Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Долговременная и кратковременная память. Закономерности перехода от кратковременной в долговременную память.




Адаптация, как психическое явление, в чем состоит его основная закономерность.

Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают 3 вида этого явления:

1) А. как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

2) А. также называют другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

3) А. называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

 

В чем заключаются индивидуальные особенности памяти человека, критерии и показатели исследования памяти.

Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

Более точно, память человека можно определить, как психофизиологический процесс, выполняющий свою функцию запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющийся для неё основным. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Существуют индивидуальные различия между людьми по о бъему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.

Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12.

Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение – конкретные проявления точности памяти.

Быстрота запоминания – это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.

Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому качеству.

Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлением она определяет сообразительность и находчивость.

Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы:

1) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;

2) быстро запоминающих, но скоро забывающих;

3) медленно запоминающих, но долго помнящих;

4) медленно запоминающих и быстро забывающих.

Виды (типы) мышления, возрастные особенности развития видов (типов) мышления.

Мышление – это высший уровень психической познавательной деятельности человека, в процессе которого происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в её существенных связях и отношениях.

Формы М. – понятие, суждение, умозаключение.

Речь – средство М.

Типы М.:

-Практический – на основе суждений и умозаключений, М. на основе практических задач

- Эмпирический – направлено на познание (сравнение, классификация свойств предметов и явлений)

- Теоретический – направлено на познание внутреннего содержания и сущности предметов и явлений(анализ)

Также выделяют рациональный, иррациональный, идеалистический, аналитический и синтезирующий типы М.

По стадиям развития в онтогенезе выделяются виды М.:

1)Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

2)Наглядно-образное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)

3)Словесно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

 

4. Внимание: общая характеристика, основные феномены (объем, способность к распределению) и свойства

Вниманиепознавательный психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Физиологическая основа (по Ухтомскому): возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Качества В.:

1)Концентрация – степень сосредоточенности В. На объекте

2)Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены В. одновременно(7+/-2)

3)Переключение – намеренный перенос В. с одного объекта на другой(осознанность отличает от отвлечения)

4)Распределение – возможность удерживать в сфере В. одновременно несколько объектов

5)Устойчивость – длительность сосредоточения В. на объекте.

Виды В.:

-Произвольное – требует волевого усилия для сосредоточения

-Непроизвольное – волевого усилия нет

-Послепроизвольное – уже не нужно волевое усилие

 

Деятельностный подход в исследовании памяти (Леонтьев А.Н., Зинченко П.И., Смирнов А.А.)

В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.

Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в т.ч. и сами эти препятствия. (А.А. Смирнов).

Долговременная и кратковременная память. Закономерности перехода от кратковременной в долговременную память.

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»).

Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта. Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах.

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...