Характеристика основных свойств внимания
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3). Объем Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов
Переключение Распределение Устойчивость Избирательность Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий) Определяется длительностью концентрации внимания на объекте Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели Концентрация Выражается в степени сосредоточенности на объекте
Свойства внимания
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия. Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутрен-
няя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек. Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность. Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисципли-нированность, выдержка, настойчивость и самообладание. Для сосредоточения внимания необходимо: • концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты; • не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти; • отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации. 34.Методы исследования внимания. Внимание исследуется с помощью экспериментально- психологических методов. Применяются пробы, не требующие сложной умственной работы и заведомо не выходящие за рамки полученного образования, запаса знаний больного с тем, чтобы уменьшить вероятность ошибок, обусловленных указанными причинами. Диагностика устойчивости внимания Работа осуществляется с использованием методики «корректурная проба» (описание методики и стимульный материал – см. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. – М.: 1990, с. 123-126). Цель опыта – определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения. После зачитывания инструкции и уяснения испытуемым правил работы в течение 10 минут идет работа с бланками корректурной пробы.Испытуемому предъявляют бланк с напечатанными в строку, в случайном порядке, буквами (или цифрами) и предлагают, просматривая внимательно строчку за строчкой, вычеркивать какую-либо одну (иногда 2 или 3) букву. Отмечают на бланке окончание каждой минуты. Здоровый или непереутомленный человек не допускает при выполнении задания ошибок или делает их немного. При наличии ошибок следует обращать внимание, нарастает ли их количество в последние минуты работы. Нарастание ошибок говорит о повышенной утомляемости или истощаемости внимания, что характерно для больных, страдающих невротическими расстройствами или органическими заболеваниями головного мозга.
Не менее важен качественный анализ ошибок: какие ошибки доминируют на разных этапах работы, а какие в момент перехода от одного способа к другому (распределение и сознательное переключение внимания). Нормативные данные по корректурной пробе: 6-8 минут при 15 ошибках. Для выяснения степени устойчивости внимания предлагают задания на перечисление ряда явлений и последовательный счет. Неспособность безошибочно назвать дни недели, месяцы года в прямом и обратном порядке указывает на значительное нарушение устойчивости внимания. Если больной успешно справляется с перечнем, ему предлагают задание на последовательное вычитание от 100 по 7 или по 13. Нарушения внимания проявляются ошибками преимущественно в десятках, а расстройства счетных способностей - в единицах. Истощаемость внимания выражается ошибками, учащающимися или появляющимися к концу счета. Преобладание ошибок в начале счета свидетельствует о тугоподвижности, инертности внимания. Могут быть ошибки и другого рода. Иногда и концу счета забывается инструкция – это указывает на ослабление оперативной памяти. Диагностика распределения внимания Проводится с использованием методики отыскания чисел. Цель опыта — измерение степени распределения зрительного внимания в условиях однородной деятельности. Используется бланк с 25 клетками, на которых в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). После зачитывания инструкции испытуемый в течение 1,5 минут на контрольном листе в порядке очередности записывает числа, которых нет на бланке. Пропуск отсутствующего числа или запись имеющегося на бланке считается ошибкой. После завершения работы предлагается новый бланк с тем же заданием. Перед вторым заданием можно ставить перед испытуемым задачу улучшения результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|