Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль государства в поддержки инноваций на малых предприятиях: зарубежный опыт

 

Примером поддержки инновационной деятельности малых предприятий явлюются являются программы «Инновационные исследования в МП» (Small Business Innovation Research — SBIR) в США и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer — STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора малого предпринимательства (МП) по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерств обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.).

Большое значение за рубежом отводится созданию национальной системы информационного обслуживания МСП. Например, известна американская сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действует несколько информационных систем.

Опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП, достигнет 46 млрд. долл.

Интересен опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank (Германского компенсационного банка) и других партнеров в университетах страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXIST для финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. Германским Институтом труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов. В 2001—2002 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких мини-предприятий, с которыми сотрудничали свыше 3000 учащихся.

Сфера рискового (венчурного) предпринимательства призвана обеспечить мощное развитие деловой активности в новых видах деятельности.

Правительства многих стран через торгово-промышленные палаты и другие организации финансируют обучение и консультирование молодых предпринимателей. Например, в Германии ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации. В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов.

Примечателен зарубежный опыт совершенствования законодательства и правоприменения — особенно в странах ЕС и конкретно в Великобритании. Сложная и обременительная система государственного регулирования экономической деятельности (административные барьеры) препятствует развитию МП. Поэтому тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов, наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности МП, позволяют интенсифицировать рождение новых предприятий и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития.

По мнению ряда специалистов, для развития предпринимательства в России должен вызывать подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере государственной политики развития МП, в частности, в Венгрии и Польше. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. И можно полностью согласиться с выводом о том, что везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.


Анализ управленческой деятельности ООО «СиС Минус»

Организационно-экономическая характеристика объекта исследования

 

ООО «Сис Минус» создано 23 марта 2002 года, в г.Светлогорске, зарегистрировано по адресу: Калининградская область, г.Светлогорск, ул. Ленина 20, с присвоением номера государственной регистрации №.1023920502020. Полное официальное название Общества – общество с ограниченной ответственностью «СиС Минус».

Вид деятельности предприятия - розничная торговля (магазин «Продукты») и оказание услуг общественного питания (кафе-бар «Для Друзей», летние кафе быстрого питания «Будвайзер» и «Лето»).

В состав предприятия ООО «СиС Минус» входят:

- Магазин розничной торговли «Продукты»;

- Кафе - бар «Для Друзей»;

- Уличные кафе «Будвайзер» и «Лето».

В работе ООО «СиС Минус» можно выделить три стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), которые будут отличаться по видам предоставляемых товаров и услуг – таблица 1.

 

Таблица 1

 

Наименование СЗХ

Магазин Бар Летние кафе
Вид товаров / услуг Продовольственные товары Услуги кафе Услуги открытого кафе
Группы товаров Фрукты, алкогольные напитки, мясо-копченая и молочная продукция, хлеб, консервация, мороженое, соки, прохладительные напитки, кондитерские излделия Порционные блюда, европейская кухня Пиво, закуски, блюда на гриле
Среднее пребывания клиента 5 минут 2 часа 1 час
Средний чек 80 рублей 250 рублей 120 рублей
Вклад в товарооборот 40% летом, 60% - зимой 30% летом, 40% - зимой 30% летом, 0% - зимой

 

Из таблицы можно сделать такие выводы:

- виды услуг предприятия заметно отличаются по зонам хозяйствования;

- все зоны хозяйствования имеют примерно одинаковую значимость исходя из вклада в товарооборот;

- политика управления предприятием должна иметь свою специфика по каждому СЗХ.

Стратегия ценообразования на ООО «СиС Минус» – комбинированная, включает учет издержек и спроса. Метод ценообразования по издержкам довольно широко распространен, поскольку он очень несложный. При нем определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются другие издержки и величина прибыли. Результатом этих вычислений и является цена. Учет спроса находит свое отражение в том, что цены различаются по сезонам, летом они на 20% выше из-за избыточного спроса.

Характеристика основных конкурентов предприятия приведена в таблице 2.

 

Таблица 2

Анализ основных конкурентов ООО «СиС Минус»

Наименование конкурента Сильные стороны Слабые стороны
1 2 3

Конкуренты магазина

Другие схожие магазины в центре Светлогорска Более низкие цены, охватывают свои территории   Нет охвата основных пешеходных потоков
Торговые павильоны на вокзале Имеют преимущества в охвате приезжающих на электричке Неудобная торговая зона – нельзя ближе посмотреть на товар

Конкуренты летних кафе

«Смак» Низкие цены, быстрота обслуживания Качество блюд, ассортимент достаточно узкий
«Блинная» Низкие цены, большое количество мест Не достаточно высокое качество блюд и обслуживания
«Блинца-ца» Низкие цены, быстрота обслуживания Нет удобной зоны для еды – обслуживание только «на вынос»

Конкуренты бара

«У лукоморья» Долгое время работы, достаточное количество постоянных клиентов Не очень удобное расположение, не много посадочных мест, отсутствие живой музыки и места для танцев
«Корвет» Наличие большого количества дополнительных услуг – бильярд, дискотека, бар, летнее кафе; высокое качество блюд Достаточно высокие цены
«Маленькая Венеция» Большой ассортимент блюд, хороший интерьер Высокие цены

 

Исходя из данных анализа основных конкурентов и с учетом ключевых факторов успеха в отраслях, можно сделать анализ сильных и слабых сторон предприятия – таблица 3.

 

Таблица 3

Сильные и слабые стороны ООО «СиС Минус»

  Сильные стороны Слабые стороны
Магазин Очень выгодное расположение – на пересечение основных пешеходных потоков, большой ассортимент товаров Качество обслуживания
Бар Выгодное расположение, наличие большого количества постоянных клиентов, наличие дополнительных услуг – живая музыка, караоке Отсутствие достаточного места для танцев, долгое обслуживание, сравнительно мало посадочных мест
Летние кафе Выгодное расположение, большое количество посадочных мест, отличный от конкурентов ассортимент Достаточно долгое обслуживание

Из таблицы 3 следует, что ООО «СиС Минус» обладает большим потенциалом в конкурентной борьбе, так как обладает основным КФУ – очень выгодным месторасположением. Но для стабильной работы необходимо обратить внимание на качество и особенно скорость обслуживания.

 

2.2 Анализ управления персоналом на предприятии

 

На предприятии между работниками и администрацией заключается коллективный договор, в котором определена кадровая политика, оплата труда, социальная защита и т.д.

Организационная структура предприятия предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы [29, c.63].

На рисунке 1 представлена структура управления. Данная структура является линейной.


 

Рисунок 1 - Структура управления ООО «СиС Минус»

 

Такая структура позволяет быстро решать возникающие проблемы, точнее доводить до подчиненных управленческие решения. К тому же с экономической точки зрения это менее затратная структура по сравнению с другими возможными. При этом данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, так как изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. Вышеназванные недостатки являются несущественными для предприятия со сравнительно небольшим персоналом, каким является ООО «СиС Минус».

Разделение обязанностей на предприятии можно охарактеризовать следующим образом. К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью. В подчинении директора находятся главный бухгалтер, коммерческий директор, менеджер и заведующие отделами.

Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

Коммерческий директор непосредственно подчиняется генеральному директору и выполняет все его распоряжения, касающиеся работы общества

Заведующие отделами (подразделениями) непосредственно подчиняются директору и коммерческому директору. Заведующий отдела осуществляет общее управление, руководит планово-экономической работой, подбирает кадры, организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, а так же руководят коммерческой деятельностью, вопросами организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Общая численность работников на 2008год составляет 23 человека.

При ведении кадровой политики ООО «СиС Минус» приоритеты отдаются интересам производства. Интересы работника почти не учитываются. Индивидуальный подход к работникам предприятия не является приоритетом кадровой политики.

Количественный и качественный состав персонала за 200-2007 годы представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Персонал ООО «СиС Минус»

Показатели 2006 2007
1 Среднегодовая численность 21 23
2 Руководители 2 2
3 Специалисты 2 2
4 Основной персонал 16 17
5 Рабочие 2 2

Оценим сильные и слабые места кадровой политики предприятия – таблица 5.

 

Таблица 5

Сильные и слабые стороны кадровой политики ООО «СиС Минус»

Отрицательные черты Положительные черты
1.Не благоприятная морально-психологическая атмосфера в коллективе; 1. Продуманность в распределении функций;
2. Бюрократизм; 2. Дисциплина;
3. Механическое, бездушное управление; 3. Оперативность и своевременность принимаемых решений;
4. Отсутствие творчества и энтузиазма в работе. 4. Повышение производительности труда.

 

Из таблицы 5 можно сделать вывод, что необходима небольшая коррекция кадровой политики в сторону создания благоприятного морального климата на предприятии, в результате чего можно ожидать повышения производительности труда.

Благоприятный моральный климат – это необходимое условие работы для предприятий услуг, так как это сказывается на качестве обслуживания клиентов, и, соответственно, уровне конкурентоспособности самого предприятия.

В период сезонной торговли (с мая по сентябрь) возникает вопрос о нехватке трудовых ресурсов и ООО «СиС Минус» применяет метод найма людей на период сезонных работ. Это и объясняет высокие проценты оборотов кадров по приему и выбытию. Анализ текучести показывает, что движение кадров остается стабильным. Анализируя данные показатели можно отметить, что с 2005 года наблюдается тенденция к увеличению численности работающих.

По сравнению с другими предприятиями торговли и общественного питания города Светлогорска, на ООО «СиС Минус» показатели текучести кадров ниже, так как по сравнению с другими предприятиями его работники получают регулярно не только заработную плату (с учетом премий), но и различные виды поощрений, например денежные подарки на праздники (Новый год, 8 марта, день рождения), что является очень важным мотивационным фактором.

Рассмотрим динамику роста прибыли предприятия в зависимости от заработной платы и производительности.

 

Рисунок 2 - Динамика изменения прибыли, заработной платы и производительности труда на предприятии ООО «СиС Минус»

 

Из данных диаграммы видно, что показатель прибыли растет быстрее, чем показатели заработной платы и производительности труда. Это свидетельствует о том, что, показатель прибыли растет быстрее, чем производительность труда. Возможно, это связано с увеличением торговых площадей. Есть необходимость увеличить производительность труда на ООО «СиС Минус».

Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. Стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (таблица 6).

 

Таблица 6

Расчет рентабельности трудовых ресурсов ООО «СиС Минус»

(тыс. руб.)

Показатель 2006г 2007г
Балансовая прибыль 1638 5664
Затраты на персонал 893 998
Численность работников 21 23
Рентабельность расходов на оплату труда, % 183,4 567,5
Прибыль на одного работника 78 246,3

 

Данные таблицы 6 показывают, что в 2006г. по сравнению с 2005г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 3,2 раза; балансовая прибыль увеличилась в 3,5 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (11,8%), увеличение работников также было незначительным – 2 человека, то есть увеличение персонала составляет 9,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 3 раза.

Анализ системы мотивации на предприятии показал, что существует материальное и моральное стимулирование работников. К методам материального стимулирования относят премирование. Премирование за основные результаты хозяйственной деятельности осуществляется, исходя из конкретных задач, стоящих перед персоналом предприятия, по показателям и условиям, утвержденным специальным положением о премировании.

В положении указаны конкретные значения начисленных премий всем работникам предприятия, состав и назначение фондов экономического стимулирования. Размер премий доходит до 50% от зарплаты работника, когда как минимальная премия по результатам труда никогда не опускается ниже 20% отметки:

К методам экономического стимулирования относятся и другие формы материального стимулирования из соответствующего фонда:

1) единовременное поощрение особо отличившихся сотрудников;

2) вознаграждение по итогам года;

3) оказание единовременной материальной помощи.

Сумма единовременного поощрения особо отличившегося сотрудника составляет 20% от его заработной платы за полгода работы.

Также учитывается уровень отдельного работника. Каждому сотруднику предприятия согласно табелю выплачивается заработная плата за профессионализм, чёткое выполнение своих обязанностей и многие другие критерии, с помощью которых оценивается труд работников. Для решения этих задач руководители отделов используют анкеты и оценку персонала.

Центральный вопрос оценки — установление ее показате­лей, характеризующих как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и пове­дения для конкретного рабочего места или конкретной должности.

 В первом случае показатели оценки определяют принадлежность со­трудника к конкретной организационно-социальной системе; во вто­ром — соответствие сотрудника профессиональным требованиям.

По результатам анализа управления персоналом на ООО «СиС Минус» можно охарактеризовать организационных профиль предприятия – таблица 7.

 

Таблица 7

Организационный профиль ООО «СиС Минус»

Фактор Оценка
Организационная структура 4
Организационная культура 4
Система управления 3
Стиль управления 3
Развитие команды 4
Система мотивации 3
Кадровая политика 3
Коммуникации в компании 3
Конфликты в компании 4

 

Из таблицы 7 можно сделать вывод о таких основных проблемах в управлении персоналом предприятия:

- руководство достаточно часто избегает делегировать полномочия,

- достаточно низки стандарты качества,

- низкая степень контроля над деятельностью некоторых работников, имеющих материальную ответственность,

- слаба система стимулирования персонала.

- нормой для организации является отсутствие теплоты и поддержки среди рядового персонала.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...