Возможности управления демографическим процессом
Т.Мальтус считал, что регулирование численности народонаселения возможно лишь за счет болезней и войн. Более того, он писал о необходимости ухудшать условия жизни для бедных слоев населения, для которых большие семьи были правилом. Именно эти рекомендации снискали Мальтусу печальную славу человеконенавистника. Современные подходы к управлению ростом народонаселения более гуманны, хотя и среди них есть силовые и достаточно радикальные, и более умеренные и цивилизованные. Совершенно очевидно, что только цивилизованные методы могут быть приняты при разработке стратегии управления демографическим процессом. «Опыт» Индии. Наиболее жестким «медицинским» методом пыталась поставить под контроль рост народонаселения Индии Индира Ганди, которая в 1976 г. приступила к реализации своей программы контроля рождаемости. Насильственной стерилизации подлежали все мужчины, у которых есть уже трое (штат Махарашатра) или даже двое детей (штаты Пенджаб и Хараяна). Аналогично насильственно прерывалась беременность у женщин с тремя или двумя детьми. Только за апрель 1976 – январь 1977 гг. процедуре стерилизации подверглись 8 млн. человек. Для выполнения этой программы была разработана система поощрений не только для тех, кто дал согласие на стерилизацию или аборт, но и для информаторов. Власти премировались за выполнение квоты на стерилизацию. Итог этой дикой акции был плачевным: Индира Ганди провалилась на выборах, а население Северной Индии просто взбунтовалось. Правительство ушло в отставку в 1977 г., а когда в 1980 г. Индира Ганди вновь вернулась к руководству страной, то она уже отказалась от столь жесткой демографической политики. Тем не менее, опыт стерилизации был продолжен. В 80-е гг. добровольно подверглись стерилизации еще 5 млн. человек. Однако это не остановило высоких темпов прироста народонаселения.
Опыт Китая. С 60-х гг. началась программа планирования семьи в Китае. В 70-80-е гг. был принят ряд мер для поощрения поздних браков, ограничения числа детей в семье с реализацией принципа «каждая семья должна иметь только одного ребенка». Эта политика подкреплялась экономическими стимулами. Семьи, давшие согласие иметь только одного ребенка, получали субсидии, которые выдавались до достижения ребенком определенного возраста. Единственный ребенок вне очереди принимался в детский сад и школу, льготы распространялись на возможность получения образования, работы, квартиры, лечение в государственных медицинских учреждениях и т.д. В то же время за рождение «неразрешенного» ребенка были установлены экономические санкции: дополнительный налог на родителей, который возрастал по мере появления новых «неразрешенных» детей, полная оплата расходов на образование и лечение и т.д. Наиболее активно этот принцип реализовывался в семьях государственных служащих и партийных работников, однодетная семья была правилом партийной этики и дисциплины. Эта программа, тем не менее, плохо работала в сельской местности, где родившийся ребенок быстро включался в трудовой процесс. При незначительных затратах на ребенка его появление было экономически обоснованным и рациональным для семьи с небольшим доходом. «Сельский фактор» действует во всех бедных странах, в которых «безопасная» старость связана с количеством детей, которые будут заботиться о родителях. В Индии считается, что «безопасная» старость возможна лишь при 5-6 детях. Китай достиг бесспорного успеха в регулировании роста народонаселения – за счет жестких экономических санкций удалось снизить СКР с 6 в 60-е гг. до 1,8 в 2000 г., хотя в настоящее время обсуждаются возможности либерализации демографической политики. Это совершенно необходимо, т.к. правительства ряда стран прекратили финансирование китайских программ по планированию семьи именно из-за жестокости «китайского варианта» (убийство новорожденных девочек было частым явлением в семьях, где до этого уже родилась девочка). В 1995 г. Китай принял т.н. «Карт-бланш по планированию семьи», в котором призвал семейные пары «свободно и с ответственностью выбирать количество детей и время их рождения».
«Цивилизованные» методы. В целом, регулирование роста народонаселения в демографически неблагополучных странах является крайне сложной задачей, так как силовые методы оказываются малоэффективными. Улучшает демографическую ситуацию лишь общее повышение уровня жизни и образования населения. Это объясняет успехи демографической политики в ряде стран Латинской Америки. Л.Браун (Brown, 2001) считает, что на демографическую ситуацию в этих странах влияли СМИ, особенно телевидение. «Мыльные оперы» (сериалы) сыграли в этом процессе не последнюю роль, т.к. простые женщины видели в красивой жизни героинь сериалов с малым числом детей пример для подражания. Большую роль в регулировании роста народонаселения играет степень доступности контрацептивов. Есть мнение, что именно в эту сферу должна быть направлена экологическая помощь богатых стран бедным. Как правило, контрацептивы эффективно действуют при повышении уровня жизни и образования женщин. Тем не менее, в некоторых странах этот фактор сработал на фоне сохраняющейся бедности населения. Пример тому – Бангладеш, где СКР снизился с 7 до 3,3, хотя в определении демографической ситуации сохраняется роль высокой детской смертности и невысокой продолжительности жизни из-за болезней. Фактором, снижающим скорость роста народонаселения, является урбанизация (см. 7.1), т.к. городские семьи всегда меньше, чем сельские. По этой причине города были названы «черными демографическими дырами». Большой вклад в разработку реалистической системы управления ростом народонаселения внесла Третья Международная конференция по народонаселению и развитию, которая была организована ООН в 1994 г. в Каире. По словам К.Флейвина (1998), в Каире был установлен «мост над пропастью» и подчеркнуто, что замедление роста народонаселения в бедных странах возможно только путем решения социальных вопросов. Каирский план призвал расширять права женщин, сокращать бедность и гарантировать доступ к образованию, медицинскому обеспечению и экономической деятельности.
Все сказанное не распространяется на развитые страны, где имеет место «нулевой» прирост населения или, наоборот, оно уменьшается, как в России. В этом случае система мер по управлению демографическим процессом имеет обратную направленность: разрабатываются экономические и социальные меры, способствующие повышению рождаемости (льготы и пособия для многодетных матерей, создание благоприятного социального климата для семей, имеющих детей и т.д.). Примером такого «позитивного» управления является Республика Башкортостан. Однако, несмотря на все принимаемые меры, переломить ситуацию и обеспечить рост народонаселения пока не удалось. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация, порождающая неуверенность молодежи в завтрашнем дне, ведет к тому, что молодые семьи не спешат заводить детей. Свою отрицательную лепту вносит и телевидение, пропагандирующее секс как развлечение. Роль религии. Фактором, препятствующим разумной демографической политике, является религия, так как все религии считают акт рождения нового человека священным и не подлежащим внешним вмешательствам. Экологические требования рано или поздно должны будут вызвать реформу религии с изменением взгляда на меры снижения деторождаемости. Это уже показывает опыт Ирана. В 1979 г. Аятолла Хомейни, воинствующий исламист и лидер страны, провозгласил основой демографической политики лозунг «Дети, много детей». Тем не менее, современный Иран активно занимается вопросом снижения прироста населения и проблемой распространения контрацептивов. Контрольные вопросы 1. В чем заключается суть «индийского варианта» регулирования роста народонаселения и почему он оказался не эффективным? 2. Как регулируется рост народонаселения в Китае? 3. Что такое демографический переход? 4. Что вы знаете о «цивилизованном варианте» регулирования роста народонаселения? 5. Какова роль религии в решении проблемы регулирования роста народонаселения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|