Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Племенные диалекты и образование родственных языков

ЯЗЫКИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


содержание

введение                                                                                  3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ                                                                             4

Племенные диалекты и образование родственных языков 4

Образование индоевропейской семьи языков                  5

ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ                              8

Образование народностей и их языков в прошлом                  8

Образование народностей в настоящее время                  10

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ      11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                           21

список литературы                                                          22


ВВЕДЕНИЕ

 

Люди давно задумываются над вопросом; когда и как появился язык. И каким он был на первых ступенях раз­вития человеческих коллективов.

Древнегреческие философы вели очень долгий спор о том, возник ли язык от природы или по установлению, нужно ли видеть в словах выражение и выявление сущнос­ти самих вещей или же слова суть произвольные обозначе­ния вещей, созданные человеком.

Одна из них – гипотеза звукоподражания. Ее сторон­ники (от Демокрита и Платона в древней Греции до Уитнея и других ученых XIX в.) полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира – реву зве­рей, крику птиц, шуму ветра и т. д. Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, вроде наших гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац и подобных. Но, во-первых, таких слов относительно немного. Во-вто­рых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, хлеб, молоко, рука, нога, человек, умный, добрый, ходить, думать и т. д. В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружающей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное пред­шествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза–междо­метная, в ее разных, более примитивных (эпикурейцы древ­него мира) и более сложных (В. Гумбольдт, Я. Гримм, Г. Штейнталь и др.) вариантах, находит отзвуки в науке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека В одних случаях это, видимо, междометия – сигналы наших эмо­ций и нашей воли. В других, по мнению защитников этой гипотезы, можно усматривать лишь косвенную связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека: определенные сочетания звуков производят в нашей душе впечатления, подобные тем, которые вызываются воздейст­вием предметов, поэтому и устанавливается связь между значением и звучанием слова. Некоторые сторонники рас­сматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и незави­симо от непроизвольных эмоциональных выкриков.

В происхождении языка играли роль как биологические (естественноисторические) так, и социальные (общественно-исторические) предпосылки.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ

 

Ранние формы современного человека (homo sapiens) сло­жились в благоприятных климатических районах Земли – в Средиземноморье, охватывающем Переднюю Азию, Юго-Восточную Европу и Северную Африку. Обширные незаселенные пространства Евразии и низкая производительность труда заставляли первобытных людей расселяться по Земле, образуя обособленные коллективы, отличающиеся хозяйственным укладом и языком. Переход из жаркого климата в холодные страны создал новые потребности в жилище и одежде, в домашних животных, новые отрасли труда. Сам труд становится от поколе­ния к поколению все более разнообразным и совершенным. В результате длительного развития возникшей человеческой речи образуются разные языки и диалекты.

Деление языков (диалектов) и объединение языков и диалектов – два основных процесса развития языка. Эти про­цессы обозначаются специальными терминами – дифферен­циация (дивергенция, расхождение) и интеграция (конвергенция, схождение). Эти процессы противоположны друг другу. При дифференциации происходит территориальное и социальное распределение носителей языка, в результате которо­го возникают родственные языки и диалекты. Интеграция, напротив, такой исторический процесс, в ходе которого про­исходит объединение языков и диалектов. Дифференциация увеличивает число языков, интеграция сокращает их число. Частным случаем интеграции являются контакты языков, при­водящие к заимствованию лексики и образованию межъязыко­вых лексических (в основном терминологических) зон.

Дифференциация и интеграция – социальные языковые про­цессы, так как расхождение и схождение языков объясняется экономическими, военными, политическими, культурными и научными причинами. Именно они, эти факторы, порождают кон­кретное своеобразие отдельных языков[1].

Племенные диалекты и образование родственных языков

 

Языковая история началась с дифференциации племенных диалектов и образования общего языка племенного союза. Такое состояние и развитие языка объяснялось низким уров­нем производительных сил, малочисленностью племен (они, как уже сказано, первоначально объединяли не более 100 человек), низкой плотностью населения. 50 тыс. лет тому назад, когда сформировались первые люди, их было всего несколько тысяч; в VII тысячелетии до н. э. число людей достигло 10 млн. К началу новой эры на Земле проживало 200 млн. человек, причем '/4 часть – в пределах Римской империи (на всей территории бывшего СССР в то время было всего 5 млн.).

Род возникает на базе первобытного человеческого стада; поскольку в роде была экзогамия, запрещающая браки между родственниками, два или несколько родов объединялись в пле­мена; они имели общую территорию, собственное имя и общий язык, различия в диалектах, в мужском и женском диалекте. Так, женщины некоторых индейских племен, обитавшие в джунглях Амазонии, уже в глубокой древности разговаривали на ином, чем' мужчины, диалекте, которого те не понимали. Обычай этот существовал и у индейских женщин в Гондурасе. Различие в словарном составе и произношении сохраняется у чукотских женщин, у некоторых алтайских турков, например; дитя– бала (муж.) и уран (женск.), зубы– тиш и азу, ку­рица – куш и учур, лошадь – йылкы и от, волк – пору и улучы.

Следовательно, изначально племя объединялось на основе кровного родства и языка – племенного языка, или диалекта (наречия).

Языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения, и такое состояние обнаруживает­ся у отсталых народов даже в новое время. Н. Н. Миклухо-Маклай, побывав в 1871 г. на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, писал: «Почти в каждой деревне Берега Маклая свое наречие. В деревнях, отстоящих на четверть часа ходьбы друг от друга, имеется уже несколько различных слов для обозначе­ния одних и тех же предметов; жители деревень, находящих­ся на расстоянии часа ходьбы одна от другой, говорят иногда на столь различных наречиях, что почти не понимают друг друга».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...