Роль государства в поддержки инноваций на малых предприятиях: зарубежный опыт
Примером поддержки инновационной деятельности малых предприятий явлюются являются программы «Инновационные исследования в МП» (Small Business Innovation Research — SBIR) в США и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer — STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора малого предпринимательства (МП) по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерств обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.). Большое значение за рубежом отводится созданию национальной системы информационного обслуживания МСП. Например, известна американская сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действует несколько информационных систем. Опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП, достигнет 46 млрд. долл. Интересен опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank (Германского компенсационного банка) и других партнеров в университетах страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXIST для финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. Германским Институтом труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов. В 2001—2002 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких мини-предприятий, с которыми сотрудничали свыше 3000 учащихся.
Сфера рискового (венчурного) предпринимательства призвана обеспечить мощное развитие деловой активности в новых видах деятельности. Правительства многих стран через торгово-промышленные палаты и другие организации финансируют обучение и консультирование молодых предпринимателей. Например, в Германии ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации. В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов. Примечателен зарубежный опыт совершенствования законодательства и правоприменения — особенно в странах ЕС и конкретно в Великобритании. Сложная и обременительная система государственного регулирования экономической деятельности (административные барьеры) препятствует развитию МП. Поэтому тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов, наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности МП, позволяют интенсифицировать рождение новых предприятий и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития. По мнению ряда специалистов, для развития предпринимательства в России должен вызывать подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере государственной политики развития МП, в частности, в Венгрии и Польше. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. И можно полностью согласиться с выводом о том, что везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.
Анализ управленческой деятельности ООО «СиС Минус» Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
ООО «Сис Минус» создано 23 марта 2002 года, в г.Светлогорске, зарегистрировано по адресу: Калининградская область, г.Светлогорск, ул. Ленина 20, с присвоением номера государственной регистрации №.1023920502020. Полное официальное название Общества – общество с ограниченной ответственностью «СиС Минус». Вид деятельности предприятия - розничная торговля (магазин «Продукты») и оказание услуг общественного питания (кафе-бар «Для Друзей», летние кафе быстрого питания «Будвайзер» и «Лето»). В состав предприятия ООО «СиС Минус» входят: - Магазин розничной торговли «Продукты»; - Кафе - бар «Для Друзей»; - Уличные кафе «Будвайзер» и «Лето». В работе ООО «СиС Минус» можно выделить три стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), которые будут отличаться по видам предоставляемых товаров и услуг – таблица 1.
Таблица 1
Наименование СЗХ | ||||||||||||
Магазин | Бар | Летние кафе | ||||||||||
Вид товаров / услуг | Продовольственные товары | Услуги кафе | Услуги открытого кафе | |||||||||
Группы товаров | Фрукты, алкогольные напитки, мясо-копченая и молочная продукция, хлеб, консервация, мороженое, соки, прохладительные напитки, кондитерские излделия | Порционные блюда, европейская кухня | Пиво, закуски, блюда на гриле | |||||||||
Среднее пребывания клиента | 5 минут | 2 часа | 1 час | |||||||||
Средний чек | 80 рублей | 250 рублей | 120 рублей | |||||||||
Вклад в товарооборот | 40% летом, 60% - зимой | 30% летом, 40% - зимой | 30% летом, 0% - зимой |
Из таблицы можно сделать такие выводы:
- виды услуг предприятия заметно отличаются по зонам хозяйствования;
- все зоны хозяйствования имеют примерно одинаковую значимость исходя из вклада в товарооборот;
- политика управления предприятием должна иметь свою специфика по каждому СЗХ.
Стратегия ценообразования на ООО «СиС Минус» – комбинированная, включает учет издержек и спроса. Метод ценообразования по издержкам довольно широко распространен, поскольку он очень несложный. При нем определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются другие издержки и величина прибыли. Результатом этих вычислений и является цена. Учет спроса находит свое отражение в том, что цены различаются по сезонам, летом они на 20% выше из-за избыточного спроса.
|
|
Характеристика основных конкурентов предприятия приведена в таблице 2.
Таблица 2
Анализ основных конкурентов ООО «СиС Минус»
Наименование конкурента | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 | 3 |
Конкуренты магазина | ||
Другие схожие магазины в центре Светлогорска | Более низкие цены, охватывают свои территории | Нет охвата основных пешеходных потоков |
Торговые павильоны на вокзале | Имеют преимущества в охвате приезжающих на электричке | Неудобная торговая зона – нельзя ближе посмотреть на товар |
Конкуренты летних кафе | ||
«Смак» | Низкие цены, быстрота обслуживания | Качество блюд, ассортимент достаточно узкий |
«Блинная» | Низкие цены, большое количество мест | Не достаточно высокое качество блюд и обслуживания |
«Блинца-ца» | Низкие цены, быстрота обслуживания | Нет удобной зоны для еды – обслуживание только «на вынос» |
Конкуренты бара | ||
«У лукоморья» | Долгое время работы, достаточное количество постоянных клиентов | Не очень удобное расположение, не много посадочных мест, отсутствие живой музыки и места для танцев |
«Корвет» | Наличие большого количества дополнительных услуг – бильярд, дискотека, бар, летнее кафе; высокое качество блюд | Достаточно высокие цены |
«Маленькая Венеция» | Большой ассортимент блюд, хороший интерьер | Высокие цены |
Исходя из данных анализа основных конкурентов и с учетом ключевых факторов успеха в отраслях, можно сделать анализ сильных и слабых сторон предприятия – таблица 3.
Таблица 3
Сильные и слабые стороны ООО «СиС Минус»
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Магазин | Очень выгодное расположение – на пересечение основных пешеходных потоков, большой ассортимент товаров | Качество обслуживания |
Бар | Выгодное расположение, наличие большого количества постоянных клиентов, наличие дополнительных услуг – живая музыка, караоке | Отсутствие достаточного места для танцев, долгое обслуживание, сравнительно мало посадочных мест |
Летние кафе | Выгодное расположение, большое количество посадочных мест, отличный от конкурентов ассортимент | Достаточно долгое обслуживание |
Из таблицы 3 следует, что ООО «СиС Минус» обладает большим потенциалом в конкурентной борьбе, так как обладает основным КФУ – очень выгодным месторасположением. Но для стабильной работы необходимо обратить внимание на качество и особенно скорость обслуживания.
|
|
2.2 Анализ управления персоналом на предприятии
На предприятии между работниками и администрацией заключается коллективный договор, в котором определена кадровая политика, оплата труда, социальная защита и т.д.
Организационная структура предприятия предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы [29, c.63].
На рисунке 1 представлена структура управления. Данная структура является линейной.
Рисунок 1 - Структура управления ООО «СиС Минус»
Такая структура позволяет быстро решать возникающие проблемы, точнее доводить до подчиненных управленческие решения. К тому же с экономической точки зрения это менее затратная структура по сравнению с другими возможными. При этом данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, так как изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. Вышеназванные недостатки являются несущественными для предприятия со сравнительно небольшим персоналом, каким является ООО «СиС Минус».
Разделение обязанностей на предприятии можно охарактеризовать следующим образом. К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью. В подчинении директора находятся главный бухгалтер, коммерческий директор, менеджер и заведующие отделами.
Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
|
|
Коммерческий директор непосредственно подчиняется генеральному директору и выполняет все его распоряжения, касающиеся работы общества
Заведующие отделами (подразделениями) непосредственно подчиняются директору и коммерческому директору. Заведующий отдела осуществляет общее управление, руководит планово-экономической работой, подбирает кадры, организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, а так же руководят коммерческой деятельностью, вопросами организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Общая численность работников на 2008год составляет 23 человека.
При ведении кадровой политики ООО «СиС Минус» приоритеты отдаются интересам производства. Интересы работника почти не учитываются. Индивидуальный подход к работникам предприятия не является приоритетом кадровой политики.
Количественный и качественный состав персонала за 200-2007 годы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Персонал ООО «СиС Минус»
№ | Показатели | 2006 | 2007 |
1 | Среднегодовая численность | 21 | 23 |
2 | Руководители | 2 | 2 |
3 | Специалисты | 2 | 2 |
4 | Основной персонал | 16 | 17 |
5 | Рабочие | 2 | 2 |
Оценим сильные и слабые места кадровой политики предприятия – таблица 5.
Таблица 5
Сильные и слабые стороны кадровой политики ООО «СиС Минус»
Отрицательные черты | Положительные черты |
1.Не благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе; | 1. Продуманность в распределении функций; |
2. Бюрократизм; | 2. Дисциплина; |
3. Механическое, бездушное управление; | 3. Оперативность и своевременность принимаемых решений; |
4. Отсутствие творчества и энтузиазма в работе. | 4. Повышение производительности труда. |
Из таблицы 5 можно сделать вывод, что необходима небольшая коррекция кадровой политики в сторону создания благоприятного морального климата на предприятии, в результате чего можно ожидать повышения производительности труда.
Благоприятный моральный климат – это необходимое условие работы для предприятий услуг, так как это сказывается на качестве обслуживания клиентов, и, соответственно, уровне конкурентоспособности самого предприятия.
В период сезонной торговли (с мая по сентябрь) возникает вопрос о нехватке трудовых ресурсов и ООО «СиС Минус» применяет метод найма людей на период сезонных работ. Это и объясняет высокие проценты оборотов кадров по приему и выбытию. Анализ текучести показывает, что движение кадров остается стабильным. Анализируя данные показатели можно отметить, что с 2005 года наблюдается тенденция к увеличению численности работающих.
По сравнению с другими предприятиями торговли и общественного питания города Светлогорска, на ООО «СиС Минус» показатели текучести кадров ниже, так как по сравнению с другими предприятиями его работники получают регулярно не только заработную плату (с учетом премий), но и различные виды поощрений, например денежные подарки на праздники (Новый год, 8 марта, день рождения), что является очень важным мотивационным фактором.
Рассмотрим динамику роста прибыли предприятия в зависимости от заработной платы и производительности.
Рисунок 2 - Динамика изменения прибыли, заработной платы и производительности труда на предприятии ООО «СиС Минус»
Из данных диаграммы видно, что показатель прибыли растет быстрее, чем показатели заработной платы и производительности труда. Это свидетельствует о том, что, показатель прибыли растет быстрее, чем производительность труда. Возможно, это связано с увеличением торговых площадей. Есть необходимость увеличить производительность труда на ООО «СиС Минус».
Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. Стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (таблица 6).
Таблица 6
Расчет рентабельности трудовых ресурсов ООО «СиС Минус»
(тыс. руб.)
Показатель | 2006г | 2007г |
Балансовая прибыль | 1638 | 5664 |
Затраты на персонал | 893 | 998 |
Численность работников | 21 | 23 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % | 183,4 | 567,5 |
Прибыль на одного работника | 78 | 246,3 |
Данные таблицы 6 показывают, что в 2006г. по сравнению с 2005г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 3,2 раза; балансовая прибыль увеличилась в 3,5 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (11,8%), увеличение работников также было незначительным – 2 человека, то есть увеличение персонала составляет 9,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 3 раза.
Анализ системы мотивации на предприятии показал, что существует материальное и моральное стимулирование работников. К методам материального стимулирования относят премирование. Премирование за основные результаты хозяйственной деятельности осуществляется, исходя из конкретных задач, стоящих перед персоналом предприятия, по показателям и условиям, утвержденным специальным положением о премировании.
В положении указаны конкретные значения начисленных премий всем работникам предприятия, состав и назначение фондов экономического стимулирования. Размер премий доходит до 50% от зарплаты работника, когда как минимальная премия по результатам труда никогда не опускается ниже 20% отметки:
К методам экономического стимулирования относятся и другие формы материального стимулирования из соответствующего фонда:
1) единовременное поощрение особо отличившихся сотрудников;
2) вознаграждение по итогам года;
3) оказание единовременной материальной помощи.
Сумма единовременного поощрения особо отличившегося сотрудника составляет 20% от его заработной платы за полгода работы.
Также учитывается уровень отдельного работника. Каждому сотруднику предприятия согласно табелю выплачивается заработная плата за профессионализм, чёткое выполнение своих обязанностей и многие другие критерии, с помощью которых оценивается труд работников. Для решения этих задач руководители отделов используют анкеты и оценку персонала.
Центральный вопрос оценки — установление ее показателей, характеризующих как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности.
В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором — соответствие сотрудника профессиональным требованиям.
По результатам анализа управления персоналом на ООО «СиС Минус» можно охарактеризовать организационных профиль предприятия – таблица 7.
Таблица 7
Организационный профиль ООО «СиС Минус»
Фактор | Оценка |
Организационная структура | 4 |
Организационная культура | 4 |
Система управления | 3 |
Стиль управления | 3 |
Развитие команды | 4 |
Система мотивации | 3 |
Кадровая политика | 3 |
Коммуникации в компании | 3 |
Конфликты в компании | 4 |
Из таблицы 7 можно сделать вывод о таких основных проблемах в управлении персоналом предприятия:
- руководство достаточно часто избегает делегировать полномочия,
- достаточно низки стандарты качества,
- низкая степень контроля над деятельностью некоторых работников, имеющих материальную ответственность,
- слаба система стимулирования персонала.
- нормой для организации является отсутствие теплоты и поддержки среди рядового персонала.
|
|