Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О частоте и характере сновидений в различных фазах сна




Факт наличия сновидений в парадоксальной фазе сна не подлежит сомнению. Можно считать экспериментально подтвержденной также реальность психической активности в фазе ортодоксального сна. Этот факт является очень важным для доказательства фундаментального теоретического положения о непрерывности психической активности даже в спящем мозгу. Следует однако отметить, что некоторые исследователи, разбудив своих испытуемых в фазе МС, не получали от них никаких рассказов о сновидениях или же получали очень мало достаточно бедных содержанием рассказов. А некоторым другим исследователям, наоборот, удалось получить столько же сновидений, сколько

1 ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики. — М., 1987. — С. 123-124.

2 Там же. -С. 124.

 

в фазах ПС. Таким образом, по этому вопросу среди исследователей нет единодушия (табл. 1).

Таблица 1

Таблица процентных отношений сновидений, рассказанных после пробуждения из ПС и МС фаз сна'

Авторы ПС МС
Азерински и Клейтман (1955)    
Димент(1955)    
Днмент и Клейтман (1957)    
Вольперт и Тросман (1958)    
Жуве, Мишель и Мунье (1960)    
Вольперт (1960)    
Фаулкис(1962)    
Азерински (1962)    
Фаулкис и Рехтшаффен (1964)    

Анализируя эти данные, Р. Бергер, из статьи которого приведена таблица, выдвинул предположение, что эти различия обусловлены тем, что разные авторы по-разному определяют, какую форму психической активности назвать сновидением. Если считать сновидением вербальный отчет о переживании, включающем описание образов разных модальностей, часто странной или нереальной природы, в которых активно фигурирует сам рассказчик, то 70 %, первоначально полученных Клейт-маном и Азерински, можно считать адекватными. Примерно такие же проценты получило большинство других исследователей. Но если давать сновидениям более широкое когнитивное определение, включающее фрагментарные отчеты о психических безобразных явлениях, близких к сознательному мышлению, то можно, конечно, получить даже 74 % (см. табл. 1). Поэтому Р. Бергер считает, что следует провести различие между типичными сновидениями и отчетами, сходными с мышлением бодрствующего человека. Он выяснил, что независимые судьи, заранее не знающие, из какой фазы сна получены сновидения, почти безошибочно отличают друг от друга эти два типа сновидно-подсознательных психических содержаний.

У. Фаулкис сообщил, что сновидения, рассказанные после 9-24-минутной фазы парадоксального сна, отличались большей эмоциональной

Таблица взята из кн.: Dreams and dreaming/ Ed. by S. G. M. Lee and A. R. Mayes. — Harmondsworth (Mx.), 1973. — P. 227. Приводится с сокращениями.

 

насыщенностью и искаженностью образов, чем те сновидения, которые испытуемые рассказывали через 4-60 секунд после начала ПС'.

Все сновидения последних циклов сна в значительно большей мере разработаны и структурированы в виде целостных сюжетов, по сравнению со сновидениями начала ночи. Вместе с этим поведенческая глубина сна, определяемая по порогу пробуждения внешними стимулами, к концу ночи уменьшается. Для парадоксальной фазы и стадии II ортодоксального сна эти пороги одинаковы, для стадии III — ниже, но меньше всего для стадии IV фазы МС, которая в последних циклах сна сильно сокращается или даже исчезает.

Было выдвинуто также предположение, что сновидения, о которых рассказывают испытуемые после пробуждения из МС, являются воспоминаниями о сновидениях предшествовавших фаз ПС. Этому утверждению противоречит тот факт, что имеются качественные различия между психическими переживаниями периодов МС и парадоксальной фазы. Сновидения фазы ПС являются преимущественно зрительными, тогда как в ортодоксальном сне спящий, если судить по его отчетам, никаких образных внутренних содержаний не воспринимает, или количество образов ограничено.

Что касается сновидений ортодоксальных фаз сна, предполагается также, что они возникают в процессе пробуждения, возврата сознания. Это скорее всего сноподобные явления, образующиеся под влиянием внешнего раздражителя. Чем медленнее происходит возвращение сознательного состояния, тем обширнее отчеты о мыслительных процессах, якобы протекавших во сне. При резком пробуждении испытуемые сообщают меньше мыслей. Однако в частоте отчетов при этих двух формах возвращения сознания нет разницы, поэтому на основе приведенных фактов трудно сделать какие-либо окончательные выводы.

В целом, сновидения фазы медленного сна отличаются следующими особенностями:

• содержат больше мыслительных, рациональных элементов и меньше образов;

• они более коротки и, вследствие этого, в них меньше образов различных видов (зрительных, слуховых и т. п.), чем в сновидениях парадоксальной фазы сна;

1 Foulkes W. D. The Psychology of Sleep. - N. Y., 1966.

 

• если человек пробуждается от сна после фазы ПС, то он сразу же ориентируется в окружающей среде, отдает себе отчет в том, где находится, а при пробуждении после МС в первые секунды и даже минуты переживает сильно выраженную дезориентацию и забывчивость.

По этим признакам легко различать сновидения двух основных фаз ночного сна.

В настоящее время начинает преобладать точка зрения, согласно которой психическая активность не прекращается в течение всей ночи. Не до конца ясно, отличаются ли так сильно психические переживания фаз МС и ПС, или же известные нам различия зависят от различий в способности людей осознавать свои психические процессы и содержания, в одинаковых формах протекающие в течение всей ночи. Исследователь не может непосредственно воспринимать сновидения своих испытуемых, поэтому он вынужден работать с их отчетами. А эти отчеты показывают, что психические переживания этих двух фаз различны. Можно добавить, что о существовании различий косвенно свидетельствуют различия в характере электрической активности мозга.

Нельзя, конечно, упускать из виду возможность искажения сновид-ных событий в процессе их воспроизведения, а также большие индивидуальные различия в способности их воспроизведения. В повседневной жизни одни утверждают, будто не видят снов, а другие каждое утро рассказывают одно или несколько сновидений. Когда этих же людей в лаборатории будят в фазах парадоксального сна, то все они рассказывают сновидения. Однако те, кто в повседневной жизни плохо помнят свои сновидения, и в эксперименте воспроизводят их примерно в два раза меньше, хотя предполагается, что видят они почти столько же сновидений, сколько и другие.

На основе этих фактов можно предположить, что отличия в способности воспроизведения сновидений являются характерными личностными качествами людей и зависят от различной интенсивности действия механизма вытеснения. Напрашивается еще одна гипотеза, что у плохо воспроизводящих сновидения содержат больше искажений. Для проверки этих гипотез следует провести сравнительные исследования.

Бедность содержаний сновидений медленного сна тоже может быть обусловлена плохим воспроизведением, хотя в отдельных случаях удается получить такие же длительные и содержательные сновидения, как и в парадоксальных фазах. Возможно, что воспроизведение снови-

 

дений медленного сна страдает из-за отсутствия образных и драматических содержаний в психических процессах этой фазы. Не исключено также, что подсознательные психические процессы фазы медленного сна не менее драматичны и личностно значимы, чем сновидения фазы парадоксального сна, но из-за плохого воспроизведения и фрагментарности материала это невозможно установить. Получены данные, свидетельствующие о том, что в сновидениях ортодоксальной фазы меньше действующих лиц (кроме самого субъекта-сновидца), чем в сновидениях парадоксального сна. В сновидениях фазы ПС между действующими лицами больше взаимодействий эмоционального, в частности сексуального и агрессивного, характера.

Таким образом, несмотря на наличие большого эмпирического материала, в настоящее время мы еще не можем дать окончательных ответов на ряд вопросов о природе психической активности человека в течение всего ночного сна, о природе сновидений медленного сна и т. п. Однако эти вопросы нельзя считать принципиально неразрешимыми.

В целом можно согласиться с Г. Уолтером в том, что «мы не располагаем точными сведениями о причинах, по которым мозг должен треть своей жизни проводить во сне»'.

Об этих причинах существуют различные предположения. Считается, например, что в бодрствующем состоянии в нейронах, вследствие метаболизма, накапливаются вредные химические вещества (гипнотоксины) и сон нужен для освобождения от них (А. Пъерон). Другое предположение состоит в том, что сон нужен для блокады сенсорных путей и для предоставления возможности работы другим системам мозга. И, наконец, высказана точка зрения, согласно которой сон, быть может, представляет собой лишь «генетический след бесплодных ночных приключений широкоглазых кошек и шакалов, наследство далеких предков которые были плохо экипированы для ночных сражений»2.

Возможны и другие предположения, но, с нашей точки зрения, информационный подход к пониманию функционального значения сна человека, о котором мы уже говорили в предыдущих параграфах, является одним из самых плодотворных.

Для дальнейшего углубления наших знаний о фазах сна многообещающим является исследование сноговорения. Приведем здесь ряд данных об этом любопытном явлении.

1 Уолтер Г. Живой мозг. - М, 1966. - С. 247.

2 Там же.

 

Сноговорение в 75-80 % случаев происходит в фазе медленного сна и только в 20-25 % случаев — в парадоксальной фазе. Утверждают, что «мысли говорящего во сне человека похожи на сновидения, причем как две капли воды»'.

Сноговорение чаще всего появляется во второй стадии МС, когда на ЭЭГ преобладают сонные веретена. На стадиях III—IV при преобладании дельта-волн наблюдаются случаи сомнамбулизма.

Сновидения ортодоксальной стадии сна, преимущественно с тусклыми образами, чаще всего регистрируются в стадии II, однако иногда испытуемые рассказывают о сновидениях и в тех случаях, когда их будят во время стадий III и IV, т. е. глубокого ортодоксального сна. Но большинство испытуемых все же утверждают, что у них никаких сновидений не было. Это субъективное впечатление, и оно, конечно, не является доказательством действительного отсутствия сновидений, тем более — психической активности другого рода.

Психические процессы МС и ПС тесно взаимосвязаны. Предполагается, что некоторые темы сновидений ПС повторяются и разрабатываются дальше в фазах МС.

Получены и другие, чрезвычайно интересные данные. Обнаружена, например, одна существенная разница между ПС и МС. Когда спящий, находясь в ПС, разговаривает и сразу же после этого пробуждается, его рассказ о сновидении сходен с содержанием сноговорения. При МС имеет место обратная картина: рассказ о сновидении мало похож или совсем не похож на содержание сноговорения. Создается впечатление, что эти два процесса — сноговорение и образное (подлинное) сновидение протекают независимо, как будто принадлежат двум разным людям. На основе таких фактов можно прийти к заключению, что во время МС психическая активность личности происходит на двух различных подуровнях подсознательного. Возможно, что эти два вида психической активности совершаются одновременно, но разными полушариями головного мозга. Сноговорение, по-видимому, осуществляется в более глубоком слое подсознательного, чем образное сновидение. И во время ПС психика человека параллельно работает на различных уровнях, о чем мы уже писали. Все эти данные и выводы подтверждают представления 3. Фрейда о существовании латентных мыслей сновидения и его явного содержания.

Представляет интерес и такой факт: когда человека принудительно будят в парадоксальной фазе, он чувствует себя сравнительно лучше, чем когда вынуждают пробуждаться во время МС, особенно глубоких

Вейн А. М. Три трети жизни. — М., 1970. — С. 81.

 

стадий ортодоксального сна. В последнем случае его настроение бывает хуже. Этот факт представляет практический интерес. Может быть следует так организовать распорядок дня, чтобы просыпаться во время ПС. Но возникает вопрос: в чем причина этого различия? «Объяснение тут может быть такое: электрографические циклы сна отражают какие-то нейрохимические циклы, и их незавершенность во сне, возможно, неблагоприятно сказывается на работоспособности мозга в период бодрствования и на нашем общем эмоциональном состоянии» '.

Однако следует искать также психологические причины.

Как мы уже знаем, экспериментальные исследования показали, что в 70% случаев люди, проснувшись после стадий III и IV медленного сна, где преобладают дельта-волны, не рассказывают ни о какой психической деятельности, отрицают ее существование. Но вот любопытный факт: с переходом от II к стадии III МС сердце спящего начинает биться все быстрее и быстрее и к концу фазы ортодоксального сна достигает своего предела. Кожно-гальваническая реакция тоже, весьма умеренно выраженная в бодрствующем состоянии, в стадиях I-H МС исчезает, но затем появляется вновь, когда совершается переход к стадии III, а в стадии IV уже не прекращается совсем. Это признак «эмоциональной бури». Но если в психике не протекает никаких процессов, ничего не переживается, то откуда и вследствие чего появляются эти реакции сердца и кожи?

Во время парадоксального сна, когда в психике спящего протекают образные сновидения, кожно-гальваническая реакция появляется время от времени, совпадая с резкой активизацией движений глаз. Если в такие моменты парадоксального сна будят человека, он рассказывает эмоционально насыщенные сновидения.

Возможно, что в ортодоксальных фазах идет процесс подготовки новых сюжетов для сновидений последующей фазы парадоксального сна. Предполагается, что именно в ортодоксальных фазах происходит консолидация воспринятой днем информации, ее отбор и осмысление. Психический отдых невозможен без ортодоксального сна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...