Честь, достоинство и деловая репутация как гражданско-правовые категории.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Университет Мировой Экономики и Дипломатии Кафедра Гражданского Права
на тему: «Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации» Выполнила: Бакаева К. 1-6а-99 Проверила: Черкашина И.А.
Ташкент – 2002 План Введение I. Честь, достоинство и деловая репутация как гражданско-правовые категории. 1.1. Характеристика чести, достоинства и деловой репутации как личных неимущественных благ. 1.2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию. 1.3. Носители чести, достоинства и деловой репутации. II. Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации. 2.1. Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. 2.2. Возмещение убытков и морального вреда. 2.3. Защита чести, достоинства и деловой репутации от посягательств в сети Internet. III. Гражданско-процессуальный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации. Заключение Список использованной литературы.
Введение
В наши дни все большее значение приобретает защита прав и свобод человека. Этот институт с каждым днем становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию. Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Тогда как в Основном законе Республики Узбекистан закреплено что «каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство».[1]
Закрепление основных нематериальных личных прав человека в Конституции Республики Узбекистан, Гражданско-процессуальном Кодексе РУз и других основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию всех государственных органов на их обеспечение, а общества - на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваются властью в повседневной практической жизни. Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека - своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности. Цель данной курсовой работы – анализ некоторых личных нематериальных благ, в частности чести, достоинства и деловой репутации, и гражданско-правового регулирования их защиты в законодательстве Республики Узбекистан. В настоящее время с возрастанием роли средств массовой информации в жизни демократического общества, а также в связи со стремительным развитием средств передачи информации (в том числе сети Internet) возрастает потребность в адекватном развитии института судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации от посягательств на них. Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что выбранная тема является весьма интересной для рассмотрения и актуальной в современной действительности.
Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трех глав. В первой главе рассматривается понятие чести, достоинства и деловой репутации в общепринятом и гражданско-правовом аспектах, а также определяются субъекты данных личных неимущественных прав. Вторая глава разграничивает виды гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также рассматривает коллизионный вопрос о возможности их защиты от порочащих сведений в сети Internet. В третьей главе рассматривается процессуальный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации в Республике Узбекистан.
Честь, достоинство и деловая репутация как гражданско-правовые категории. Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяются как близкие между собой нравственные категории. Однако их объединяет и то, что в силу указаний закона все они отнесены к личным неимущественным благам ("репутация" - в форме "деловой репутации") и являются, таким образом, объектами гражданских прав (ст. 81 ГК РУз). В новый Гражданский Кодекс Республики Узбекистан, принятый в 1994 году, впервые включена глава, посвященная характеристике и защите личных неимущественных прав в их полном объеме, поскольку сфера гражданско-правового регулирования в последние годы значительно расширилась. Помимо чести, достоинства и деловой репутации к личным неимущественным благам и правам отнесены жизнь, здоровье, доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство, право на неприкосновенность произведения и другие нематериальные блага и права. 1.1. Характеристика чести, достоинства и деловой репутации как личных неимущественных благ. Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. Если подходить к оценке данных категорий с правовой точки зрения, то их можно объединить под понятием личных неимущественных прав. Нематериальные блага указаны в ст. 99 ГК РУз в качестве разновидности объектов, по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения.
Понятие "благо" - это юридически квалифицированный интерес. Оно включает в себя различные интересы, притязания, воли различных субъектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым критериям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка.[2] Нематериальные блага нельзя отождествлять с субъективными правами. В этой связи можно привести доводы известного российского правоведа: «Так как субъективное право представляет юридическую возможность осуществления интереса, то оно не может возникнуть без действительного интереса имущественного или нравственного».[3] Он же подчеркивал, то «субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами». Субъективное право выражает интересы того, кто им обладает, поэтому в ст. 1 ГК РУз говорится об осуществлении прав не только своей волей, но и в своем интересе. В Гражданский Кодекс Республики Узбекистан впервые нематериальным благам посвящена специальная глава 8 «Нематериальные блага». Это свидетельствует о том, что нематериальные блага охраняются и защищаются как социально-значимые интересы личности. Нематериальные блага характеризуются двумя неразрывно связанными между собой признаками. Это: · отсутствие материального (имущественного) содержания; · неразрывная связь с личностью носителя, предопределяющая неотчуждаемость и непередаваемость этого блага. Именно эти признаки объединяют нематериальные блага как объекты гражданских прав и правоотношений. Эти блага невозможно точно оценить в денежном выражении, их нельзя продать, подарить, сдать в наем и т.п. Отдельные из этих благ могут существовать и после смерти их обладателя. Такой вывод основан на том, что в ст. 99 ГК РУз указано: "В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя". Это относится, в частности, к таким нематериальным благам как честь, достоинство и деловая репутация. Неимущественные права и блага обладают и известной субъектной универсальностью: они принадлежат не только гражданам, но и юридическим лицам.
Законодатель в ст. 99 ГК РУз предусмотрел приблизительный перечень нематериальных благ граждан. Среди них выделены блага, обеспечивающие физическое благополучие личности (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность), далее названы блага, способствующие индивидуализации личности (честь, достоинство), затем идут блага, направленные на обеспечение автономии личности в обществе (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна). В этой классификации интересующие нас нематериальные блага честь и достоинство отнесены к способствующим индивидуализации личности и соответственно являются элементом правового статуса личности, определяемого в самом общем виде как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Существует также и другая система личных неимущественных прав, по которой они делятся на обеспечивающие физическое и социальное существование человека. Право на честь, достоинство и деловую репутацию отнесено в ней к правам, обеспечивающим социальное существование.[4] Гражданский Кодекс Республики Узбекистан дает примерный перечень юридически защищаемых нематериальных благ, подразделяя их на: · нематериальные блага, приобретаемые гражданами и юридическими лицами в силу рождения (создания); · нематериальные блага, приобретаемые ими в силу закона. По моему мнению, честь, достоинство и деловая репутация относятся к первой категории, то есть принадлежат гражданам с рождения, а юридическим лицам касательно деловой репутации - с момента их государственной регистрации. Однако объем этих нематериальных благ может изменяться. Так, чувство собственного достоинства возникает с достижением ребенком определенного возраста, когда он осознает себя личностью. Честь на протяжении жизни человека претерпевает изменения под влиянием его поступков и различных событий. Видимо, этим обусловлена поговорка: "Береги честь смолоду". Различна деловая репутация преуспевающего предприятия и находящегося на грани банкротства. Честь, достоинство, деловая репутация - это категории морального или нравственного порядка, что в общественном понимании одно и то же. Мораль является важнейшим социальным институтом, одной из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Главное в морали - представление о добре и зле, честном и бесчестном, благородном и неблагородном, похвальном и постыдном, долге и совести. Самым полным и глубоким выражением нравственной сущности человека считается совесть, то есть способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над собой. «Закон, живущий в нас, -писал И. Кант, - называется совестью; совесть есть. собственно, соотношение наших поступков с этим законом» Но мораль не может быть сведена к голым принципам. Только поступки как плоды помыслов могут раскрыть истинную сущность человека, его нравственность. могут свидетельствовать о его чести, достоинстве и деловой репутации.
Честь – это объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. Тогда как, д остоинство – это внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности. Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности. Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является, прежде всего, человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить. При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности. Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами. Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения. Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности. Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может подчиниться началу свободного выбора. Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной. Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица. В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека. Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом. Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство. Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них. Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив. Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада. В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами. Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны. Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности. Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении. Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. "Что человек делает, таков он и есть", - писал Гегель. Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация. Деловая репутация - понятие видовое, она представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, избирателей и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности. В условиях рыночной экономики поддержание на должном уровне деловой репутации как граждан, так и юридических лиц приобретает особое значение, поскольку этот уровень зачастую определяет их реальное экономическое благополучие. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, в том числе занимающийся предпринимательской деятельностью юридическое лицо: коммерческая или некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др. Честь, достоинство и деловая репутация - в определенной мере близкие понятия, но, тем не менее, их следует различать. На мой взгляд, можно также выявить три отличия понятий честь и достоинство от понятия деловая репутация. Первое - это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация - термин общегражданский и не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо. Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности. Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация - создавшееся с течением времени мнение публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области общественного производства. Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.
1.2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию. Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 99 Гражданского кодекса Республики Узбекистан устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя - это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак. Честь, достоинство и деловая репутация реально существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности. Для того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь, достоинство и деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может совершать субъект этого права, каким должно быть его поведение. Каждый субъект права, помимо возможности иметь субъективные права и обязанности, наделяется определенной совокупностью политических, имущественных, личных неимущественных прав, определяющих его правовое положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации. Гражданское право до момента нарушения чести и достоинства или деловой репутации личности или иного объекта охраняет эти личные неимущественные отношения путем всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения. Только с момента их нарушения нормы гражданского права способны регулировать возникшие отношения. Право на честь и достоинство следует рассматривать как особое субъективное право, ибо его сущность заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство - это личные права человека, существующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право. Между тем, право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным правом ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц. Суть этой обязанности заключается в воздержании от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида, трудового коллектива или организации. Для права на честь, достоинство и деловую репутацию определяющее значение имеют не действия управомоченного, а действия, вернее, воздержание от действий обязанных лиц. Республика Узбекистан охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций установлением всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти личные блага и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право нашего государства исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих. Нормы закона, устанавливающие правила поведения обладателя субъективного права на честь, достоинство и деловую репутацию, оказывают воздействие на других лиц. Эти нормы выполняют не только регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение. Эти нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и сознания долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений, связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право. Наделяя то или иное физическое или юридическое лицо определенными правами, государство обеспечивает необходимую систему гарантии осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими гарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав. Закон предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений от лиц, их распространивших, тем самым законом определяются участники этого отношения. В данном случае право одного лица корреспондирует обязанность других лиц. Личные потребности граждан могут быть достаточно эффективно удовлетворены не только самостоятельно, но и посредством различных групп, объединений, коллективов. Таким образом, можно выделить определенную группу прав, которые носят коллективный (совместный) характер. При одних обстоятельствах основанием для возникновения коллективных прав является жизненная необходимость, при других - коллективные права и свободы являются следствием того или иного государственного или общественного объединения. Правомочие по владению характеризуется возможностью обладать честью, достоинством, деловой репутацией независимо от третьих лиц и требовать от любого юридического или физического лица не нарушать эти блага. Правомочие по пользованию заключено в возможности пользоваться сложившимся о себе представлением в самых различных сферах. Правомочие по поддержанию и изменению содержания своей деловой репутации заключается в возможности совершать определенные действия (заключать с этой целью договоры, публиковать информацию и рекламу и т.д.). Норма о праве на честь, достоинство и деловую репутацию, помимо запрещения обязанным лицам посягать на конкретное физическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию. Субъекты права получили уверенность в том, что их поведение и деятельность будут надлежащим образом правильно оценены, что они не будут ущемлены распространением в отношении них ложных порочащих сведений, они имеют возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельности соответствовала тому, как они действительно выполняют требования закона, морали, правил поведения в обществе.
1.3. Носители чести, достоинства и деловой репутации. В настоящее время в связи с частыми нарушениями средствами массовой информации права человека на честь, достоинство и деловую репутацию, все чаще стал вставать вопрос: «Кто же, собственно говоря, является обладателем вышеперечисленных прав?». По гражданскому законодательству (ст. 100 ГК РУз) обладателем чести и достоинства и правом на их защиту пользуется только гражданин, физическое лицо, а учреждения, организации, объединения субъектом этого права не являются. Деловой репутацией же в гражданско-правовом смысле пользуются лица (физические и юридические), участвующие в деловом обороте. Общеизвестно, что органы, осуществляющие властные и управленческие функции и общественные объединения, выполняющие уставные задачи, не занимаются никакой предпринимательской деятельностью и не являются участниками делового оборота. Следовательно, они не являются носителями деловой репутации в смысле гражданского законодательства и не могут требовать ее судебной защиты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|