Основных видов учебных занятий и педагогическому контролю
Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практических занятий. Занятия по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права и процесса» призваны: - закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по дисциплинам «Уголовное право», «Уголовный процесс», а также изученным дисциплинам по выбору обучающихся; - воспитывать чувство уважения прав и свобод человека и гражданина; - связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью; - стимулировать творческую, поисковую активность студентов. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины. Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекции. По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лекционные формы, как обзорная и проблемные лекции. На лекциях преподаватели должны познакомить студентов с основными разделами дисциплины, дать основной объем информации по предмету, в то же время поставит проблемные вопросы, решение которым предстоит найти на семинарских занятиях. Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права и процесса». Главной целью семинаров является обсуждение актуальных и проблемных теоретических и практических вопросов. На семинарских занятиях студенты совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы. Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий: 1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается задание в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав основную и дополнительную литературу. На основе изученного материала студент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам. 2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложенную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литературы в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов. Студентов необходимо ориентировать на самостоятельный поиск литературы, а не только использовать рекомендуемые источники, указанные в списке дополнительной литературы, в том числе путём обращения к специализированным Интернет-ресурсам. Самостоятельный поиск литературы должен поощряться при выставлении отметки за ответ. 3. Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона. Студенты должны свободно ориентироваться в положениях УК РФ и УПК РФ.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у студентов навык обоснованной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных замечаний. 5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекомендации по совершенствованию положений закона. 6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии, обращать внимание на культуру речи студентов. Прежде всего, это относится к ударению в слове осуждён. В кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов ударение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство; вероисповЕдание, а не вероисповедАние. 7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дискуссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по обсуждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложенными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основываясь на законе и изученной литературе. 8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными: 1) традиционное обсуждение вопросов; 2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному; 3) заслушивание докладов При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме: а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оценивают докладчика; б) «докладчик – содокладчик»; б) «докладчик – рецензент – оппонент». Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться: - индивидуальный выбор предложенных тем, - распределение тем преподавателем, - самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем студентами с объяснением такого выбора, 4) инновационные формы проведения занятия: а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»; б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут; в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам; з) «мозговой штурм» и т.д. Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учебной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д. Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), заслушивание докладов, письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др. С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний студентами по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права и процесса» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских / практических занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах; - периодический фронтальный контроль по крупным разделам учебной дисциплины; - промежуточная аттестация – экзамен. При выставлении оценки на экзамене учитываются следующие факторы: - ответ студента на вопросы экзаменационного билета; - работа студента во время семинарских / практических занятий; - результаты контрольных заданий по итогам изучения разделов дисциплины; - качество подготовленных ответов, дополнений, докладов, рефератов и других работ; - качество подготовленных письменных работ: индивидуальных домашних заданий, эссе, рефератов и других работ; - участие в конференциях, круглых столах по проблемам предмета учебной дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|