Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы в области организации армии и комплектования войск в 70-е годы.

Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.

Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых не давало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертых батальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых это привело бы к “увеличению численности армии в ущерб ее достоинству”, при отсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии. Которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом планировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военной службы.

Основным направлением в формировании резерва пехоты было развертывание на базе местных батальонов (численностью 500 чел.) резервных полков (численностью до 3050 чел.) и местного батальона, остающегося на месте для несения караульной службы, обучения рекрут и формирования из них маршевых батальонов. Таким образом, на базе 120 местных батальонов, в случае войны формировалось 120 полков (30 дивизий подвижного резерва), 120 новых местных батальонов и 240 ополченских дружин, общим числом 660 тыс. чел. Эти предложения были изложены в записке Милютина Александру II “О развитии наших вооруженных сил” в ноябре 1870 г. и был положен в основу реорганизации армии.

В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку, в которой освещает новые соображения о увеличении вооруженных сил в случае войны, не прибегая к формированию новых частей.

Предполагалось увеличить число пехотных дивизий в мирное время до 64 (без гвардейских и гренадерских), т.е. на 10 дивизий причем половину их, расположенных в пограничных районах - с укомплектованностью 75% военного времени, а вторую половину, расположенных во внутренних округах - с укомплектованностью 56% военного времени. Одновременно с этим сокращались армейские стрелковые бригады, в итоге общая численность войск возрастала всего на 80 батальонов. 2

Состав артиллерии усиливался формированием новых 10 бригад (по числу дивизий) и увеличением до 6 числа батарей в существующих бригадах. Конно-артиллерийские бригады расформировывались, а их батареи включались по одной в состав кавалерийских дивизий.

Планировалось увеличить с 10 до 19 количество кавалерийских дивизий, за счет ограничения их состава 4-мя полками: драгунским, уланским, гусарским и казачьим.

Таким образом, общее количество полевых действующих войск в мирное время должно было составлять 651 тыс. чел. (увеличение на 113 тыс. чел.), а в военное 1095 тыс. чел. (увеличение на 119 тыс. чел.).

Резервные или вспомогательные войска должны были формироваться только в военное время. При каждом из запасных батальонов, создавался отдельных резервный батальон. Таким образом общее количество этих резервных частей должно было составлять 200. Резервные артиллерийский части предполагалось формировать при запасных артиллерийских батареях.

28 февраля 1873 г. открылось секретное совещание, под председательством Александра II. На совещании была окончательно утверждены организация и состав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось без изменений, за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии. Каждая дивизия разделялась на 2-е бригады. Организационно дивизия включала 4 полка, полк - 4 батальона, по 4 роты в каждом.

В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков, было принято разделить пополам, образовав 16 дивизий 4-полкового состава, для чего каждой из них придавалось по одному донскому казачьему полку. Каждая дивизия так же разделялась на 2-е бригады.

Состав артиллерийских частей определялся 8-батарейными бригадами, из расчета на 1 пехотную дивизию - 1 артиллерийская бригада пешей артиллерии, а на 1 кавалерийскую дивизию - 2 конно-артиллерийских батареи.

Создавались армейские корпуса в приграничных районах в мирное время. Корпусные командиры подчинялись главнокомандующим и командующим войсками округов.

Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет (в 1856 г. срок действительной военной службы был официально уменьшен до 15 лет, в 1859 г. - до 12 лет, а в 1868 г. - до 10 лет. В результате этих мероприятий численность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в 1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны из запаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войны сразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейских держав).

Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности, остановимся на записке “О главных основаниях личной военной повинности” от 7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военной повинности:

Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоят в одном из 4-х разрядов ВС: а) в регулярной армии или флоте, б) в войсках иррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.

Зачисление на действительную службу решается жребием.

Льготы по семейному положению - освобождение от жеребьевки предоставляются: а) единственному сыну (внуку - не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) брату круглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей, если он имеет семейство, хозяйство или дом.

Льготы по образованию - отсрочки предоставляются лицам, обучающимся к моменту призыва в средних и высших учебных заведениях.

В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислением в ополчение.

Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительной службы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащий состоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.

Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения предоставляется право поступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержав экзамен, зачисляться в запас офицерами.

17 ноября было опубликовано “высочайшее повеление” о создании комиссии для разработки Положения о воинской повинности. 5 января комиссия приступила к работе. Остановимся на разработке ею важнейших разделов проекта устава.

Воинская повинность распространялась на все население Империи и Царства Польского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военного округа, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской, Тобольской и Томской губерний.

Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках в 15 лет (6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании - пребывание в ополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодный контингент призыва определялся в 30% от числа лиц, достигших призывного возраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призыве определялся наличием льготы, а при ее отсутствии - жеребьевкой.

Льготы по семейному положению определялись: 1 разряда - единственному сыну при неработоспособном отце или матери - вдове и при смерти отца при наличии нетрудоспособных членов семьи. 2 разряда - единственному сыну, при работающем отце. 3 разряда - для лиц, непосредственно следующих за братьями, находящимися на действительной военной службе.

Льготы по образованию устанавливались 2-х видов: отсрочка от призыва до окончания высших и средних учебных заведений; и сокращение срока действительной службы, соответственно полученному образованию. Для лиц с высшим образованием - 1,5 года (при общей продолжительности службы в запасе до 36 лет). Для лиц, окончивших прогимназии и училища - 3 года, в запасе - 12 лет. Для лиц, окончивших начальные училища - 4 года, в запасе - 11 лет.

Льготы по имущественному положению предоставлялись бессемейным одиночкам, владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговыми или промышленными заведениями - отсрочка на 1 год.

Льготы по роду занятия предоставлялись: полное освобождение - священнослужителям всех христианских вероисповеданий; с зачислением в запас - медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам, пансионерам академии художеств и артистам императорских театров, преподавателям.

В середине апреля 1873 г. проект Устава о воинской повинности поступил на обсуждение в Особое присутствие Государственного совета. В результате чего в проект Устава был внесен ряд изменений, не коснувшихся основных принципиальных положений.

1 января 1874 года Устав о воинской повинности был утвержден Александром II.

Выводы

Обширная программа преобразования армии утвержденная секретным совещанием 1873 г. в течении ближайших 3-4 лет реализована почти не была в основном из-за отсутствия средств.

В деле разработки мобилизационного плана был предпринят ряд серьезных мер. В конце 1875 г. был создан мобилизационный комитет, который с 1875 по 1877 гг. привел в надлежащую систему все сведения о готовности армии по всем отраслям ее личного и материального снабжения.; обсудил и указал на меры, которые должны быть приняты управлениями для наилучшего распределения имеющихся средств и пополнения недостающих предметов. В мае 1876 г. он приступил к составлению общего мобилизационного плана, однако осложнение политической обстановки весной 1876 г. заставила отказаться от этой работы и приступить к подготовке ряда неотложных мер, связанных с угрозой войны.

Заключение

Лучшей проверкой военных преобразований является война. В этом отношении огромное значение имела война 1877 - 1878 гг., приведшая к освобождению балканских народов от турецкого гнета.

Однако выводы, сделанные по результатам этой войны не могут быть абсолютно точными, т.к. ряд реформ либо еще не был полностью реализован, либо не мог еще принести своих результатов. С другой стороны, русско-турецкая война не потребовала всеобщей мобилизации.

Милютинские военные реформы в период 60 - 70-х гг. XIX века составляли неразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II.

Организация войск, принятая в 60-е гг., ставила своей задачей сокращение до минимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в период войны.

Реорганизация Военного министерства и введение военно-окружной системы создали относительное единство управления, ликвидировали излишнюю централизацию.

Мероприятия в области перевооружения армии сводились к обеспечению ее новыми видами вооружения, однако эта задача осуществлялась крайне медленно и к началу 80-х гг. не была полностью завершена.

Преобразования в области боевой подготовки были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне, внедрение новой техники и развитие личной инициативы солдата.

Реформы военно-учебных заведений существенным образом изменили всю систему подготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войск офицерами в мирное время.

В результате введения всесословной воинской повинности в основном был создан мобилизационный резерв.

Стремление к сохранению плац - парадных традиций мешало боевой подготовке войск

Тяжелое финансовое положение страны обусловило крайне незначительную реализацию решений секретного совещания 1873 г.

Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...