Типологические особенности государственной информационной политики
Универсальные критерии Эффективность государственной и показатели эффективности информационной политики может ям. Однако, безусловно, важнейший из них — постоянное присутствие в информационном пространстве главы государства и высокая степень персональной ответственности за деятельность своих пиар-служб, оповещающих население о целях и действиях властей. Показательно, к примеру, что во время иракского кризиса 2003 г., когда значительная часть общественности Англии была против того, чтобы страна участвовала в боевых действиях на территории этого зарубежного государства, ангийский премьер-министр Т. Блэр, ратовавший за такое участие, предпринял беспрецедентные информационные усилия по разъяснению точки зрения правительства. Он постоянно во всех выступлениях приводил аргументы в пользу подобного решения, по сути, поставив свою политическую карьеру в зависимость от успеха этой военной акции. Эту линию поведения он сохранял на всем протяжении конфликта, что помогло властям существенно снизить оппозицию своим планам. И хотя многие граждане и даже политические деятели остались при своей точке зрения, практически все они высоко оценили стиль поведения своего лидера. Постоянное информационное присутствие лидера на политической арене способствует повышению прочности контактов вла-1 сти с населением, более систематическому освещению деятельно-I сти государственных структур в СМИ, сохранению их внимания к i обращениям властей. Кроме того, это позволяет органам власти и управления опережать события и направлять их развитие в нужное русло, а равно и лучше отслеживать движение собственной информации.
Существенным показателем эффективности государственной информационной политики служит и наличие в стране централизованных, но одновременно гибких структур по управлению массовыми информационными потоками. Об успешности действий государства в информационном пространстве свидетельствует и четкое разграничение сферы и характера деятельности государственных и негосударственных СМИ. Такое разделение служит залогом справедливого распределения государственных дотаций СМИ, демонополизации рынка СМИ, решения других аналогичных задач. При этом главным условием разграничения их деятельности должен быть нейтральный характер деятельности государственных СМИ, отсутствие у них каких-либо приоритетов и предпочтений при освещении событий. Во многих странах вообще нет ни государственных каналов, ни газет. Но там, где они присутствуют, за ними, как правило, закрепляется совершенно определенный участок рынка, а именно публикация законов, указов и других нормативных документов. Столь же однозначные требования предъявляются и к количественным показателям деятельности государственных СМИ. В частности, один орган верховной власти может выступать учредителем лишь одного издания. Показатели информационной В современном российском обще сталкивалось с большими трудностями. В начале 1990-х годов это понятие было практически исключено из политического лексикона. Несколькими годами позже его содержание связывалось исключительно с отношениями государства со СМИ или информационным сопровождением техногенных катастроф и военных конфликтов. И только в конце последнего десятилетия государственная информационная политика стала рассматриваться более комплексно, как деятельность государства по налаживанию информационных отношений с партиями и другими политическими корпорациями, введению правовых норм, подготовке соответствующего корпуса профессиональных кадров и другим аналогичным вопросам. Государство приступило к последовательной разработке и совершенствованию законодательных актов, пыталось наладить новые контакты со СМИ в противовес лоббистским методам давления. Показателем качественно иного 222
отношения к информационной политике стало и появление в течение короткого времени у Президента Российской Федерации, ведущих политиков, отдельных министерств и ведомств собственных сайтов в Интернете, совершенствование технических каналов связи и повышение их совместимости. Новая программатика, обусловленная принятыми в стране доктринами, новыми политическими идеями лидеров, стала закладываться и в деятельность государственных СМИ (двух телеканалов — ОРТ и РТР, двух радиостанций — «Маяк» и «Юность», а также двух информагентств (ИТАР-ТАСС, РИА-Новости) и «Российской газеты»). Наметилась и противоположная тенденция в развитии отношений государства со СМИ. Так, в принятом в 2003 г. Государственной думой федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» сделана попытка вывести институт СМИ из политического процесса. Закон санкционирует любую деятельность, способствующую созданию каких-либо преимуществ в «восприятии» гражданами либо кандидатов, либо политических партий. СМИ могут быть обвинены в незаконной агитации, если чуть больше внимания уделят одному из кандидатов. О расплывчатости формулировок и о том, как выборочно можно их трактовать, свидетельствует тот факт, что по закону агитацией считается «распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением служебных обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату (?!), избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат... иные действия, имеющие целью побудить (?!) избирателей голосовать за кандидатов...» Усматривая в обычной для политики практике комментирования и анализа предвыборных текстов, ситуаций, отношений между партиями покушение на общественную стабильность, инициаторы такого рода решений попытались предельно заморозить избирательную кампанию, выхолостить саму суть электорального процесса. Не случайно в развитие этих идей на федеральных телеканалах появились — впервые в мире! — дебаты кандидатов в записи, а также были предприняты другие шаги на пути деполитизации избирательной кампании.
Оживление активности государства в этой сфере стало подтверждением понимания им основных причин неэффективности своей информационной политики. Главными из них были и остаются несовершенство кадровых и административных государственных структур, слабое взаимодействие власти с общественными структурами, технико-экономическая отсталость и даже слабая развитость информационной индустрии как сегмента экономической жизни общества. Несовершенно и правовое обеспечение информационной деятельности государства. Весьма красноречивы показатели плачевного технического состояния информационной инфраструктуры российского общества. На 1000 жителей на Западе в среднем приходится приблизительно 350-400 компьютеров, причем компьютеров персональных, предназначенных для личного пользования. У нас же аналогичные средние цифры не превышают 25-27. Кроме того, подавляющее большинство из них — офисные машины, которыми люди пользуются на работе, в отделениях связи и т.д. Другой пример. Оснащенность телефонной связью в стране в 2,5 раза ниже среднеевропейских норм, причем в стране есть территории, полностью лишенные возможностей телефонной связи. При этом только 12% телефонных станций могут передавать информацию в цифровой форме. Показательно и то, что при помощи спутников (7 из 10 уже выработали свой ресурс и подлежат замене) в стране поддерживается только 6% связи. В настоящее время государственная информационная политика развивается по двум основным направлениям. Первое связано с качественным изменением места и роли СМИ в российском обществе. Главная линия здесь — дальнейшая приватизация СМИ, коммерциализация их деятельности, отмена льгот и активное привлечение западного капитала для реформ в информационной сфере. Эти задачи предполагают выравнивание условий для деятельности отечественных и западных СМИ на российском медиарынке (и обеспечение помощи зарубежным СМИ), подготовку профессиональных кадров для работы на информационном рынке, введение этических кодексов политической журналистики и т.д. Продолжится продвижение при помощи государства отечественных информационных корпораций на международный рынок, что должно заметно помочь информационному обеспечению нашей внешней политики и облагораживанию имиджа Российского государства.
Существенные задачи стоят и в области законодательно-правового обеспечения государственной информационной политики. В частности, будет проводиться работа по обновлению законодательства и приведению структуры информационных законов в соответствие со структурой законодательства Российской Федерации. Например, основополагающий для регулирования информационных процессов закон о СМИ 1991 г. принимался в то время, когда не было ни рекламы (приносящей сегодня более 1 млрд долла- ров доходов), ни политического рынка, ни рынка индустрии СМИ. Так что такая деятельность поможет определить права и ответственность каждой ветви и института власти за распространение информации, границы государственной собственности на информационные ресурсы и системы, порядок доступа граждан к информационным ресурсам государства, а также урегулировать документооборот и повысить эффективность борьбы с монопольными практиками в информационной сфере. Государство планирует всемерно развивать и СМИ, способствуя развитию круглосуточных телеканалов, интерактивного телевидения и компьютерных медиа, поощрению конкуренции коммерческих и государственных СМИ, призванных распространять целевые сообщения на бесплатной основе. Одновременно государство заявляет и о стремлении противодействовать различным формам манипулирования общественным мнением. В настоящее время правовые основы государственной информационной политики содержатся в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе, Законе о печати, Законе о государственной поддержке СМИ, Законе об информации, информатизации и защите информации, Законе о связи и Законе о почтовой связи. Однако эти акты создают лишь минимальную основу для урегулирования современных отношений в информационном пространстве. Борьба за совершенствование правовой базы информационной деятельности имеет весьма неоднозначную политическую историю. Например, Государственной думой второго созыва под нажимом находившихся в большинстве коммунистов были приняты решения, предполагавшие законодательно обязать негосударственные СМИ без ограничений публиковать материалы и выступления депутатов в Думе, ввести ограничения на деятельность непарламентских журналистов, законодательно расширить возможности судебного преследования журналистов и СМИ, создать собственный телеканал и т.д. После событий 2002 г., связанных с захватом заложников в театральном центре на Дубровке (Москва), резко активизировались попытки силовых структур поставить под контроль деятельность СМИ в критические периоды, чреватые введением политической цензуры.
Проект «Электронная Россия» Качественным показателем изменения отношения государства к проблемам информационной сферы явилось принятие в 2002 г. целевой федеральной программы «Электронная Россия». Этот разрабатывавшийся почти 5 лет документ содержит программу деятельности государства по либерализации экономики и ускорению экономи- 15-4386 ческого роста, устранению бюрократических барьеров на пути развития информационной инфраструктуры. Она рассчитана на 9 лет, а сумма предполагаемых вложений — 2,4 млрд долларов. По прошествии указанного срока страна должна выйти на уровень, сопоставимый (по этим параметрам) с развитием западных стран, и по существу превратиться в державу, для которой производство информационных технологий станет определяющим фактором развития. В частности, планируется, что к 2007 г. доля продукции индустрии информационных технологий в российском ВВП возрастет с нынешних 0,5 до 2%, а объем экспорта соответствующих технологий увеличится в 15—20 раз. Задача построения такой информационной экономики, ориентированной на потребление и экспорт соответствующих продуктов и услуг, нацелена на органичную интеграцию страны в мировую глобальную экономику, сохранение у нее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Это предполагает упрощение лицензирования соответствующих видов деятельности, оказание государственной поддержки экспорту информационных технологий, подготовку достаточного количества кадров специалистов и пр. Грядут и серьезные преобразования в сфере социальной помощи, науки, культуры. Так, в области образования ставится задача к 2005 г. подключить к Интернету все вузы и 60% школ, увеличить госзаказ на дистанционное обучение, до 20— 30% увеличить долю открытых форм обучения, а к 2010 г. достигнуть показателя — один компьютер на четырех учащихся. В соответствии с задачами трансформации экономики ставится цель обеспечить и интенсивное развитие гражданского общества, основанного на интенсификации общения граждан, повышении открытости государства для общения с населением. Планируются соответствующие изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей информационные технологии (защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам и т.д.). По замыслу разработчиков программы, повышение уровня открытости государства, внедрение элементов модели «электронного правительства» кардинально изменит отношения между государством и обществом, позволит снизить уровень злоупотреблений в отношении граждан со стороны различных органов власти. Вопросы для обсуждения 1. Какие формы активности государства существуют в информационно-политическом пространстве? В чем их отличия?
2. Какова структура информационной политики государства? 3. Каковы отличительные черты информационной политики Россий 4. Какое влияние на информационную политику государства оказыва 5. Что может помешать реализации целей, заложенных в программе Рекомендуемая литература Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации Российской Федерации. М., 1997. Анникова В. А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект. Кемерово, 2000. Актуальные проблемы Европы. СМИ и демократия в современном мире. М., 2002. Балытников А. Совершенствование государственного управления в сфере массовой информации // Право и жизнь. 1996. № 9. Василенко В. И., Василенко Л. А. Интернет в системе государственной службы. М., 1998. Гудков В. В. Государство и информационное общество // Труды МГЮА. М., 1999. №4. Законы и практика использования СМИ в одиннадцати демократиях мира: сравнительный анализ. М., 2000. Нисневич Ю. А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М., 1989. Нисневич Ю. А. Информация и власть. М., 2000. Эриксен Т. X. Тирания момента: время в эпоху информации / Пер. с норв. М., 2003. Moore N. Information policy and strategic development: a framework for the analysis of policy objectives. ASLIB Proceeding. 1993. Vol. 45. 11/12. Reinermann H. The Utilization of Information Technology in Germany Administration // International Review of Administrative Sciences. 1997. № 63. 15* Глава 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|