Маркетинговые способы организации политического дискурса
Рекомендуемая литература Аронсон Э., Праткшс А. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. М., 2002. Власов А. И. Политические манипуляции: история и практика СМИ США. М., 1982. Войтасик Р. Психология политической пропаганды. М., 1981. Гарифулин Р. Энциклопедия блефа. Казань, 1995. Гриднева Н. Безоглядная агитация // Власть. 1999. № 3. Дубицкая В. П. Телевидение. Мифотехнологии в электронных СМИ. М., 1998. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000. Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). М., 1999. Скуленко М. И. История политической пропаганды. Киев, 1990. СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях // Под ред. И. В. Зорина. М., 2000. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М., 2000. Approaches to media discourse / Ed. by A. Bell and P. Garret. Blanchwell Publishers LTD. 1998. De-Westernizing Media Studies / J. Curran, Myuing-Jin Pare. L; N.Y. 2000.
Как уже отмечалось, маркетинговые способы организации политического дискурса направлены на отбор, форматирование и распространение информации в соответствии с интересами и запросами ее потребителя. Маркетинг ориентирован на сбыт продукции. К этим способам поддержания коммуникации относятся пиар, политическая реклама, информационный лоббизм, информационный терроризм и некоторые другие, более частные разновидности. Их политическое значение в современном мире растет столь стремительно, что некоторые ученые и политики уже сегодня называют наиболее распространенные из них — пиар и политическую рекламу — пятой властью. Все маркетинговые способы установления коммуникаций служат средствами поддержания политической борьбы, конкуренции за власть. Но при этом они носят диалогический характер и в конечном счете направлены на то, чтобы заставить различные социальные группы совершать определенные политические действия. Кроме того, на практике все они используют, по сути, однородные приемы и технологии. В частности, основа применяемых ими информационных методов и процедур — выявление характерных отличий политических товаров и придание им такой формы, чтобы данный продукт смог выдержать конкуренцию с другими. Но главное, что все маркетинговые коммуникации могут складываться и способствовать информационному сопровождению (продвижению) товара только в определенной части политического пространства, а именно в условиях политического рынка, создающего для них необходимую среду обитания.
Возникновение политического рынка явилось прямым порождением потребительского рынка в экономической сфере жизни общества. На его становление и развитие значительное влияние оказывали политическая игра, укрепление ее плюралистических и конкурентных начал и, как следствие, — расширение политических свобод граждан, рост творческих возможностей и самостоятельности игроков на сцене власти. Однако, несмотря на это никем не оспариваемое происхождение, политический рынок все же понимается неоднозначно. Большинство ученых считают его местом столкновения различных мнений, проявления индивидуальных позиций граждан через выбор приоритетов и голосование, которое выполняет функции цены на экономическом рынке. Правда, одни исследователи полагают, что таким образом избиратель просто обменивает свой голос на экономические и социальные блага (У. Андерсон); другие же делают акцент на соотношение и взаимное регулирование частных предпочтений граждан относительно тех или иных политических объектов. Они рассматривают политический рынок по преимуществу как механизм принятия публичных решений (Дж. Бьюкенен). Иные, в том числе и отечественные, теоретики рассматривают политический рынок как место, где люди решают свои проблемы путем ориентации на производство и потребление политических услуг, которые в свою очередь могут быть представлены в виде идей, кандидатов или иных объектов, удовлетворяющих реальные или мнимые потребности людей (Е. Морозова). Многие ученые настаивают на том, что рынок — это инструмент обеспечения открытости политики правительства, ее публичного характера.
Показательно, что отсутствие политического рынка в бывшем СССР не только создало такое абсурдное явление, как «социалистическая демократия» (исключившее плюрализм и конкуренцию из всех форм организации власти), но и, по сути, уничтожило саму публичную политику. Последнее словосочетание служило прикрытием для монополизации КПСС, трансформации политической сферы в область административного регулирования общественных отношений. Разрушительные для общества последствия уничтожения политического рынка выразились и в стагнации экономического развития, резком торможении социальных связей и межкультурного сотрудничества с другими странами. Думается, что вкупе все эти позиции отображают базовые характеристики политического рынка, акцентируя внимание на различных аспектах этого феномена. Главное, что он представляет собой
Наличие политического рынка — непременное условие демократии, но не панацея от всех трудностей и проблем демократического развития. Для развития политического рынка, как и демократии, нужны сильные управленческие структуры, позволяющие поддерживать прозрачность публичного дискурса, принятия решений, бороться с монопольными практиками. В условиях виртуального мира, гиперреальности, усиливающих позиции источника информации, а также позиции коммуникатора, способного фабриковать и конструировать исходные сообщения, рыночные механизмы действуют иначе, чем в экономике. Зачастую здесь не только и не столько предложение является ответом на спрос, но активно используются прямо противоположные способы, когда спрос стимулируется и создается предложением. Иными словами, конкуренция политических товаров возникает по преимуществу на основе информационных предложений коммуникатора, т.е. сознательного конструирования спроса граждан на те или иные политические товары и услуги. Например, рядовым гражданам, заинтересованным не в участии в голосовании, а, скажем, в поездке в это время на свои дачные участки, предлагаются некие скандальные (нередко сфабрикованные) сообщения, которые привлекают внимание к борьбе лидеров или партий, побуждая людей прийти на избирательные участки.
Будучи ареной конкуренции различных сил, политический рынок представляет собой, как правило, весьма неоднородное пространство, в котором взаимодействуют группы с различными интересами, взглядами, ресурсами, склонностями к коммуникации. Разнородность рынка обычно принимают в расчет при проведении специальных акций и кампаний, и прежде всего при выборах. В частности, определяя перспективы восприятия информации населением, политические технологи выделяют так называемые целевые аудитории — группы людей, имеющих общие характеристики: место проживания, способ реагирования на информационные предложения и др. В идеологическом отношении сегментация политического рынка осуществляется по осям «левые — правые» и «либералы — консерваторы (государственники)», в территориальном плане, «город — село», а в демографическом — «молодежь — люди среднего поколения — пенсионеры». Эта сегментация политического рынка, т.е. его деление на различные участки в соответствии с интересами различных групп потребителей информации, необходима для организации специализированной деятельности продавца политического товара, для побуждения коммуникатора соответствующим образом обрабатывать и форматировать предлагаемую людям информацию.
Выбранные информационные стратегии поведения на политическом рынке могут в разной степени учитывать предпочтения, характер имеющихся у целевых групп ресурсов и т.д. Как правило, рыночные стратегии формируются либо не принимая во внимание отличительные черты аудитории (когда, к примеру, характер исходной информации таков, что ее потребление не зависит от групповых очертаний социальной аудитории), либо с учетом дифференциации всех основных групп, либо путем концентрации усилий на какой-то одной группе. В силу сложного конкурентного характера политического рынка информационные связи и коммуникации складываются в рамках взаимоотношений «заказчика», «эксперта (консультанта)», «исполнителя» и «потребителя». Так, заказчик, как правило, не фигурирует на информационном пространстве, он только определяет, какой товар должен быть выдвинут на рынок, с какой целью, для решения какой задачи. Эксперт выбирает наиболее оптимальные способы налаживания такой целевой коммуникации, необходимые для этого средства и методы, выделяет стратегические и тактические приоритеты действий. Исполнитель «заземляет» этот план, пытаясь осуществить поставленные задачи исходя из имеющихся в его распоряжении ресурсов. В свою очередь потребитель усваивает тот объем информации и в том виде, в каком он это может сделать в настоящее время. В итоге и складывается некий информационно-коммуникационный процесс, который может отвечать или не отвечать целям коммуникатора. Но в любом случае именно эти информационно-коммуникационные процессы служат реальным показателем наличия политического рынка. § 2. Политический имиджмейкинг Политический имидж Основной коммуникационной еди- ницей, обеспечивающей контакты между агентами на политическом рынке, является политический имидж. Обычно имиджем называют целенаправленно создаваемый образ политического товара, который направлен на его позициони-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|