Психика: основные определения. Основные структурные составляющие психики.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Психика: -Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой. -Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в: - активном отражении субъектом объективного мира - построении неотчужденной от него картины мира - саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Структкра П. - психические процессы – отдельные динамические проявления психической деятельности человека.(познавательные, эмоциональные, волевые) -психические свойства - типичные для данного человека особенности его П.(направленность, темперамент, характер, способности) -психические состояния – относительно статические моменты состояния психики (проявления чувств, внимания, воли, мышления, воображения).
Развитие понятийного мышления. Исследование формирования искусственных понятий (Л.С.Выготский) Понятийным можно назвать такое мышление, при котором структурирование воспринимаемой информации осуществляется с использованием категориальных обобщений, а не функционально-ситуативных или эмоционально-образных классификаций. Осмысление происходит посредством включения новых представлений в объективные классификационные группы, основаниями которых являются внутренние, сущностные, константные характеристики предметов и явлений, а не любые внешние изменчивые свойства, а также посредством установления генетических, причинно-следственных, закономерных связей, а не субъективных ассоциаций. Понятийное мышление развивается постепенно, мы не получаем его в готовом виде при рождении. Оно может не сформироваться к 7-8 годам, так как не подчиняется природным законам возрастного созревания.
На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Овладение понятиями осуществляется в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, "удельный вес", "млекопитающие", "сюрреализм"), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий). Метод формирования искусственных понятий, который позволяет детально изучить процесс формирования понятий, в свое время и для других целей был предложен Н. Ахом, а затем, примерно почти 50 лет назад, был изменен и в совсем новых формах применен Л. С. Выготским и его учеником Л. С. Сахаровым. Метод, который предложил Л. С. Выготский, был направлен на то, чтобы как можно больше освободиться от личного опыта ребенка и поставить его в такие условия, при которых ему приходилось бы наиболее самостоятельно применять доступные ему формы классификации. Вместе с тем этот опыт был направлен на изучение динамики последовательного формирования понятия через анализ тех приемов, которые применяются испытуемыми для решения предложенной им задачи. Этот метод заключается в следующем. Перед испытуемым раскладывался ряд геометрических фигур, которые имели разную форму, цвет и размер. Все эти фигуры обозначаются определенными искусственными словами, и испытуемый, который брал одну из фигур, мог увидеть на его (ранее скрытой) внутренней стороне написанное там искусственное слово, например «рас» или «мор», «пак» и т. д.
Центральным для этого метода был тот факт, что данное искусственное слово обозначало новое, ранее не существовавшее в опыте понятие, включавшее комбинацию из нескольких признаков (например, маленький и плоский, маленький и высокий, большой и плоский, большой и высокий и т. д.). Легко видеть, что в этих условиях испытуемый не мог воспользоваться готовым понятием, но должен был сформировать новое понятие. Расстройства памяти. Расстройства памяти могут быть к оличественными (ослабление, усиление памяти) и качественными (искажения памяти, ложные воспоминания). В психиатрической практике чаще встречаются снижение П. (гипомнезия) или её выпадение (амнезия), характер которых определяется их происхождением. Амнестические расстройства - органические расстройства, основным симптомом которых является потеря памяти. -Ретроградная амнезия - потеря памяти на события, которые происходили до события, вызвавшего амнезию. -Антероградная амнезия - неспособность запоминать новую информацию, предъявлявшуюся после события, вызвавшего амнезии (часто является следствием повреждения височных долей или промежуточного мозга, участков, несущих основную ответственность за преобразование кратковременной памяти в долговременную). Синдром Корсакова - амнестическое расстройство, вызванное хроническим алкоголизмом, связанным с ним плохим питанием и, как следствие, недостатком витамина В1 (тиамина). Пациенты с синдромом Корсакова страдают не только тяжелой антероградной амнезией, но и определенной формой ретроградной амнезии. Им бывает трудно восстановить в памяти события тех лет, которые непосредственно предшествовали началу болезни, хотя они и могут помнить события более отдаленного прошлого. Больные часто, используя свои общие интеллектуальные и речевые навыки, придумывают запутанные истории и лгут, с тем, чтобы восполнить пробелы памяти, которую они продолжают терять. Деменции - органические синдромы, характеризующиеся серьезным расстройством памяти и, по крайней мере, еще одной когнитивной функции. Болезнь Альцгеймера - наиболее распространенная форма деменции, обычно поражающая людей старше 65 лет. Обычно она начинается с незначительных нарушений памяти, ослабления внимания, а также с речевых и коммуникативных проблем, далее происходит утрата умственных способностей.
Сосудистая деменция - деменция, вызванная острым нарушением мозгового кровообращения, или инсультом, который ограничивает приток крови к отдельным участкам головного мозга. Другое название - мультиинфарктная деменция. Болезнь Пика - неврологическое заболевание, которое затрагивает лобные и височные доли, вызывая деменцию. Болезнь Крейтцфельдта-Якоба - форма деменции, вызываемая медленно распространяющимся вирусом, который может жить в организме многие годы, прежде чем болезнь себя обнаружит. Болезнь Гентингтона - наследственное заболевание, при котором у людей учащаются проблемы когнитивного, эмоционального и двигательного характера, приводящие к деменции. Болезнь Паркинсона - медленно прогрессирующее неврологическое заболевание, характеризующееся тремором и оцепенелостью, которое также может вызвать деменцию. Усиление, обострение П. (гипермнезия), например при маниакальном возбуждении, при бредовом состоянии, в отличие от амнезии, — явление нестойкое, быстро преходящее. Искажения П. (криптомнезии) и ложные воспоминания (конфабуляции) часто сочетаются с гипо- и амнезией: пробелы П. заполняются вымыслом или перемещением в иное время реальных событий. Лечение направлено на основное заболевание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|