Упр. для коррекции зрения.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Шатлык» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «ЦРР- д/с № 1 «Шатлык» _____________ И.У. Гамманова «_____»___________201__г. Рассмотрено и утверждено на педагогическом совете №_____ от «_____»___________20____г. «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ» ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Составил: Педагог-психолог I кв.категории Хамиева Л.Р. Г.Набережные Челны Содержание Пояснительная записка ………………………………………….2
Календарно-тематическое планирование……………………….5
Содержание занятий………………………………………….......11 Занятие 1…………………………………………………………..11 Занятие 2…………………………………………………………..12 Занятие 3…………………………………………………………..13 Занятие 4…………………………………………………………..15 Занятие 5…………………………………………………………..16 Занятие 6…………………………………………………………..17 Занятие 7…………………………………………………………..19 Занятие 8…………………………………………………………..20 Занятие 9…………………………………………………………..21 Занятие 10…………………………………………………………22 Занятие 11…………………………………………………………24 Занятие 12…………………………………………………………25 Занятие 13…………………………………………………………26 Занятие 14…………………………………………………………27 Занятие 15…………………………………………………………29 Занятие 16…………………………………………………………31 Занятие 17…………………………………………………………32 Занятие 18…………………………………………………………34 Занятие 19…………………………………………………………35 Занятие 20…………………………………………………………36
Занятие 21…………………………………………………………37 Занятие 22…………………………………………………………38 Занятие 23…………………………………………………………40 Занятие 24………………………………………………………….41 Занятие 25………………………………………………………….42 Занятие 26 (Заключительное)…………………………………….43
Список литературы………………………………………………..45
Приложения 1- 17 ………………………………………………46-89 Пояснительная записка Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) мотивация на учебу; 2) развитие произвольности; 3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; 4) развитие пространственных представлений; 5) умение фантазировать; 5) проявление самостоятельности. Программа «Ступеньки к школе» направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности. В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки в школьному обучению, при составлении программы, я опиралась на работы отечественных психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М.Битянова, Л.Ф. Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких. Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей; 2. произвольного внимания; 3. зрительной, слухоречевой памяти; 4. тонкой и грубой моторики; 5. активизации воображения; 6. способности логически мыслить; 7. пространственных представлений; 8. способности адекватно оценивать свою работу.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях») Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия. Для формирования положительного отношения к школе в программе используются следующие упражнения: «Хорошо или плохо?», «Слова на букву». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол - потолок», «Летает – не летает» и др. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи. Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Занятия рекомендуется проводить с группой детей (8-12 человек). Продолжительность занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1раз в неделю педагогом-психологом. Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы Занятие 1 Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Фрукты» (расширение словарного запаса) Оборудование: мяч. Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать слово, обозначающее какой-то фрукт и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям слова «фрукты» не будут названы.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши. Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
Мальчик-пальчик где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика) Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш. Описание: дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях. (Приложение 13)
5. Игра «Сесть - встать» (развитие внимания) Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) Оборудование: волшебные квадратики (Приложение 4)
Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево.Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. «Запоминай порядок» (развитие памяти) Оборудование: цветные карандаши. Описание: психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
8. Рефлексия Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего. Занятие 2 Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Фрукты» (развитие слуховой памяти) Оборудование: мяч. Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какой-нибудь фрукт и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала повторяет фрукт, который назвал психолог, затем называет свой фрукт и передает мяч следующему ребенку и т.д.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 1) Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши. Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
Мальчик-пальчик где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика) Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш. Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях. (Приложение 13)
5. Игра «Сесть - встать» (развитие внимания) Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) Оборудование: Волшебные квадратики (Приложение 4) Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево.Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики, развитие произвольного внимания) Оборудование: образец узора (Приложение 6), набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора (для каждого ребенка) Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги. Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.
8. Рефлексия Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего. Занятие 3
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Овощи» (расширение словарного запаса) Оборудование: мяч. Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать слово, обозначающее какой-то овощ и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям слова «овощи» не будут названы.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши. Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмем-жмем.
Описание: на первую строчку – поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз, на вторую строчку – поочередное поглаживание подушечек пальцев, на третью – потирать кулачок о кулачок, на четвертую – сжимать и разжимать кулачки.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика) Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш. Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях. (Приложение 13)
5. Игра «Сесть - встать» (развитие внимания) Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) (Приложение 4) Оборудование: Волшебные квадратики (Приложение 4) Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево.Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики) Оборудование: образец узора (Приложение 6), набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора (для каждого ребенка) Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги. Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.
8. Рефлексия Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего. Занятие 4 Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Овощи» (развитие слуховой памяти) Оборудование: мяч. Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какой-нибудь овощ и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала повторяет овощ, который назвал психолог, затем называет свой овощ и передает мяч следующему ребенку и т.д.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши. Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трем-трем, Мы капустку жмем-жмем.
Описание: на первую строчку – поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз, на вторую строчку – поочередное поглаживание подушечек пальцев, на третью – потирать кулачок о кулачок, на четвертую – сжимать и разжимать кулачки.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика) Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш. Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях. (Приложение 13)
5. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания) Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) Оборудование: Волшебные квадратики (Приложение 4) Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево.Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. Игра «Путаница» ( создание веселого настроения и сплочение группы) Описание: дети встают в круг, взявшись за руки. При помощи считалочки выбирается водящий. Водящий отворачивается, а дети запутываются, не расцепляя рук. Водящий должен распутать всех детей.
8. Рефлексия Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
Занятие 5 Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Дикие животные» (расширение словарного запаса) Оборудование: мяч. Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какое-то дикое животное и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям дикие животные не будут названы.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши. Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Сон» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит- Тише мыши не шумите, пальчики не разбудите.
Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с большого пальца.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13) Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш. Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях. (Приложение 13)
5. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания) Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) Оборудование: Волшебные квадратики (Приложение 4) Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево.Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики) Оборудование: образец узора (Приложение 6), набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора (для каждого ребенка) Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги. Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.
8 .Рефлексия Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего. Занятие 6 Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.
1. Игра – разминка «Дикие животные» (развитие слуховой памяти) Оборудование: мяч. Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какое-нибудь дикое животное и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала повторяет животное, который назвал психолог, затем сам называет то дикое животное, которой он знает и передает мяч следующему ребенку и т.д.
2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши. Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Сон» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит- Тише мыши не шумите, пальчики не разбудите. Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с большого пальца.
4. Работа в тетрадях (мелкая моторика) Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш. Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях. (Приложение 13)
5. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания) Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
6. «Волшебные квадратики» (развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета) Оборудование: Волшебные квадратики (Приложение 4) Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево.Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7.Выложи по образцу (развитие мелкой моторики) Оборудование: образец узора (Приложение 7), набор счетных палочек (для каждого ребенка) Описание: дети на столе выкладывают узор из счетных палочек.
8. Рефлексия Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего. Занятие 7 Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса. 1. Игра – разминка «Домашние животные» (расширение словарного запаса) Оборудование: мяч. Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какое-то домашнее животное и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям домашние животные не будут названы. 2. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши. Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и раскрашивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут. Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Замок» На двери весит замок (Сложить пальцы в замок) Кто его открыть бы смог? Постучали, (постучать рука об руку) Покрутили, (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы) Потянули (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы) И открыли! (резко расце<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|