедный Носитель Света, в кончине Христа ты допустил непоправимую ошибку. Кедр Ливанский, поднявший тело Христа, лишь сократит путь к Высшему Миру. И придется тебе отойти на Сатурн, потому уже давно тебя называют Сатаной.[72]

Но и там Садовник материи найдет поля и может трудиться, как на Земле. И прими последний совет — пересмотри ряды слуг твоих.

По лестнице жизни ты хотел опередить Учителя. Вот тебе дано остережение. Вот стоит свидетельница твоей участи. И звезда Матери Мира встала знаменем безумия твоего, когда ты решил унизить носительницу Духа.

Видишь, вернется жена на место сужденное!»[73]

(Сент-Илер Ж. «Криптограммы Востока», с. 63.)

О результатах восстания Люцифера и борьбы сил зла против Иерархии Света повествуют «Космические легенды Востока» С. В. Стульгинского, излагающие основные идеи теософии и Живой Этики в художественной форме.

 

 

«Об отрыве человечества от Иерархии»

 

Как мы уже знаем, восставший против Иерархии Люцифер,

Этот породитель лжи и лицемерия, обмана и коварства,

Старался скрыть от человечества свое существование,

Чтобы легче было обманывать и порабощать людей.

Но, пряча себя от сознания человечества,

Сатане не менее важно было вытравить из сознания людей

Также и существование Космической Иерархии Света,

Изолировать человечество от Ее влияния и руководства,

Заслонить людей от излучаемого Иерархией Света —

Чтобы держать массы темными и невежественными

И сделать их послушным орудием для своих целей.

Так, главные усилия Люцифера были обращены на то,

Чтобы лишить человечество связи с Космической Иерархией,

Оторвать людей от руководителей, от Великого Белого Братства

И разобщить человечество с Высшим Сознанием, Высшей Волей.

Первым средством для этого было дискредитирование Учений,

Данных человечеству Иерархами в виде мировых религий.

Темные проникли в среду жрецов, служителей религий,

Принявших на себя роль посредников между людьми и Богом,

А также передатчиков людям воли Богов.

Под внушением приспешников Сатаны, все религиозные учения,

Все великие истины, преподанные основателями религий,

Были священнослужителями извращены до неузнаваемости,

Чтобы дискредитировать их и отвратить от них человечество.

Так на протяжении веков были образованы уродливые наросты,

Которые заслонили величавую простоту, чистоту и красоту

Основных положений в духовных учениях всех веков и народов.

Искаженные, выродившиеся религии не имеют ничего общего

С основами Учений Великих Носителей Света.

Теперешние догмы и действия представителей церкви

Совершенно не отвечают духу Учения их Основателей.

Жрецы, служители культов, тупые представители теологии

Стараются удержать «Бога» на уровне, пригодном для детей.

Так священнослужители исказили космическое назначение религии.

Мало того, религии, которые были даны для объединения,

Для признания Единого Начала и развития Общего Блага,

Стараниями Люцифера и темных были превращены

В разъединение, в предлог для взаимного истребления.

Сатана внушил жрецам и людям каждой веры,

Что только их вера является «единственной истинной верой»,

Что только они «верные», а все инаковерующие — «неверные»

И «враги Бога», которых следует обратить в свою «истинную» веру,

А если это не удастся — То всех «неверных» истребить во славу Божью.

Так по внушению темных был развит невероятный фанатизм,

Нетерпимость ко всякому проявлению свободной мысли,

Жестокое преследование всех иначе верующих, иначе мыслящих,

Поголовное истребление «язычников», крестовые походы,

Кровавые моря во имя тех, кто осуждал убийства…

Темные изобрели инквизицию с ее пытками и кострами

Для уничтожения всех наиболее просвещенных умов

И всех истинных последователей Заветов Христа,

Вносивших просвет во тьму мрачного средневековья,

Противившихся царству дьявола в образе воинствующей церкви.

Всевозможные инквизиторы пресекали нахождения ученых

И тушили смелые мысли, открывавшие беспредельность познавания.

Древняя мудрость, которая была истинной матерью всех религий,

Все время преследовалась Сатаной — им созданным

Духом зла и эгоизма, ненависти и отрицания,

Соединенным с церковным лицемерием и Политическим абсолютизмом.

Так темные нарушили живую связь людей с Иерархией Света.

Искаженные, обособленные, ограниченные, упадочные религии

Стали опиумом для народа, злейшим ядом Разъединения и разложения,

И многие люди отошли от извращенных, выродившихся религий.

В результате человечество очутилось в полной тьме,

Утеряло представление об основах бытия, о смысле жизни.

Веками Основатели религий всего мира

Закладывали связь с Высшим Миром как основу Бытия,

А Сатана стремился нарушить эту единую спасительную связь.

Много веков утверждалось значение Высшего Мира,

Но теперь человечество отдалилось от основных законов.

Наше время отреклось от Иерархии, и люди забыли о Ней.

Действительно, можно ли сказать, что представители человечества

Имеют и поддерживают связь со своими Высшими Водителями,

А люди западного мира хотя бы знают об их существовании?

Истина об Иерархии встречает особое сопротивление тьмы.

Сами темные отлично знают о существовании Братства

И трепещут, чтобы это знание не прошло к людям.

Каждое, даже самое малое напоминание о Братстве преследуется яро.

Все, что может вести к Братству, осуждается и поносится.

Утеря истинной религии пошатнула поступательное движение.

Утрата понимания жизненного и ведущего понятия Учителя

Породила хаотичность движения и разнузданность нравов.

Отрицая всякий авторитет, человек развил сатанинскую гордыню,

Отвергающую все высшее, и начал вообще отвергать все Невидимое.

Человечество начало строить свои принципы на разрушении,

Не думая, что отрыв от Великой Иерархии несет в пропасть.

Если проследим судьбу многих исчезнувших государств и народов

Или судьбу целых материков, таких, как Атлантида и Лемурия,

Погибших в пучинах поглотивших их океанов, то увидим,

Что основная причина гигантских катастроф всегда была одна:

Это потеря связи с Высшим Миром, с Иерархией Сил Света(…)».

(Стульгинский С. В. «Космические легенды Востока». Ростов-на-Дону, 1992, с. 162–164.)

 

Бог и Сатана

В своей переписке Е. И. Рерих затрагивает не только мета-исторический, но и философский аспект проблемы борьбы Добра и зла. Что представляет собой зло? Является ли оно необходимой антитезой Добру в проявленной Вселенной, построенной на принципе биполярности и борьбы противоположностей? Е. И. Рерих так отвечает на эти вопросы:

 

«Мир проявленный основан на биполярности всего сущего, и потому естественно, что ограниченная человеческая мысль, в поисках причин существования противоположений и при своем представлении Божественного Начала в его лишь положительном Аспекте, неизбежно должна была прийти к мысли о существовании двух начал, вечно соревнующихся, или Бога и Дьявола. Итак, планетный дух Князя Мира сего стал олицетворением всего зла, всего несовершенства, существующего в природе.

Но высокая мысль Востока давно разрешила проблему существования зла. Единый элемент, Единое Божественное Начало, или Абсолют, вмещающий потенциал всего сущего, следовательно, и все противоположения, несет в себе и вечный процесс раскрытия или совершенствования. На этом процессе, или движении, основаны все проявления и вся эволюция. Движение, или эволюция, создает относительность всех понятий, из которой проистекают противоположения. Только вечной сменой и сопоставлением пар противоположений постигается действительность».

(Е. И. Рерих, 27.11.37.)

 

С проблемой борьбы Добра и зла в сознании большинства людей связано понятие Сатаны. Это понятие, как говорится в эзотерических учениях, когда-то имело смысл не только мифологический, относящийся к персонифицированному образу зла, но и метафизический, философский. Что же означало понятие Сатаны в философском аспекте этого образа? В «Письмах Махатм» по этому поводу говорится следующее:

«Сатана есть лишь символ, а не реальный персонаж.

Это есть символ, противоположный Божественному символу, необходимый контраст того в нашем воображении. Это есть воображаемая тень, которая делает для нас видимым беспредельный свет Божественного.

Если бы Сатана был реальным персонажем, то существовало бы два Бога, и верование манихейцев было бы правильным.

Сатана есть воображаемое понятие абсолюта во зле; понятие, необходимое для полного утверждения свободы человеческой воли, которая, с помощью этого воображаемого абсолюта, кажется свободной служить противовесом всей власти, даже Бога. Это наиболее дерзновенная и, быть может, самая грандиозная мечта человеческой гордыни.

«Вы будете как Боги, знающие добро и зло», — говорил аллегорический змий в Библии. Поистине, делать из зла науку означает творить Бога зла, и если какой-либо дух может вечно противостоять Богу, то значит, что нет одного Бога, а есть два.

Чтобы противостать Беспредельному, необходима беспредельная сила, и две беспредельные силы, противопоставленные одна другой, должны нейтрализовать одна другую. И так как зло является беспредельным и вечным, ибо оно совечно с материей, то логическим выводом было бы, что нет ни Бога, ни Дьявола — как личностных Сущностей, есть лишь Один Несотворенный, Беспредельный… Неизменный и Абсолютный Принцип или Закон, который превращается в зло или Дьявола — чем больше он падает в материю; в добро или Бога — чем больше он очищен от последней и вновь способен стать чистым беспримесным Духом или Абсолютом в его вечной, неизменной субъективности (…). Если сопротивление со стороны Сатаны возможно, то власть Бога не существует более. Бог и Дьявол уничтожают друг друга, и человек остается один; он остается один с фантомом своих Богов, гибридным сфинксом, крылатым быком, который держит в своей человеческой руке меч, извивающиеся молнии которого гонят человеческое воображение от одного заблуждения к другому и от деспотизма света к деспотизму тьмы.

История земного страдания есть лишь повествование о войне Богов, войне еще не законченной, пока христианский мир все еще поклоняется Богу в Дьяволе и Дьяволу в Боге.

Этот антагонизм сил есть анархия в догме номер один. Таким образом, церкви, которая утверждает, что дьявол существует, мир отвечает с ужасающей логикой: тогда Бог не существует, и напрасно стараться избежать этого аргумента и изобретать верховенство Бога, который позволил бы некоему дьяволу стать причиной проклятия людей; такое позволение было бы чудовищностью и равнялось бы соучастию, и Бог, который бы мог стать сообщником дьявола, не может быть Богом.

Дьявол догматов есть олицетворение атеизма. Дьявол философии есть преувеличенный идеал человеческой свободной воли. Реальный или физический дьявол есть магнетизм зла.

Пробуждение дьявола есть представление себе, хотя бы на миг, этого воображаемого персонажа. Следствием этого является увеличение в самом себе порочности и безумия, благодаря соответствующим поступкам.

Результатом этого является смерть души посредством безумия и часто — даже смерть тела, как будто поражаемого кровоизлиянием в мозг.

Дьявол вечно требует, но ничего не дает взамен. Св. Иоанн называет его «Зверем», потому что сущность его — человеческая глупость». («ПМ», 72 Г.)

Вопрос о Сатане не был бы освещен нами во всей его полноте, если бы мы не обратились к изначальному смыслу понятия «Сатана», означавшего в древних эзотерических источниках не персонифицированный образ зла, а совсем другое.

В теософских источниках приводится другой, первоначальный смысл понятия «Сатаны», не имеющий никакого отношения к Князю Мира сего. В древности термин «Сатана» обозначал совокупность духов, низошедших из Высших, Божественных планов Бытия на Землю и воплотившихся в человеческую форму, для того чтобы таким образом ускорить эволюцию человечества. Однако с течением времени из-за непонимания смысла древних писаний невежественными теологами и искажений, допущенных при переводах древних источников на другие языки, первоначальный смысл этого понятия изменился, и «Сатана» стал означать не Низошедших на земной план Высших Духов, а Падшего Ангела, — персонифицированный образ зла. Более подробно этот вопрос освещен в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской. (См.: Блаватская Е. П. «Тайная Доктрина», в 2-х томах. Минск, 1994, том 2, книга 2, с. 77–93.)

Комментируя учение «Тайной Доктрины», Е. И. Рерих пишет:

 

«…в выдержках [из] «Т[айной] Д[октрины]» ясно указано, что «в сокровенных учениях Сатана никогда не принимал антропоморфированного и индивидуализированного аспекта до тех пор, пока человек не создал «единого живого личного Бога». Истинно, как сказано, появление Сатаны явилось лишь кармическим следствием отвергания философского и логического пантеизма…»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...