Управление в области безопасности
Оглавление
Глава 1. Управление административно-политической сферой России 1.1 Управление в области безопасности 1.2 Управление в области внутренних дел Глава 2. Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации 2.1 Понятие и принципы взаимодействия 2.2 Основные направления взаимодействия Заключение Список нормативных актов и литературы
Введение
Актуальность. На современном этапе, учитывая положения Стратегии национальной безопасности, да и общую политику государства в целом, несложно отметить, что значение спецслужб, правоохранительных органов все больше возрастает. Однако, наряду с возрастанием их роли, возрастают и требования к эффективности их деятельности. Так, одной из форм улучшения эффективности в решении поставленных задач является взаимодействие органов правоохранительной системы, сообразованное по целям, месту и времени. Данный аспект широко применяется в деятельности органов Федеральной службы безопасности России и органов Внутренних дел. Для освещения данного вопроса и была выбрана мной тема курсовой работы. Объект исследования – совокупность общественных отношению, возникающих в рамках взаимодействия органов ФСБ России и МВД России. Предмет: нормативно-правовая база, комментарии и к ней и взгляды ведущих специалистов на поднятую проблематику. Цель работы: осветить основные положения, качающиеся деятельности органов ФСБ России и МВД России, затем охарактеризовать пласты их взаимодействия. Задачи: 1. Дать характеристику деятельности органов Федеральной службы безопасности России; 2. Дать характеристику деятельности Органов внутренних дел;
3. Охарактеризовать основные направления взаимодействия органов ФСБ России и МВД России в процессе решения стоящих перед ними задач. Положения, выносимые на защиту: 1. Взаимодействием органов ФСБ России и органов МВД России есть согласованная по месту и времени, закрепленная в законодательстве их совместная деятельность, направленная на создание и поддержание экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны на таком уровне, чтобы могли быть созданы все условия для реализации государством своих функций; 2. Взаимодействие между ФСБ России и МВД России осуществляется в важнейших сферах жизни общества: противодействие терроризму и организованной преступности; осуществление совместно оперативно-розыскных мероприятий и обмен информацией по кругу определенных субъектов и объектов; участие совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации в реализации функций государственной охраны; выработка стратегии и контроль за миграционной ситуацией и др.; 3. При взаимодействии соблюдаются внутриведомственные принципы деятельности. Структура работы: введение, две главы (по два параграфа в каждой), заключение и список нормативных актов и литературы. Научная разработанность проблематики хорошая. Складывается мнение, что основная научная элита страны занимается проблемами деятельности правоохранительной системы России. В ходе написания работы основной упор, наряду с изучением нормативно-правовых актов, был сделан на труды Махина В.И., Шуберта Т.Э., Томин В.Т., Марлухина Е.О. Вместе с ними изучались труды Бахраха Д. Н., Звоненко Д.П., Малумова А.Ю.
Глава 1. Управление административно-политической сферой России Управление в области безопасности
Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод, общества — его материальных и духовных ценностей и государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 г. N 24[1] указано, что основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются: · объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления; · определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах; · организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам; · поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства. Изменения в России и в окружающем нас мире привели к тому, что в нынешних условиях обрели вероятность локальные территориальные притязания, граница стала объектом воздействия транснациональных преступных групп. После распада СССР Россия граничит на суше и на море со значительным количеством государств. Из более чем шестидесяти тыс. км российской границы около четырнадцати тыс. км приходится на новые рубежи, которые не оборудованы и во многих случаях не оформлены в международно-правовом отношении. Это вынуждает охранять границу лишь на отдельных направлениях, что создает благоприятные условия для разведывательно-подрывной деятельности зарубежных спецслужб, контрабанды оружия, наркотиков и ценностей, гигантского расхищения и незаконного вывоза материальных средств, а также массовой миграции. Поэтому надо соответственно формировать и систему пограничной безопасности[2]. В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасности участвуют: Президент, Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. Охарактеризуем деятельность данных субъектов.
Президент руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности страны; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности. В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»[3] Президент формирует Совет Безопасности Российской Федерации. Положение о нем утверждено Указом Президента от 2 августа 1999 г.[4] Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Основными задачами Совета Безопасности являются: - определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; - разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения; - подготовка рекомендаций Президенту для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; - подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации; - подготовка предложений Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; - разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
- совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения — протоколами. Правительствообеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности; координирует деятельность Гостехкомиссии России. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 6 июля 1998 г.[5], является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. Руководство ФСБ России и подразделения (департаменты, управления, отделы), непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ России. ФСБ России для выполнения возложенных на органы федеральной службы задач и обеспечения деятельности указанных органов создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно-строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации. Основными задачами ФСБ России являются: - руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными предприятиями, учреждениями, организациями, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности; - информирование Президента, Председателя Правительства и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; - выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну; - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; - выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности; - координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности; - организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами) борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти; - решение других задач и функций, указанных в Положении. В Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.)[6] подробно изложены правомочия этих органов. В частности, они наделены правом производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств; вправе временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных участках), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий. Вооруженные Силы РФ являются одним из наиболее притягательных объектов для разведок и иных спецслужб иностранных государств. Поэтому наше государство предусматривает целую систему защитных мер. Они подробно изложены в Положении об органах безопасности в войсках, которое утверждено Указом Президента от 7 февраля 2000 г.[7] Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) как совокупность специально создаваемых государством органов является составной частью сил обеспечения безопасности страны и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств, определенных Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»[8]. Разведывательная деятельность осуществляется следующими органами: 1) Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории страны, и командированных за пределы страны граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; 2) органами внешней разведки Министерства обороны — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах; 3) органом внешней разведки СССИ ФСО России — в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств; 4) органом внешней разведки Пограничной службы ФСБ России — в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, а также в сфере охраны биоресурсов моря в рамках морских рубежей страны. Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент. Разведывательная деятельность ведется органами внешней разведки посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности России. Добытая специфическими средствами информация подтверждает или опровергает официальную версию и должна помогать руководству страны при принятии соответствующих решений. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются соответствующие полномочия, в частности: - установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; - осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; - использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки и т.д. Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России), согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 19 февраля 1999 г.[9], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодействию техническим средствам разведки на территории Российской Федерации, а также единую государственную научно-техническую политику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств. Гостехкомиссия России и ее региональные центры входят в систему государственных органов обеспечения безопасности Российской Федерации. Она организует деятельность государственной системы защиты информации в Российской Федерации от технических разведок и от утечки информации по техническим каналам. В Положении о Комиссии подробно изложены ее задачи, функции и полномочия. В частности, она осуществляет контроль по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и ее субъектов, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях; утверждает нормативно-методические документы по технической защите информации и организует их издание; разрабатывает и представляет в Правительство предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан. Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), в состав которой входит и Служба безопасности Президента, переставшая быть федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»[10]. Закон определяет назначение государственной охраны, ее объекты, полномочия службы, порядок надзора за ее деятельностью. ФСО России обеспечивает безопасность Президента, а также решает в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации задачи, поставленные Президентом в пределах своих полномочий. ФСО России предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, Председателю Конституционного Суда, Председателю Верховного Суда, Председателю Высшего Арбитражного Суда, Генеральному прокурору, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральным государственным служащим, подлежащим государственной охране на основании распоряжений Президента. Она обеспечивает также безопасность глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации. Основные задачи ФСО России определены Положением, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1996 г.[11] К ним относятся: - прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; - обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; - обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи; - участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; - защита охраняемых объектов; - выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах. 31 декабря 1999 г. издан Указ Президента «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[12]. В соответствии с Указом Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортное обслуживание. Государственная охрана предоставляется также членам семьи Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, проживающим совместно с ним или его сопровождающим. Мы рассмотрели в общем виде аспект, касающийся организации управления в нашей стране в сфере обеспечения безопасности. Теперь нам предстоит рассмотреть управление в области внутренних дел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|