Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взят на сайте Ижевской епархии.




В.И. Будько

 

Погост Поля

 

СВЯЩЕННИК

НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ

И СЫН ЕГО

ЕПИСКОП

САРАПУЛЬСКИЙ

АЛЕКСИЙ КУЗНЕЦОВ


 

Данная книга представляет лишь некоторые

Материалы о строителе Св.-Никольского храма

В пог. Поля, – митрофорном протоиерее

О. Николае (Кузнецове).

Он и его сын, студент С.-Петербургской

Духовной Академии Николай Кузнецов,

Являлись авторами книги

«Воспоминания о Никольщине»,

Изданной в С.-Петербурге в 1898 г.

Она приведена здесь в современной обработке.

 

Очерк

«Епископ Сарапульский Алексий (Кузнецов)»

взят на сайте Ижевской епархии.

 

 


А.Н. Никандров.

Макет храма Свт. Николая Чудотворца,

существовавшего в пог. Никольщина в 1898 – 1939 гг.

Собрание Сланцевского ИКМ.


 

Священник погоста Поля

Николай Кононович Кузнецов

 

Некогда на сланцевской земле стоял замечательный храм во имя Св. Николы Угодника и Чудотворца, созданный инициативой священника пог. Поля о. Николая (Кузнецова) и трудами епархиального архитектора – Н.Н. Никонова.

Храм был освящен 9.05.1898 г. и существовал до начала строительства г. Сланцы, когда безбожные власти в 1937 г. арестовали последнего священника о. Евфимия (Ковалева)[1]. Это преступление аукнулось нам сегодня. – Город, в прошлом большой проект молодого государства, находится теперь в стадии стагнации. Больно видеть разрушенные предприятия и шахты, которые были известны в нашем отечестве далеко за пределами Ленинградской области.

 

Священник пог. Поля Николай Кононович Кузнецов родом был из с. Еська Бежицкого уезда тверской губернии. По резолюции митрополита Исидора, очевидно, ввиду больших заслуг перед Церковью, в 1887 г. он был принят в Духовное ведомство С.-Петербургской епархии, и практически сразу, через 2 недели Преосвященнейшим Сергием Епископом Ладожским был рукоположен во священника.

09.05.1889 – прихожанами Спасо-Преображенского прихода с. Верховины Новоладожского уезда, по месту первого служения батюшки, ему был преподнесен первый наперсный крест за труды по устройству приюта и школы с разрешением митрополита Исидора[2]. 18.08.1890 – за усердие к Храму Божиему ему было объявлено архипастырское благословение.

 

В небольшой и старой никольской церкви с. Никольщина о. Николай стал служить с 1891 г., т.е. когда ему было уже 51 год, будучи уже немолодым человеком. С самого начала было ясно, что приходу необходим новый храм, выстроить который было непросто. Старое здание было возведено в короткие сроки после пожара в нач. XIX в., причем было известно, что в этот приход в то время не находилось настоятеля.

Изыскивая средства на строительство, новый священник Полей практически не пользовался денежным налогом с прихожан. – Приход был небольшим, и, мало того, бедным. О. Николай сам и через помощников занимался сбором средств в уезде, С.-Петербурге и столичной епархии. Об этом свидетельствует книжная сноска: «Храм сооружался без всякой, со стороны прихожан, денежной помощи, а единственно на сбор, производившийся местным священником».

Большую помощь иконами храму в Полях оказал храм Успения на Сенной площади, где выходцы из Гдовского уезда составили мощное землячество рыночных торговцев. Оно существовало в Петербурге вплоть до 1917 г., и его помощью в преддверии революции пользовался даже революционный элемент уезда.

Для разработки проекта нового храма в пог. Поля о. Николай обратился к епархиальному архитектору Н.Н. Никонову (1849 – 1918), который много трудился в столице, а так же Гдовском и Ямбургском уездах. Его работа предусматривала частые разъезды. Он возводил здесь храмы в сс. Поля (1893 – 1898), Пенино (1893 – 1900), Ремда (1902 – 1918), Ветвенник (1903 – 1907), Котлы (1882, 1910) и на Св. Пещере в Доложске (1900 – 1908). Кр. того, Николай Никитович параллельно занимался реконструкцией старых храмов в тех же Полях и Доложске (1896 – 1899).

«Оригинальным» моментом биографии Н.Н. Никонова является то, что он, будучи рожден в крестьянской семье, самоучкой выбился в архитекторы, став ведущим специалистом в столице, заняв со временем на конкурсной основе престижное место епархиального архитектора.

Он был в России, пожалуй, одним из самых «продуктивных» мастеров архитектуры. Только в столице Российской Империи им было выстроено 14 храмов, и среди них храм во имя Св. Троицы, который по архитектурному богатству стоял близко к известному храму Воскресения Христова (храм Спаса на Крови).

 

 

Архитектор Н.Н. Никонов.

 

«Имеющий право производить постройки» (1885) епархиальный архитектор (1893), он был автором множества проектов церквей, часовен, гражданских сооружений в столице, губернии, в других местах России. Н.Н. Никонов работал в Москве, Полтаве, Ревеле, Териоках, Келломяках, Старой Ладоге, на Валааме, в монастыре на Новом Афоне. Самым известным его проектом явилось сооружение Иоанновского женского монастыря на Набережной р. Карповки, 45 – ул. Профессора Попова, 36 (1900 – 1903, 1907 – 1911)»[3].

В сетевых и проч. материалах об архитекторе нигде не отмечено, что он разработал проект храма в пог. Поля. О его авторстве сказано единственно в представленной здесь книге «Воспоминания о Никольщине», в сноске. То же самое относится к проекту храма на Св-Успенской Пещере в Доложске. – Небольшие чертежи его, один даже с автографом архитектора, обнаружила в С.-Петербургском архиве исследователь Н.Н. Наумова (Сланцы – С.-Петербург)[4].

Епархиальный архитектор традиционно приезжал в провинцию для осмотра места, предназначенного под строительство. Согласно смете заказчик предъявлял ему кирпич, цоколь, известь и лесоматериалы, которые заготовлялись для производства работ заблаговременно. Кирпич для массивного здания этой церкви должен был отвечать высоким требованиям. Это же касалось цоколя, который на Гдовщине делали из гранита. Церковные власти параллельно проверяли финансовые возможности храмоздателя, в данном случае – о. Николая (Кузнецова). – Надо отдать должное его умению организовать дело и обеспечить стабильное финансирование.

Новый величественный храм в Полях существенно отличался от существовавшего до него строения, которое по описанию не вмещало всех желающих. Он вознесся на берегу небольшой р. Сиженки, которая несла свои воды в р. Кушелку[5]. Устье реки располагалось в месте Краймостье. Не случайно сегодня в том месте есть даже ул. Береговая.

Вокруг храма располагался погост, а крыльцо было обращено на сельскую улицу, которая к западу вела в сторону р. Плюссы. Отсюда начиналась и восточная дорога в Самро и Новгород.

Многие улицы с. Никольщины, между тем, были ориентированы на храм, напр., улицы Советские, 1-я, 2-я и 3-я. Одна из улиц, которая даже в части своей уже не сохранила исторического названия, вела мимо фабрики к мосту через р. Плюссу, который находился тогда бл. Гавриловской мызы, старинного имения в устье р. Кушелки. Сегодня это территория г. Сланцы.

По окончании строительства и освящения храма, благодарные прихожане Полей в торжественной обстановке преподнесли о. Николаю наперсный крест.

 

Строительство отцом Николаем

Церковно-приходских школ

 

В 60-е – 70-е гг. XIX в. считалось, что крестьяне пог. Поля к грамоте не стремились. Выскатский волостной старшина Е.А. Андреев писал по этому поводу: «Грамотных (в приходе Поля – В.Б.) не более… 10 человек, и те едва умеют подписать свое имя. Школа открыта в 1860 г. в доме священника (Александра Редкинского – В.Б.). Ныне собирают средства на постройку для школы особого дома»[6].

В 1870-е гг. в целом по Гдовскому уезду на 100 мужчин было 19 грамотных, а на 100 женщин… одна – две. Учились в те годы: один мальчик из 4-х и одна девочка из 25-ти. Кое-где девочек в школах вообще не было; а кое-где не было самих школ.

В 1891 г. с приходом в с. Поля о. Николая дело образования много улучшилось. – Статистика по школьному обеспечению в Полях с того времени была удовлетворительна.

Семья священника Кузнецова – истинно была семья просветителей. В нашем крае батюшка на собственные средства выстроил 4 одноклассных по обычаю тех лет Церковно-приходских школы, которые находились в дд. Поля, Ковригины Поля (совр. Б. Поля), Гостицы и Тухтово. 2-х классную школу с расширенной программой обучения он выстроил прямо при церкви. В 1913 г., в год Юбилея царствования дома Романовых, о. Николай провел сбор денег на покупку школьного здания в д. Вязовое.

В никольской школе преподавала сначала дочь его Параскева, которая впоследствии вышла замуж за священника пог. Ивановские Ручьи о. Александра (Бебина) и, очевидно, продолжала учительствовать уже на новом месте.

По данным 1906 г.:

Церковно-приходская школа при церкви: 38 мальчиков, 26 девочек. Учительница – П.Н. Кузнецова, дочь священника.

2-я Церковно-приходская школа – д. Ковригины Поля (совр. д. Б. Поля; открыта в 1903 г.); 20 мальчиков, 20 девочек.

Школа грамоты – в д. Тухтово; 12 мальчиков, 12 девочек. Учительница – дочь Начальника Польскóго почтового отделения – Ольга Николаевна Кузьмина, окончившая курс в Доложском 2-х классном училище МНП.

2-я Школа грамоты – в д. Гостицы (вновь открыта в 1903 г.); 22 мальчика, 18 девочек. Учитель – крестьянин д. Б. Кондуши – Яков Стефанович Хозяинов, окончивший курс Скамейского 2-х классного училища.

Итого в приходе на означенный год обучалось единовременно 168 детей на 254 двора.

Дочь Мария после окончания Исидоровского училища, так же работала в Польскóй Николаевской школе и имела за беспорочный труд юбилейную награду – медаль в память 25-летия Церковно-приходской школы.

Сыновья о. Николая так же не были чужды просветительства. Старший, Николай, в монашестве – Алексий, учился в С.-Петербургских Духовной Семинарии и Академии. – Приняв в 1904 г. монашеский постриг, служил во многих епархиях, учебных заведениях и даже за границей. – Со временем он нашел приглянувшийся ему край и постоянное место епископа в далеком Сарапуле. Сегодня в интернете материалы о его жизни и деятельности найти несложно.

Младший сын, Иоанн, окончив столичную Семинарию, какое-то время трудился в должности надзирателя в Александро-Невском Духовном училище в С.-Петербурге.

 

Награды отца Николая

 

Уроженка нашего города, Наталья Николаевна Наумова (†), провела исторические изыскания в одном из архивов С.-Петербурга. Из них стало известно, что священник Полей был отмечен многими наградами церкви и государства [7]:

09.05.1898 – за труды в проповедовании слова Божия и построение храма в пог. Поля прихожанами преподнесен ему с разрешения Его Высокопреосвященства наперсный крест

18.09.1898 – о. Николай был награжден набедренником.

15.04.1902 – награжден скуфьею.

09.05.1903 – от крестьян Старопольского прихода с разрешением Его Высокопреосвященства о. Николаю был преподнесен наперсный крест.

03.02.1904 – о. Николай был награжден орденом Св. Анны 3 степени.

06.05.1904 – награжден камилавкою[8].

06.05.1905 – награжден с благословением грамотой Святейшего Синода.

31.08.1905 – о. Николаю объявлена благодарность за пожертвование в польскую церковь церковных вещей.

27.06.1906 – им получена благодарность Государыни Императрицы Александры Федоровны за поднесение в благословение наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу иконы Св. Власия.

01.08.1906 – о. Николаем получена благодарность за поднесение Её Императорскому Высочеству Государыне Императрице Александре Федоровне иконы Казанской Божией Матери.

13.09.1907 – получена высочайшая благодарность от Государя Императора за выражение во всеподаннейшем прошении любви и преданности Его Императорскому Величеству.

21.09.1907 – получена благодарность за ремонт церкви на собственные средства.

06.03.1909 – награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

10.03.1909 – получена благодарность за поднесение Государю Императору иконы Святителя и Чудотворца Николая.

29.11.1910 – получена благодарность от епархиального начальства за пожертвование построенного на свои средства дома для дьячка и церковной сторожки.

28.04.1911 – получена благодарность С.-Петербургского Епархиального Училищного Совета за энергичную и плодотворную деятельность на пользу церковных школ.

 

15.04.1911 г. о. Николай был избран избран Почетным Членом Братства Пресвятой Богородицы, а 22.02.1913 г. указом за № 1273 был утвержден в должности Духовника 2-го Гдовского благочинного округа. В клировых ведомостях Никольской церкви за 1916 г. он указан как протоиерей, 76 лет от рождения, – духовник 2-го благочинного округа.

Батюшка имел медали в Память царствования Императора Александра III и в память 25-летия Церковно-приходских школ.

Из клировых ведомостей, просмотренных Н.Н. Наумовой, так же известно, что в 1916 г. о. Николай пожертвовал в польскую церковь 2000 рублей личных средств.

 

Сын о. Николая – Николай Кузнецов

 

Представленная здесь книга, очевидно, была написана в соавторстве отцом и сыном Кузнецовыми, настоятелем Св.-Никольского храма в пог. Поля о. Николаем (Кузнецовым) и студентом С.-Петербургской Духовной Академии Николаем Кузнецовым. – Сын так же, как и отец, хорошо владел пером.

В 1902 г., напр., по окончании Духовной Академии в С.-Петербурге, ему за выпускное сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества» было присуждено звание кандидата богословия и именная премия профессора протоиерея П.Ф. Николаевского (105 руб.)[9].

Впоследствии это сочинение он переработал в одноименную магистерскую диссертацию, а в 1913 г. выходит уже его книга «Юродство и столпничество», которая была переиздана в Москве в 2000 г.[10]. В ней дается большой историко-богословский анализ заявленной темы.

 

В книге «Воспоминания о Никольщине» были представлены по сути 3 проповеди, которые произнесли на освящении храма отец и сын. – Это как бы подчеркивало особую связь поколений Кузнецовых-священников.

Проповеди рецензировались церковными иерархами и ученым богословом Я.И. Зарницким, который являлся преподавателем студента Н.Н. Кузнецова. Об этом свидетельствуют сноски в самой книге:

 

«Проповедь просмотрена была Преосвященным Никандром»,

«…проповедь, просмотренная Преосвященным Иоанном…»,

«Проповедь была просмотрена преподавателем гомилетики СПБ. Дух. Семинарии Я.И. Зарницким и Преосвященным Иоанном».

 

Студенты Духовных учебных заведений в то время часто выступали с проповедями в столице и епархии. В Доложском храме во имя Св. Успения, напр., в 1899 г. произнес проповедь соученик Н.Н. Кузнецова – П.Я. Яновский (1878 – 1904), сын доложского священника Я.Д. Яновского (1829 – 1908):

«Освящение храма в селе Долоцком, Гдовского уезда. …16 августа Божественную литургию совершил пом. благочинного 2-го Гдовского округа, священник А.И. Солнцев; на литургии, вместо запричастного стиха, студентом С.-Петербургской Духовной Академии, П.Я. Яновским было сказано слово»[11].

Авторы книги «Воспоминания о Никольщине» подчеркивают особо, что новый храм в пог. Поля был похож внешним видом на известный столичный храм Св. Троицы «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». Он располагался на углу ул. Николаевской (совр. ул. Марата) и ул. Стремянной, и строил его тоже архитектор Н.Н. Никонов.

Храм был украшен по фасаду глазурованным кирпичом и множеством керамических икон работы Полье, которые слепили глаз ненавистникам Православия. – Храм-памятник этот, который был выстроен в память об убийстве Императора Александра II, был снесен в 1966 г., а вместо него уже новые изуверы решили выстроить… баню.

Снос этого храма носил сакральный характер, поскольку архитекторы в СССР вслед за властью стремились всегда «вперёд», к неким вершинам функционализма. Впоследствии тут, в самом центре «обновленного» С.-Петербурга, снесли и эту злополучную баню, вызывавшую у населения множество нареканий. – На ее месте выстроили опять же – торгово-развлекательный центр из стекла и бетона. Неорусский стиль Никонова, сугубо отечественное явление, видимо, был чужд новой власти по определению.

Между тем, здесь же, на Стремянной ул., непосредственно при храме во имя Св. Троицы, до 1917 г. был выстроен Просветительский центр «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви», в котором Н.Н. Кузнецов был деятельным проповедником[12].

Силами активистов Общества в центре «…устраивались беседы и лекции о Православии в различных местах столицы – в учебных заведениях, в частных домах. Особое внимание уделялось рабочим окраинам – беседы проводились на фабриках и заводах, в ночлежных домах и в общежитиях для рабочих. Если в первые годы беседы и лекции носили нерегулярный характер, то постепенно они стали регулярными, и этой работой был охвачен весь Петербург. Проводились также беседы со старообрядцами и сектантами.

Постепенно набирая со временем силу и поддержку народа, Общество отрывало свои храмы, школы, благотворительные заведения и типографии. Издавало журналы «Известия Санкт-Петербургской епархии», «Церковный голос», «Воскресный благовест», «Отдых христианина», а также после кончины отца Иоанна Кронштадтского журнал «Кронштадтский пастырь», посвященный памяти дорогого батюшки. Был также при Обществе народный церковный хор под руководством известного регента и композитора Архангельского. Общество также создавало книжные склады для продажи по низкой цене книг религиозно-нравственного содержания и открыло пять бесплатных библиотек. Библиотекарями в них являлись члены этого Общества, в том числе и священники, которые сами выдавали книги. Одна из библиотек Общества находилась здесь, на Стремянной улице»[13].

Здесь же находилась редакция издания «С.-Петербургский Духовный вестник», в котором сотрудничал соученик Н.Н. Кузнецова по Духовной Семинарии и Духовной Академии – П.Я. Яновский, молодой архивист-историк, писавший об истории С.-Петербургской епархии и Гдовского уезда. Перечень его работ в этом издании ко дню окончания Академии составил внушительный список[14].

Однажды в газете появилось неподписанное сообщение, в котором отмечалась проповедническая деятельность Н.Н. Кузнецова среди рабочих фабрики барона Штиглица. – Он присутствовал на празднике открытия нового сезона в «Обществе трезвости», к которому рабочие основательно подготовились. – Не исключено, что именно Яновский дал эту заметку:

«10-го сентября, при многочисленном стечении народа, состоялось открытие бесед в столовой при Штиглицкой ниточной фабрике. Торжество началось молебном, отслуженном в 6 часов вечера о. инспектором семинарии иеромонахом Вениамином, обратившимся, по окончании его, с вступительною речью к слушателям. После речи о. инспектора штиглицкий смешанный хор певчих пропел «Благослови душе моя Господа», а студентом III курса Н. Кузнецовым была произнесена проповедь на тему: «Мысли христианина при наступлении осени», после чего о. инспектор отслужил панихиду по скончавшимся трезвенникам. Благодарственным молебном по случаю записи многих слушателей в общество трезвости закончилось торжество открытия бесед на Штиглицкой фабрике. В нынешнем году начало проповеднического дела на фабрике Штиглица было положено при более благоприятных, чем в прошлом году, условиях; так, помещение, благодаря стараниям рабочих, расширено для проповедей, и слушатели в будущем не потерпят cтеснения. При беседах решено пользоваться иногда световыми картинами»[15].


 

Статья П.Я. Яновского

и ответ на нее о. Николая

 

В 1900 г. в издании «С.-Петербургский Духовный вестник» появилась статья П.Я. Яновского, в которой он описывал религиозное явление, наблюдавшееся в Старопольском и Доложском приходах Гдовского уезда. – Истово верующие некоторых деревень стали устраивать в домах своих богословские собрания, на которых читались молитвы и пелись церковные гимны. Как выяснилось, – собрания эти посещал священник Польскóго пог. о. Николай (Кузнецов), к которому т.н. «богомолки», жительницы далеких от Полей мест, испытывали особую привязанность.

Священник Н.К. Кузнецов обладал, видимо, большим даром проповедничества, а потому его пастырское слово представляло для них великую ценность. Мало того, верующие этих приходов посещали пог. Поля, где присутствовали на службе в новом Св.-Никольском храме, слушали слово о. Николая и наслаждались личным общением с ним. Это не могло не вызвать нервной реакции местного причта в пог. Старополье и Доложске.

П.Я. Яновский, сын доложского батюшки, живо интересовавшийся жизнью родных приходов, дал в газете материал об этом явлении в том плане, как он его понимал. В одном из последующих номеров «С.-Петербургского Духовного вестника» ему оппонировал уже фигурант повествования, – о. Николай.

Отвечая на материал студента Яновского, деятельного сотрудника газеты, он писал о своем видении подвижничества, которое для дела веры было явлением положительным. – В этом оба автора были солидарны.

В полемической статье батюшки перед нами встает внутренний мир о. Николая, проблемы веры вообще и приходской жизни в частности. – Он пишет о прелести супрядок и нравственности религиозных собраний, упоминает северо-гдовские дд. Корино, Борки, Чудскую Гору, Волово и Заклепье. С любовью пишет он о людях, обратившихся к нему за духовным окормлением, отмечая особо, что народ наш богоносец всегда «ищет истины», а в это время кто-то доносит «о незаконных собраниях и о еретических чтениях в П[оль]ском приходе…».

Уважаемый священник принял таким образом деятельное участие в деле духовного наставлении первых насельниц Св.-Покровской Поречской женской общины, которая зарождалась в этих местах именно в это время.

Некоторые монахини, исполняющая дела настоятельницы Мария Кудрявцева, а так же храмоздатели общины, были родом из Старопольского прихода.

История общины, создание которой впоследствии благословил сам Иоанн Кронштадский, станет цепью взлетов и падений. – Весь ХХ век в России пройдет здесь под знаком трагедии Православия. Уже в 1919 г. община получит статус монастыря, но это станет началом ее конца.

 

Из Гдовского уезда

(корреспонденция)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...