Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятия «темперамент»

Содержание

 

 

Введение

Глава 1.Теоретические основы темперамента

1.1.Сущность понятия «темперамент»

1.2.Темперамент и проблемы воспитания

Глава 2. Воспитание положительных качеств с учетом темперамента

2.1. Воспитание эмоциональной сдержанности

2.2.Формирование волевых качеств с учетом темперамента

2.3.Воспитание личности с учетом темперамента

Заключение

Литература


Введение

 Выделяя характерные особенности детей, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинако­вых учеников.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особен­ностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидиро­ваны при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой - в другом.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличают­ся быстротой реакции, а флегматики характеризуются медли­тельностью, им трудно переключаться с одного дела на дру­гое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тор­мозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы.

Наблюдения показывают, что преподаватели склонны за­давать темп, не отвечающий их темпераменту. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойст­вам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответст­венной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был за­дан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учени­ками, мы неизменно обнаруживали у них чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.

Поэтому тема курсовой работы очень актуальна. Это еще один аргумент в пользу индивидуального подхода к детям.

Цель работы состоит в том, чтобы показать те методы и формы, необходимые для воспитания детей с учетом врожденных качеств.

Задачи работы:

- определить значение понятия «темперамент»;

- познакомиться с разновидностью темперамента;

 - рассмотреть формы и методы воспитания детей с учетом темперамента.

Объектом исследования стала деятельность педагога - воспитателя с детьми разного темперамента

Предмет исследования – воспитательные методов и приемов при формировании положительных черт характера.

Гипотеза работы состоит в том, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, в данном случае с учетом его темперамента.

Методы исследования – это текстуальный анализ.

Теоретическая значимость заключается в том, что в этой работе сделана попытка дать систематическое изложение воспитания черт характера с учетом темперамента, ведь смешение этих двух понятий ставит ребенка иногда в затруднительное положение.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован на занятиях в школах.  

 Работа состоит из введения, двух глав, содержащие теоретические исследования и методический материал, заключения и литература

 

 


Глава 1.Теоретические основы темперамента

Сущность понятия «темперамент»

Как известно, при относительном равен­стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру­га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движе­ний, очень малая подвижность лица. Различия по динамиче­ским особенностям выступают—при прочих равных условиях — в общей активности индивида, в его моторике и его эмоцио­нальности.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от тре­бований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнару­живаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свя­заны между собой, составляют своеобразную структуру. Инди­видуально своеобразная, природно обусловленная совокуп­ность динамических проявлений психики и называется тем­пераментом человека.[7,52]

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенно­стей личности, характеризующих различ­ные стороны динамики психической дея­тельности.

Понятие темперамента возникло на основе уче­ния древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что про­порция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, опреде­ляет течение физических и душевных бо­лезней. Свойства темперамента — индивидуальный темп и ритм психических процессов, сте­пень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а, следовательно, и указанные выше свойст­ва темперамента могут быть связаны с другими психологи­ческими условиями — настроением, моти­вами деятельности, поставленной задачей. Вместе с тем свойства темперамента — это наи­более устойчивые индивидуальные осо­бенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь.

Различные сочетания закономерно свя­занных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользо­ваться гиппократовой классификацией ти­пов темперамента - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.[4,87]

Сангвиник — человек живой, подвижный, быстро отзы­вающийся на окружающие события, срав­нительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмути­мого человека с устойчивыми стремления­ми и более или менее постоянным настрое­нием, со слабым внешним выражением ду­шевных состояний называют флегмати­ком. Холерик — человек быстрый, поры­вистый, способный отдаваться делу с иск­лючительной страстностью, но не уравно­вешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам на­строения. Меланхоликом же называют че­ловека, легко ранимого, склонного глубо­ко переживать даже незначительные не­удачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

У людей одного и того же типа темперамента сте­пень выраженности отдельных его свойств может быть различной. От темперамента зави­сят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общи­тельность у сангвиника проявляется в лег­ком и быстром завязывании знакомства, у флегматика — в длительности и устойчи­вости его привязанности к своим товари­щам и знакомым, в стремлении к привыч­ному для него кругу людей и т. д. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Поэтому в зависи­мости от типа темперамента ребенка необходимо ис­пользовать индивидуальные приемы воз­действия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...