Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Магическое управление Солнцем




Во время затмения проводили магические ритуалы с огнем (особенно индейцы).

Управление ветром

Колдуны Лапландии завязывали узлы так, что чем больше их развязываешь, тем сильнее дует ветер.

Часто штормовой ветер воспринималось как злое существо, которое можно запугать, прогнать или уничтожить (его рубили мечами и пугали громкими криками женщин и детей).

 

 

Обе разновидности магии можно обозначить термином симпатическая магия, т.к. тайная симпатия вещей позволяет и воздействовать друг на друга на расстоянии через эфир. Симпатическая магия не только говорит, что надо сделать для достижения чего-то (колдовство), но и что не надо делать (табу; напр., убьешь жабу – пойдет дождь и всех нафиг смоет). Т.о. правило колдовства: «Поступай так-то, чтобы произошло то-то», правило табу: «Не делай того-то, чтобы не случилось то-то».

 

Магия:

 

- теоретическая (псевдонаука) - практическая (псевдоискусство):

- позитивная магия, или колдовство;

- негативная магия, или табу.

Один из устоев магии – вера в телепатию (когда охотники некоторых народов отправляются на охоту, их жены не могут притронуться к маслу или воде, иначе добыча «выскользнет из рук») – пример гомеопатической магии (закон подобия).

 

Многие народы верили, что существует симпатическая связь между человеком и ранившим его оружием. Якобы, кровь на оружии остается в родстве с кровью человека. Как правило, чтобы рана заросла, оружие надо смазать – пример контагиозной магии (закон контакта).

Многие верят, что на человека можно симпатически воздействовать через одежду, остриженные волосы и ногти, а также через оставленные им следы во многих частях света это суеверия используется охотниками, чтобы загнать дичь. Также считается, что утыкав чем-нибудь острым отпечаток человека, оставленный в лежачем положении, можно причинить человеку вред.

Магия:

- частная – обряды и заклинания, направленные на принесение пользы или вреда одному человеку;

- общественная – (в первобытном обществе) направленная на благо всей общины, когда маг становится «должностным лицом».

Глава 6. Колдуны-правители

Управление в племенах представляло собой (на примере австралийских аборигенов) олигархию старых и влиятельных мужчин, которые собирались на совет, и без участи других соплеменников принимают все важные решения. Старейшины являлись предводителями своих тотемных кланов., т.е. занимались общественной магией, т.к. тотемы – это животные или растения, составляющие основную пищу племени.

Среди африканских племен также есть свидетельства эволюции колдуна (особенно вызывающего дождь) в вождя. В некоторых племенах вождь = знахарь = кузнец, т.к. ремесло кузнеца считалось священным.

Индейские маги и знахари так же шли прямой дорогой к званию вождя.

У племен Верхнего Нила вождями обычно являлись знахари (тоже вызывали дождь). Вообще если колдун мог вызывать дождь, он почти наверняка становился вождем, т.к. на своем поприще он точно добился бы славы и денег, чего не мог бы допустить вождь, поэтому очень важно связать эту функцию воедино с властью вождя. Плюс колдуны такого рода внушали к себе беспредельный страх, потому что от них зависела судьба племени.

Однако если в нужное время дождя не было, колдуна могли ограбить, избить или просто убить.

С большим вниманием относились к поведению правителя. Туратеи (остров Целебес) считали, что урожайность риса напрямую зависит от хорошего поведения (т.е. соответствованию древним обычаям) их властителя.

В средневековой Европе королевское прикосновение считалось гарантией плодородия и здоровья, на основании чего можно сделать вывод, что во многих частях света властитель происходит по прямой линии от древнего мага или знахаря. С момента обособления класса шаманов на него было возложено осуществления безопасности и благосостояния общества. Эти люди постепенно достигали богатства и власти. Для наиболее проницательных ложность магии становится со временем очевидной, и она вытесняется религией. Но поскольку границы между человеческим и божественным еще размыты. То правители верят, что могут достичь божественности путем воплощения.

 

Глава 7. Воплощенные боги в образе людей.

Понятие человекобога и человеческого существа, наделенного божественными или сверхъестественными способностями, относится к раннему этапу развития религии, когда боги и люди рассматривались как существа одного порядка. Боги представляли собой что-то вроде невидимых колдунов. И, поскольку широко было распространена вера в то, что боги предстают перед людьми в человеческом обличье, то колдуну нетрудно было обрести славу воплощенного божества.

Такое воплощение в примитивном обществе – обычное дело. Оно бывает временным и постоянным. (Пример – индийские цари)

При постоянном воплощении от человекобога ожидают сотворения чудес.

Временное называется вдохновением или одержимостью, проявляется в сверхъестественном знании – пророчествах и предсказаниях. Дух заявляет о своем присутствии конвульсиями, беспорядочных движениях и блуждающем взгляде. Один из способов достичь одержимости – напиться еще теплой крови только что принесенной жертвы. Другой способ – использовать священного дерева или растения (вдыхание дыма или курение). Человек, как считают, получает не только знание, но и могущество.

Иногда считалось, что дух после смерти носителя переселяется в другого человека (лама). При жизни обожествлялись и египетские фараоны.

Колдуны или знахари образуют самый древний класс профессионалов в истории общества. Они имелись во всех известных племенах, кое-где являясь единственным профессиональным классом. В последствии происходило «разделение труда»: появлялись знахари- врачеватели, знахари – делатели дождя и т.д. Самые могущественные превращались в вождей и позже в священных правителей. Их магические функции с приходом религии вытесняются жреческими обязанностями. Еще позже происходит разделение светского и религиозного пластов царской власти. Тем временем колдуны по-прежнему занимаются древними оккультными искусствами; кто-то покидает колдовство ради науки.

То, что ход развития строго следовал этой схеме, не является утверждением. Это лишь основное направление развития. Если рассматривать эволюцию с точки зрения производства. То имел место переход от однородности к разнообразию; с политической точки зрения развитие шло о демократии к деспотизму. В этой работе нас не интересует позднейшая история монархии, т.е. упадок деспотизма и его замена формами правления, лучше приспособленными к возросшим требованиям человечества. Предметом анализа является не упадок, а зарождение этого полезного в свое время института (деспотизма?).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...