2.2. Циклограмма образовательной деятельности возрастной группы
3. Комплексно-тематический план образовательной деятельности возрастной группы или Календарь тематических недель возрастной группы и (или) Перспективный план по реализации образовательных областей
Взаимодействие с семьями воспитанников
Циклограмма взаимодействия воспитателя и младшего воспитателя в течение дня
6. Мониторинг индивидуального развития детей (критерии и показатели мониторинга, периодичность)
Приложения
7.1. Календарный план образовательного процесса
7.2. Мониторинг индивидуального развития детей (технологические карты)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №78» города Магнитогорска
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического
совета
Протокол от «__» _________ 20__ г. № __
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий _________ /И.Н.Ревнивцева/
Приказом от «__» __________ 20__ г. № __
по Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №78» города Магнитогорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУППЫ
Группа«_________________» для детей _____ лет
На 2016-2017 учебный год
Разработчики:
воспитатель _________________________
воспитатель _________________________
Аннотация
Задачи образовательной деятельности с детьми
Образовательная область
Задачи по ФГОС ДО
Задачи возраста
Социально-коммуникативное развитие
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Циклограмма образовательной деятельности возрастной группы
2.3.
ЧАСТЬ
СУТОК
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВТОРНИК
СРЕДА
ЧЕТВЕРГ
ПЯТНИЦА
1-я
половина
дня
СОВМЕСТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ РЕЖИМНЫХМОМЕНТАХ (утро)
В течение недели: - утренняя гимнастика с элементами дыхательной, релаксационной гимнастик, игрового массажа;
(ежедневно) - дежурство, наблюдения в уголке природы; дежурство по столовой и занятиям;
- коррекционная работа: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, индивидуальная работа по заданию логопеда, дефектолога;
- психогимнастика (цель: создать позитивный эмоциональный настрой);
- релаксационные упражнения (после активной двигательной деятельности);
- коммуникативные игры, беседы, стимулирующие рефлексию: этикет, культура поведения, отношение к окружающему миру и к себе,
безопасность и др.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕТЕЙ (утро)
В течение недели: -создание условий для самообслуживания; игр малой подвижности, режиссёрских, театрализованных, строительных, конструктивных игр;
занятий по интересам в центрах (природы, книги, художественного творчества и др.).
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (утро)
ПРОГУЛКА (утро)
В течение недели на прогулке: -индивидуальная работа;
(ежедневно) - создание условий для самостоятельной деятельности детей: игр с песком (листьями, снегом и др.); сюжетно-ролевых,
театрализованных, подвижных, спортивных игр и упражнений, использования имеющегося оборудования на участке.
После возвращения с прогулки: - гигиенические процедуры (совершенствование навыков умывания);
(ежедневно) - ведение календаря природы;
- дежурство по столовой, раздевалке;
- ситуативные разговоры о правилах приёма пищи, культуре поведения за столом и др.;
- самостоятельная деятельность детей в центрах активности;
- чтение художественной литературы перед сном;
2-я
половина
дня
В течение недели после сна: -комплексные закаливающие процедуры в сочетании с физическими, дыхательными упражнениями; гигиенические процедуры;
(ежедневно) - дежурство по столовой;
- дидактические игры, этюды, формирующие КГН и навыки самообслуживания;
-индивидуальная работа (в т.ч. инд. артикуляционные и пальчиковые упражнения);
- чтение художественной литературы.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (вечер)
СОВМЕСТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ РЕЖИМНЫХМОМЕНТАХ (вечер)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕТЕЙ (вечер)
ПРОГУЛКА (вечер)
В течение недели на прогулке: -индивидуальная работа;
(ежедневно) - создание условий длясамостоятельной деятельности детей с выносным материалом: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных
игр и упражнений,использования имеющегося оборудования на участке; игр с песком (листьями, снегом и др.).
3. Комплексно-тематический план образовательной деятельности возрастной группы или Календарь тематических недель возрастной группы и (или) Перспективный план по реализации образовательных областей
Комплексно-тематический план образовательной деятельности на учебный год – ( старшая группа)
Месяц, недели
Тема недели
СЕНТЯБРЬ
01.09 - 02.09.2016
05.09 - 09.09.2016
«День знаний»
Здравствуй, детский сад»
12.09 - 17.09.2016
«Моя страна», «Профессии»
19.09 - 23.09.2016
«Краски осени»
26.09 -30.09.2016
«Урожай»
ОКТЯБРЬ
03.10 - 07.10.2016
«Животный мир»
10.10 -14.10.2016
«Я-человек», «Профессии»
17.10 -21.10.2016
«Народная культура и традиции»
24.10 -28.10.2016
«Наш быт»
НОЯБРЬ
31.10 - 04.11.2016
«Транспорт», «Профессии»
07.11 - 11.11.2016
«День народного единства»
14.11 - 18.11.2016
«Здоровей-ка»
21.11 - 25.11.2016
«День матери»
28.11 - 02.12.2016
«Кто как готовится к зиме»
ДЕКАБРЬ
05.12 - 09.12.2016
«Здравствуй, зимушка-зима!»
12.12 - 16.12.2016
«Город мастеров», «Профессии»
19.12 - 23.12.2016
«Новогодний калейдоскоп»
26.12 - 30.12.2016
«Новогодний калейдоскоп»
ЯНВАРЬ
09.01 - 13.01.2017
«В гостях у сказки»
16.01 - 20.01.2017
«В гостях у сказки»
23.01 - 27.01.2017
«Этикет»
30.01 - 03.02.2017
«Моя семья», «Профессии»
ФЕВРАЛЬ
06.02-10.02.2017
«Азбука безопасности» - ПДД
13.02 -17.02.2017
«Азбука безопасности»
20.02 - 24.02.2017
«Защитники отечества», «Профессии»
МАРТ
27.02-03.03.2017
«Маленькие исследователи»
06.03 - 10.03.2017
«Женский день», «Профессии»
13.03 - 17.03.2017
«Миром правит доброта»
20.03 - 24.03.2017
«Быть здоровыми хотим»
27.03 - 31.03.2017
«Быть здоровыми хотим»
АПРЕЛЬ
03.04 - 07.04.2017
«Весна шагает по планете»
10.04 -14.04.2017
«Встречаем птиц»
17.04 - 21.04.2017
«Волшебница Вода»
24.04 - 28.04.2017
«Космос», «Профессии»
МАЙ
01.05 - 05.05.2017
«Праздник Весны и труда»
08.05 - 12.05.2017
«День Победы», «Профессии»
15.05 - 19.05.2017
«Мир Природы»
22.05 - 26.05.2017
29.05 - 31.05.2017
«Вот мы какие стали большие»
4. Календарь тематических недель (сентябрь, старшая группа)
Месяц
Неделя
Название темы
Содержание работы в старшей группе
Сентябрь
1-ая неделя
Мониторинг. Детский сад
Название и назначение основных помещений детского сада (групповая комната, музыкальный/физкультурный зал и т.п.). Названия профессий работников детского сада. Правила поведения в детском саду, группе. Развитие зрительной памяти и пространственной ориентировки
2-ая неделя
Мониторинг. Игрушки
Формирование обобщающего понятия. Знакомство с названием распространённых игрушек, с особенностями внешнего вида (цвет, форма, части). Уточнение названия и особенностей материалов для изготовления игрушек (мех, резина, пластмасса, дерево). Обозначение и организация игровых действий. Овладение правилами обращения с игрушками
3-я неделя
Ранняя осень. Овощи. Огород
Ранняя осень
Смена времен года, их взаимосвязь (осень после лета, после осени зима).
Период – ранняя осень, начало осени. Приметы ранней осени (в погоде незначительное похолодание, дожди, прохладный ветер; в неживой природе уменьшение количества насекомых, сбор птиц в стаи, труд людей в саду и огороде, заготовка овощей и фруктов, изменение в одежде).
Овощи. Огород
Формирование обобщающих понятий (овощи, огород, урожай, плоды, корнеплод, грядка).
Название распространённых плодов-овощей (помидор, огурец, лук, картофель, морковь, капуста).
Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина, твёрдость-мягкость.
Вкусовые особенности и варианты употребления в пищу
4-ая неделя
Ранняя осень. Фрукты. Сад
Ранняя осень
Смена времен года, их взаимосвязь (осень после лета, после осени зима).
Период – ранняя осень, начало осени. Приметы ранней осени (в погоде незначительное похолодание, дожди, прохладный ветер; в неживой природе уменьшение количества насекомых, сбор птиц в стаи, труд людей в саду и огороде, заготовка овощей и фруктов, изменение в одежде).
Фрукты. Сад
Формирование обобщающих понятий (фрукты, сад, плоды, плодовое (фруктовое) дерево).
Название распространённых плодов-фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан).
Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина, твёрдость-мягкость.
Вкусовые особенности и варианты употребления в пищу
И так далее до конца года. Всего 36 тематических недель. Тематика недель и их очередность могут различаться в каждом детском саду.
ВАРИАНТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – Календарь тематических недель (март, старшая группа, МДОУ № 139)
Месяц
Порядковый № недели месяца / название лексической темы
Содержание работы
МАРТ
24. Ранняя весна. День 8 марта
Место весны среди других времён года (после зимы, перед летом).
Признаки ранней весны: в погоде: потепление, капель, сосульки, проталины, изменение активности солнца (пригревает); в неживой природе: изменение свойств снега (темнеет, становится рыхлым, грязным, сырым); в живой природе: небольшое оживление среди птиц, прилёт грачей; изменения в одежде людей.
Первый весенний праздник, его традиции (приготовление подарков, разучивание песен, стихов), поздравление всех женщин
25. Мой дом. Моя семья
Понятие «семья» (люди-родственники, общая фамилия, живут в одной квартире, заботятся друг о друге).
Родственные отношения людей в семье.
Ролевые отношения членов семьи и их основные обязанности (связь с возрастом и полом).
Забота о близких, семейные праздники.
Обязанности детей в семье
26. Весна. Перелётные птицы
Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты)
О птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов).
Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда)
27. Мебель. Материалы. Профессии. Квартира
Обобщающее понятие «мебель».
Название распространённых предметов мебели, их назначение.
Материал для изготовления мебели, место изготовления и продажи.
Части мебели и её детали (ножка, подлокотник, сиденье, ручка и т.д.).
Различение мебели от частей комнаты (дверь, окно)
Перспективный план по реализации образовательных областей (подготовительная к школе группа, лексическая тема «Перелётные птицы», март, МДОУ № 139) – ПО НЕОБХОДИМОСТИ
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Раздел ОО
Задачи
Формы и методы работы
Первичные представления об объектах окружающего мира
Расширение представлений о перелётных птицах. Развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать полученные данные, самостоятельно делать выводы. Упражнять в плоскостном моделировании.
Целевая прогулка в парк, наблюдение за птицами.
Описание птицы по схеме.
Речевая игра «Я шпион» (шпионю за птицей…), «Я задумал…»
Рассматривание иллюстрации "Птицы".
Природоохранительная акция "Берегите птиц".
Эксперименты с птичьим пером.
Конструирование из геометрического конструктора «Волшебное яйцо, «Пифагор» силуэтов птиц
Сенсорное развитие
Углублять представления об основных цветах и их оттенках.
Познакомить с хроматическими цветами (голубой, синий, фиолетовый).
Развивать мелкую моторики рук.
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер
Д/и «Одинаковые или разные птицы».
Д/и «Построй птиц по порядку».
Д/и «Какого цвета что бывает», «Подбери по цвету», «Назови цвет».
Д/и «Рисуем синюю сказку».
Продуктивная деятельность «гжельская роспись».
Рисование птиц по клеткам.
Определи предмет на ощупь (яйцо, перо, деревянная птичка, мягкая игрушка птичка, резиновая уточка).
По контуру птицы выложить пластилиновый жгут или шерстяную нить.
Составь птицу из частей и назови эти части.
Д/и «Волшебный круг» - выложить птицу.
Обвести трафарет птицы и заштриховать его в разных направлениях.
Кто спрятался в комочке? Разглаживание скомканных в шарик листов бумаги с силуэтами перелётных птиц
Проектная деятельность
Формирование проектной деятельности нормативного типа. Нормативная проектная деятельность - это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе
Моделирование правил поведения в группе, моделирование правил поведения в природе
Дидактические игры
Закреплять умения детей организовывать игры разного типа, выполнять роль ведущего.
Совершенствовать умения честно выполнять все правила игры, проявлять самоконтроль, самостоятельность в решении поставленной задачи.
Закреплять представления, сформированные в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Развить глазомер, память, внимание, мышление, восприятие
Д/и: - «Разложи правильно», «Рассели птиц» (по местам обитания)
- «Находки дизайнера» (моделирование птиц)
- «Опиши птицу», «Кто, чем питается?», «Чей домик?», «Цепочки» (стадии развития птиц), «Парочки» (подбор мужских и женских особей).
- «Узнай птицу по описанию»
- «Улетает – не улетает»
- «Четвертый лишний»
- «Один – много»
- «Счет птиц»
- «Подбери признак»: ворона (какая?) -…, аист (какой?)-…
- «Найди различия»
- «Чего не бывает?»
- «Зоологический магазин»
- «Узнай по части»
- «Разрезные картинки»
Приобщение к социокультурным ценностям
Городской наземный, пассажирский транспорт
Закреплять представления детей о видах общественного транспорта.
Расширять представления о том, какой транспорт бывает: пассажирский, легковой, грузовой, специального назначения.
Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Развивать умения ориентироваться в окружающем пространстве, наблюдение за движением машин и работой водителя.
Совершенствовать представления о различных видах транспорта и его значении в жизни человека.
Дать представление о профессии водителя
Целевые прогулки по улицам города.
Беседы: «На чём люди ездят», «Машины на нашей улице», «Как вести себя в транспорте».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение Б. Житков «Как в Москве на улице», Б. Заходер «Шофёр», С. Михалков «Моя улица», Н. Носов «Милиционер», Я. Пишумов «Дорожная азбука», А. Усачев «Дорожная песенка».
Д/и «угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет?», «Водители».
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
Продуктивная деятельность «Разные машины едут по улице»
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счёт
Формировать навыки счету до 6, до 7, до 8, до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности предметов, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6 (6 и 6, 6 и 7, 7 и 7 и т.д.).
Познакомить с составом числа 6, 7, 8, 9.
Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 7, 8, 9.
Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величина, форма, расположение, направление счёта (слева направо, справа налево)
д/и «Сколько на ветке птиц», «Сколько в озере плавает лебедей».
д/и «Разложи птиц по величине»
д/и «Что изменилось» (ряд из 5-6 картинок перелетных птиц).
д/и «Сравни» (где больше, меньше и на сколько птиц)
Математическая игра «Выложи по образцу» (из геометрического конструктора)
Величина
Закреплять умения сравнивать величину на глаз и умение обосновывать свой ответ.
Систематизировать предметы, расположенных в возрастающем (убывающем) порядке по величине (до 5 шт.), проговаривать полученные варианты. («Розовая лента - самая широкая, фиолетовая - немного уже, красная - еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.).
Познакомить с понятием «мерка»
д/и «Построй гнёзда / скворечники по высоте» (от самого высоко до самого низкого).
д/и «Сравни ленты» - по ширине, длине
Форма
Закреплять знания геометрических фигур.
Развить геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы (книги, картина, одеяла, крышки столов - прямоугольные, поднос и блюдо - овальные, тарелки - круглые)
д/и ««Найди соответствие», «Найди предметы нужной формы».
Ситуативный разговор «Какой формы предметы, которые нас окружают».
Геометрическое домино
Ориентировка в пространстве
Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу) и двигаться на определённое количество клеток в заданном направлении.
Закреплять в пассивном словаре наречий, выражающих пространственные отношения (вверху, внизу, слева, справа, около, рядом)
Математическая игра «Постройся по определённому порядку»
д/и «Рисование птиц по клеткам»
Ориентировка во времени
Закреплять различение и название частей суток, времён года, дней недели, названий весенних месяцев.
Закреплять умения на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра
Математическая игра «Живая неделька»
Математическая игра «Части суток», «Режим дня»
Ознакомление с миром природы
Растительный мир
Обратить внимание на разнообразие окраски листвы, наблюдение за листопадом, закрепление признаков осени.
Формировать представления о различиях и сходстве лиственных и хвойных деревьев.
Познакомить детей с двукрылыми семенами липы и клена (на основе сформированных осенью гербариев деревьев и растений территории детского сада)
Рассматривание листьев, плодов деревьев.
Рассматривание картин, иллюстраций.
Беседа «Золотая осень»
Чтение: Л. Алейникова«Листопад», Е. Груданов «Как прекрасен листопад», Н. Капустнюк «Листопад», Л. Каплун«Осень – листо-листопад», А. Тесленко«Листопад», С. Островский«Над моею головою листопад шуршит листвою», О. Бейгул «Листопад», С. Белов «Листопад», В. Голяховский «Шурш, Шуршиха и Шуршонок», И. Бунин «Листопад».
Продуктивная деятельность «Лес, точно терем расписной…»
Животный мир
Систематизировать и обобщить представления о весенних явлениях в живой природе.
Расширять представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, повадки, голоса, поведение перед отлетом).
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, живым существам
Чтение рассказа В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт», В. Мусатов «Скворечня».
Рассматривание презентации о перелётных птицах
Игра-соревнование «Кто больше назовёт перелётных птиц».
Развивающая игра «Справочное бюро» (интересные факты из жизни птиц).
Отгадывание загадок о птицах.
Развивающая игра «Хорошо – плохо» (перелёт птиц).
Д/и «Какие птицы здесь живут?» (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника).
Наблюдение «Как птицы относятся к друг другу»
Слушание голосов перелётных птиц.
Продуктивная деятельность панно «Перелётные птицы России» (бросовый материал, ножницы, клей, пуговицы, ткань).
Ведение дневника отлета и прилёта птиц.
Ведение календаря природы.
Рассматривание иллюстраций и осенних картин художников
4.Взаимодействие с семьями воспитанников (направления, формы и конкретные мероприятия)
Циклограмма!!!
1. Консультирование (консультации, родительские собрания, беседы и пр.)
3. Вовлечение семей в образовательный процесс посредством интерактивных форм (конкурсы, акции, проекты, круглые столы, семейные клубы, практикумы и пр.)