Основные направления взаимодействия
Органы ФСБ России и МВД России широко взаимодействуют друг с другом. Данное взаимодействие осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, а также межведомственных актов правового регулирования. Рассмотрим основные направления взаимодействия. Еще один пласт взаимодействия органов ФСБ России и МВД России – при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В процессе оперативно-розыскной деятельности в поле зрения органов, ее осуществляющих, попадают сведения о преступлениях, выявление, предупреждение и раскрытие которых входит в компетенцию других органов России, обладающих необходимыми силами, техническими средствами и иными возможностями для наиболее оптимального решения этой задачи. Предписания Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» стимулируют межведомственное взаимодействие оперативно-розыскных органов, что происходит с помощью обмена информации. Подобный обмен (с соблюдением конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб. Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других органов для решения задач оперативно-розыскной деятельности и совместного проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами правоохранительных органов и строятся на основе взаимности по принципу «каждый с каждым». Примером может быть межведомственная Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным Приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997 г. N 69/777/425/700 соответственно.
Обмен информацией необходим и в связи тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 осуществление оперативно-розыскных мероприятий (связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.п.) проводится с использованием оперативно-технических сил и средств только органов ФСБ России и органов МВД РФ. Порядок и объемы предоставления необходимой для проведения таких мероприятий информации, а также обмен полученными результатами определяются межведомственными нормативными актами или соглашениями между соответствующими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и органами ФСБ России и внутренних дел. Обмен информацией также может осуществляться непосредственно между различного рода подразделениями одного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности имеет место получение информации, которая требует действий, выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения. Обмен информацией может быть организован на постоянной основе или носить разовый характер. Следующее направление взаимодействия – взаимодействие в сфере оказания помощи органам прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. В ряде случаев указания могут издаваться совместно с другими ведомствами. В качестве примера можно привести указание Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 25 апреля, 28 мая, 14 июня 2002 г. N 30/20, 15, 3 «О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ»[28] и многие другие.
Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в статье 12 предусматривает следующие обязанности органов федеральной службы безопасности: а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации; г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности; д) выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; и) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; и.1) организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации; к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну; л) проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами; м) осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
н) обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации; о) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий… Следующее направление взаимодействия – охрана водных биоресурсов и контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла[29]. Данная деятельность осуществляются на основе взаимодействия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и их территориальных (региональных, бассейновых) органов в пределах установленных законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий. Взаимодействие в области государственной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральным органам государственной охраны предоставлены полномочия в области организации взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и осуществлению координация их деятельности в сфере государственной охраны. Фактически, данные полномочия возложены на Федеральную службу охраны России, так как согласно ст. 5 данного закона, непосредственно государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, к которым и относится Федеральная служба охраны России. Таким образом, Федеральная служба охраны России уполномочена в рамках реализации функции государственной охраны, организовывать взаимодействие осуществлять координацию деятельности таких государственных органов, как Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД, внешней разведки РФ, Вооруженных Сил РФ, а также иных государственных органов, принимающих участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов[30].
Самое существенное значение в настоящее время имеет взаимодействие в сфере противодействия терроризму. Так, органы ФСБ России и МВД России проводят согласованные мероприятия по борьбе с терроризмом, участвуют в выработке политики в данном направлении, проводят совместные учения, обмениваются опытом работы и подготовки спецслужб[31]. Следующая сфера взаимодействия – контроль за миграционной ситуацией на территории страны. Органы внутренних дел через Федеральную миграционную службу[32] решают данные задачи, однако Федеральная служба безопасности не остается безучастной в данной сфере. Обмен информацией в данном направлении, проведении совместных операций, деятельность Пограничной службы ФСБ России – все это дает основания выделить данную сферу соприкосновения интересов. Взаимодействие в сфере обеспечения безопасности финансовой, банковской и налоговой деятельности государства. Данное положение отражает направление деятельность органов ФСБ России и МВД России на предмет защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (в т.ч. их вкладов), обеспечения благополучного финансового развития страны и благоприятного инвестиционного климата.
Заключение В заключение хотелось бы отметить, что задачи, которые ставились в начале исследования, выполнены, но не в полном объеме. На базе Института крайне мало материала, касающегося взаимодействия органов ФСБ России и органов МВД России. Тем не менее, можно ввести ряд заключительных положений: 1. Федеральная служба безопасности – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. 2. Министерство внутренних дел – федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Под взаимодействием органов ФСБ России и органов МВД России следует понимать согласованную по месту и времени и закрепленную в законодательстве их совместную деятельность направленную на создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства. Взаимодействие осуществляется в важнейших сферах жизни общества: противодействие терроризму и организованной преступности; осуществление совместно оперативно-розыскных мероприятий и обмен информацией по кругу определенных субъектов и объектов; участие совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации в реализации функций государственной охраны; выработка стратегии и контроль за миграционной ситуацией и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|