Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сосуды Яншао. III тысячелетие до Н. Э. Период шан-инь. Бронзовые сосуды. II тысячелетие до Н. Э.




Сосуды Яншао.

III тысячелетие до н. э.

чаши, блюда, миски — отличались необычайной правильностью форм. Их обжигали при температуре око­ло полутора тысяч градусов Цель­сия, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему они стано­вились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узо­рами — треугольниками, спираля­ми, кругами и ромбами, а также изо­бражениями зверей.

ПЕРИОД ШАН-ИНЬ

Следующий период истории Древ­него Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI в. до н. э. ) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тысячелетии до н. э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ О ВСЕЛЕННОЙ

Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли облака и дождь, ветер и гром, кото­рых представляли себе в образах драконов, птиц и зверей. Од­нако человек нуждался в надёжных защитниках, поэтому возник­ло и другое верование — культ предков. Считалось, что духи предков заботятся о потомках. В свою очередь душам умерших предков тоже служили — ухаживали за могилой, совершали жерт­воприношения. Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась, в мо­гилу клали различные ремесленные изделия — оружие, бронзо­вые сосуды, резные камни, драгоценности.

Когда образовалось государство, возникло представление о не­бе как могущественном верховном божестве Вселенной. По пред­ставлениям древних китайцев, земля квадратная, их собственная родина находится в её центре, а небо над ней имеет форму ок­ружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго' (Средин­ным Царством) или Тянься' (Поднебесной). В разные времена го­да небу и земле приносили обильные жертвоприношения. Для этого за чертой города возводили специальные алтари: круглые — для неба, квадратные — для земли.

МАГИЧЕСКИЕ СОСУДЫ

Тяжёлые монолитные бронзовые сосуды, созданные в период Шан-Инь, служили для жертвоприно­шений духам природы и духам—покровителям племени. В них как бы соединились все сложившиеся к этому времени представления о мире. Сосуды, с большим мастер­ством отлитые из сплава меди и олова, были покрыты рельефом. Главное место в нём отводилось во­площавшим стихию неба и воды изображениям птиц и драконов, цикад, предвещавших хороший уро­жай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Иногда изображали собирательный образ зверя — охранителя чело­века, который объединял в себе черты тигра, дракона и барана. Со­суды были разнообразными по фор­ме. В прямоугольных огромных ча­нах на четырёх ножках с двумя ручками «фан-дин» готовили жерт­венное мясо. Высокий, стройный, расширяющийся внизу и вверху ку­бок «гу» предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверх­ность этих сосудов наносили тон­кий спиралевидный линейный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне кото­рого в технике рельефа исполняли основные изображения. Объёмные звериные морды как бы вырастали из бронзы. Эти сосуды должны бы­ли охранять человека и защищать посевы от злых сил, поэтому они са­ми часто имели форму зверей и птиц, а их поверхность сплошь за­полняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастичную фор­му древнекитайских бронзовых со­судов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых реб­ра, расположенных по сторонам. Эти рёбра ориентировали сосуды по сторонам света, подчёркивая их ритуальный характер.

Бронзовые сосуды. II тысячелетие до н. э.

которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верхов­ным жрецом. В то время во всех об­ластях жизни обитателей Китая про­изошли значительные перемены: были изобретены шёлкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифиче­ская письменность, зародились ос­новы градостроительства.

Столица государства — великий город Шан, расположенный недале­ко от современного города Аньян, — в отличие от древнейших поселений имела отчётливый план. Среди других построек выделялся дворец правителя, возведённый на прямоугольной платформе, обло­женной морской галькой. Высокая соломенная крыша дворца опира­лась на три ряда деревянных ко­лонн, основаниями которых служи­ли бронзовые диски.

Многие изделия художествен­ных ремёсел периода Шан-Инь предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами при­роды. Подземные захоронения зна­ти представляли собой две располо­женные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их пло­щадь достигала иногда четырёхсот квадратных метров, степы и по­толок были расписаны красными, чёрными и белыми красками или инкрустированы, т. е. украшены ку­сочками камня, металла и т. д. Вхо­ды в погребения охраняли камен­ные фигуры фантастических зверей. Узоры, украшавшие статуи, и все предметы, которые клали в захоро­нение, имели магический смысл и были связаны единой символикой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...