Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По основным модальностям выделяют:обоняние;вкус;осязание, зрение;слух.




Систематическая классификация Ч. Шеррингтонаделит ощущения на 3 вида:

- интероцептивные – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Они мало осознаваемы и имеют наиболее диффузную форму, чаще всего близки к эмоциональным состояниям.

- проприоцептивные – это ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу движений человека. Играют решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия (статическое) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивнойчувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини.Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

- экстероцептивные – это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира. Экстероцептивныеощущения являются основнойгруппой ощущений, связывающих человека с внешней средой.Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы:

а) контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

б) дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.

Виды. 1. зрительное ощущение – ощущение света (перепад яркости) и цвета (хроматические и ахроматические цвета

2. вкусовые ощущения – комбинация 4-х вкусов (горький, соленый – корешок языка, кислый – края языка, сладкий – кончик). Раздражители – хим. в-ва, растворенные в слюне или воде. Корковый отдел – височная область.

3. кожные ощущения

а) тактильные (ощущения прикосновения, давления), рецепторы – многочисленны на языке и кончиках пальцев;

б) ощущение тепла (терморецепторы на коже) – больше рецепторов на пальцах и языке;

в) болевые – больше всего рецепторов на спине, щеках. Вызываются температурными, механическими и химическими воздействиями, кот.могут достигать такой интенсивности, что способны разрушить организм;

г) ощущение холода – больше рецепторов на шее, пояснице, щеках, носу.

4. органические ощущения – связаны с интерорецепторами – сытость, голод, удушье, тошнота, боль и т.д.

Свойства ощущений

Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характеристики. Одно из первых системных исследований свойств ощущений связано с американским психологом Э. Б. Титченером. Он выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность).

КАЧЕСТВО (модальность) ощущений — специфические особенности данного вида ощущения, определяющие способность воспринимать и обрабатывать информацию внешней среды только определенного вида (например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях — цветовые тона, яркость; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий — кислый; горький — соленый и др.).

ИНТЕНСИВНОСТЬ ощущений — количественное свойство, указывающее на силу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувства (т.е. при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае болезни) при той же силе (интенсивности) раздражителя ощущение может быть другим.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ощущения — свойство, связанное со временем действий раздражителя на орган чувства, и соответственно, также зависимое от функционального состояния последнего. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый»).

ОТЧЕТЛИВОСТЬ (ясность) — свойство ощущений, указывающее насколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимаемым. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое наоборот — как нечто смутное, диффузное.

Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяются пространственная локализация, адаптация, пороги ощущений, сенсибилизация, контраст и другие. Кратко приведет их описание.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ — свойство ощущения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего раздражителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться во внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органовчувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять свое функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация.

КОНТРАСТ — свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущений. В частности, выделяют НИЖНИЙ и ВЕРХНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ. Существует минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений). Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

20.Развитие ощущений в онтогенез. Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития.

Сразу после рождения развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-, пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может видеть предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой – в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...