Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы наблюдения первобытного племени

Становление этнологии как науки

История любой области научного знания свидетельствует, что возникновение соответствующего научного направления вы­звано прежде всего практическими потребностями людей. Это ут­верждение в полной мере применимо и к этнологической науке. На протяжении всей истории человечества (от первобытного общества и до наших дней) у людей существовала потребность в знаниях не толь­ко о своем народе, его культуре, традициях и обычаях, но и о различ­ных сторонах жизни других народов. Наличие разносторонних знаний о соседних и далеких народах позволяло легче ориентироваться в ок­ружающем мире, увереннее чувствовать себя в нем. По этой причине практически с самых ранних культурных эпох людьми накапливались этнографические знания о других народах. Такого рода сведения мы находим в мифах, сказках, легендах, графических изображениях и письменных памятниках древних народов.

Исторический калейдоскоп

Обычаи древних славян

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте.

Все эти племена имели свои обычаи и законы своих отцов и пре­дания и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, мате­рями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдли­вость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между се­лами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжига-ли, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же за­кона держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон 1.

1 См.: Повесть временных лет // Древнерусская литература. — М., 1993. — С. 20—22.

 

Вместе с тем уже в древнюю эпоху при встрече с представите­лями других народов у людей возникали вопросы о причинах раз­личий в человеческом поведении.

Уже в эпоху античности было собрано много разнообразных сведе­ний о близких и далеких народах и землях. Лучшим образцом можно считать описание Скифии, сделанное Геродотом на основе личных на­блюдений. В своих путевых заметках он повествует о богах, обычаях, обрядах и мифах скифов, выделяя при этом особенности черт характе­ра этого народа: суровость, неприступность, жестокость. Геродот объ­ясняет эти черты как особенностями окружающей среды, так и кочевым образом жизни скифов, благодаря которому никто не может их настичь, если только они сами не допустят этого.

Исторический калейдоскоп

Обычаи скифов

В Скифской земле произрастает конопля — растение, очень похо­жее на лен, но гораздо толще и крупнее. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежды... и кто никогда не видел конопляной ткани, примет ее за льняную.

Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия. Это парение служит им вместо бани, так как водой они вовсе не моются. Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смазывают намазанный слой, оно становится даже чистым и блестит.

Все договоры о дружбе, освященные клятвой, совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участ­ников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою до-лю добычи, а иначе — нет. Кожу с головы сдирают... Выделанной ко­жей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем1.

1 Геродот. История. — М., 1999. - С. 255, 257, 259.

Поэтому не случайно, что именно в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки систематизировать и клас­сифицировать многочисленные эмпирические материалы о народах на основе их культурно-хозяйственных, языковых, территориальных и дру­гих различий. Эти попытки и послужили прототипом первых этногра­фических описаний. Однако их характерной чертой был этноцентризм, т.е. классификация описываемых народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, при этом в качестве эталона классификации использовалась своя собственная культура.

В раннем средневековье ведущими центрами сбора и хранения знаний о других народах становятся Византия, Китай и Арабский Вос­ток, так как в результате демографических и культурных процессов интерес к знаниям о других народах в Западной Европе значительно упал. Тогда ведущим критерием любого человека или народа было его отно­шение к христианству. Люди делились на христиан и всех остальных. При этом только христиане обладали качествами достойных людей, не­зависимо от их этнической принадлежности.

Значительное повышение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе произошло в позднее средневековье, что было вызвано интересами католической церкви и началом колони­альной политики европейских государств. Благодаря крестовым по­ходам, деятельности миссионеров, путешественникам, купцам и осо­бенно великим географическим открытиям западноевропейцы смогли собрать обширные сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее и о народах Океании и Австралии.

Собранные сведения послужили основой для отдельных этногра­фических гипотез, с помощью которых предпринимались попытки дать объяснение происхождению народов, их различиям и т.д. Однако непосредственная предыстория этнологии как самостоятельной науки начинается с эпохи Просвещения (XVIII в.), когда в спорах с предста­вителями церкви энциклопедисты и просветители отстаивали истори­ческий подход к происхождению человечества и его культуре, доказы­вая свои выводы этнографическими материалами. В то время господ­ствующей была теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Считалось, что различия между наро­дами есть результат воздействия климата, почвы и рельефа места про­живания соответствующего народа. В зависимости от природных ус­ловий у народа складываются особые формы социальных отношений, традиций и обычаев, которые влияют на его жизнь и историю. В то же время различия в интеллекте объяснялись температурными условиями климата. Якобы умеренный климат Среднего Востока и Западной Ев­ропы больше способствует развитию интеллекта, а вместе с ним и ци­вилизованности, чем климат тропических областей планеты, где «жара душит человеческие усилия».

Одновременно с этими взглядами широкое распространение по­лучила также гипотеза о «благородном дикаре», который жил первона­чально по законам природы, но благодаря эволюции превратился в современного цивилизованного человека, живущего по законам об­щества. В конце XVIII в. возникли термины «этнология» и «этногра­фия», хотя таких самостоятельных наук в то время еще не было.

Возникновение этнологии как самостоятельной науки о народах от­носится историками к середине XIX в., когда в ряде стран Европы и Северной Америки разрозненные описания и сведения о народах сложились наконец в самостоятельную отрасль научных знаний, имевшую в разных странах различные наименования, цели и объекты исследования.

В силу политических процессов середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских государствах. Ее возникновение и интенсивное развитие поддерживалось глобальной колониальной экспансией евро­пейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, со­всем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных и зависимых народах. Именно тогда возникла необходи­мость научного объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической пси­хологии, выяснения причин их расовых различий, установления взаи­мосвязи этнических особенностей и общественного устройства, истори­ческой роли того или иного народа и т.д. Закономерно, что в ответ на эти вопросы и проблемы стали возникать отдельные теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно транс­формировались в единую науку о народах, получившую название «этно­логия». Социально-политическая актуальность новой науки в тех истори­ческих условиях обеспечила ей разностороннюю поддержку прави­тельств заинтересованных государств.

Само название новой науки «этнология» было образовано на осно­ве двух греческих слов: ethnos — народ и logos — наука, слово. В рус­ском переводе термину «этнология» наиболее точно соответствует «на­родоведение». В эпоху античности древние греки использовали поня­тие «этнос» для определения других народов (не греков), которые от­личались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.д.

Вплоть до XIX в. термин «этнология» не получил широкого распро­странения и лишь изредка употреблялся для описания различного рода этнографических процессов и явлений, не обозначая при этом особой науки. Впервые использовать этот термин в качестве наименования заро­ждающейся науки о народах и культурах было предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером, который в 1830 г. разработал общую классификацию антропологических (гуманитарных) наук, выделив сре­ди них отдельно этнологию. Это название довольно быстро получило широкое распространение в научных кругах крупнейших европейских стран, а с середины XIX в. вошло в лексикон русского языка.

Официальной датой рождения этнологии как самостоятельной нау­ки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же вызвало острую научно-теоретическую дискус­сию о предмете и месте данной науки среди других гуманитарных на­ук. В определенной степени эти споры продолжаются и сегодня. При этом одним из самых продолжительно и интенсивно обсуждаемых стал вопрос о содержании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. В результате многолетних споров и дискуссий сложилась довольно пестрая картина значений и интерпретаций само­го понятия этнология и предмета данной науки.

Первоначально этнология развивалась как наука об «отсталых», т.е. не создавших своей государственности или письменности наро­дах. В этом качестве она существовала вплоть до начала XX столетия, когда стали появляться представления об этносах как своеобразных общностях людей, жизнедеятельность которых не зависит от уровня их социально-экономического развития. В то же время ввиду раз­личных политических и экономических интересов ведущих индуст­риальных стран развитие этнологии в каждой из них имело свои особенности и направленность.

Развитие этнологии в Германии. Наиболее глубокие традиции нау­ки о народах сложились в Германии, где еще в 1789 г. сформирова­лось отдельное научное направление Volkerkunde, ставившее своей целью изучение и исследование внеевропейских народов и их куль­тур. Примерно с 30-х годов XIX в. все описания внеевропейских на­родов, сделанные немецкими путешественниками, учеными и мис­сионерами, стали объединяться одним термином «этнология». С это­го же времени понятия «Volkerkunde» и «этнология» начали рассмат­риваться в немецком языке как синонимы, они оба обозначали моно­графическую и сравнительную науку о человеческих культурах. Это синонимическое тождество понятий «этнология» и «Volkerkunde» со­храняется в немецкой науке и в настоящее время.

Вместе с тем в конце XIX в. в немецкоязычных странах Европы сформировалось еще одной направление, ориентированное первона­чально на изучение образа жизни и культуры немецкого крестьянст­ва. Данное направление получило название Volkskunde, смысл кото­рого в русском переводе наиболее точно выражается термином «на­родоведение». Со второй половины XX в. предметная область Volk­skunde существенно расширилась, и теперь она включает в себя так­же исследование вопросов фольклористики, повседневной культуры и межкультурной коммуникации.

Это разделение немецкой науки о народах на два независимых направления: этнологию и народоведение продолжает сохраняться и в современных условиях.

Этнология в Великобритании. Становление этнологии в англоя­зычных странах происходило несколько иным путем. Наука о наро­дах там развивалась как составная часть антропологии. Это было вполне естественно, поскольку антропология как наука о биологи­ческой природе человека уже с XVII в. в Великобритании имела давние традиции и была широко распространена. Бурное развитие антро­пологии происходило также в XVIII в. благодаря колонизации и, как следствие, возросшему вниманию к демографическим и расовым про­цессам. Под влиянием процесса колонизации в XIX в. в развитых европейских странах стали появляться антропологические общества, целью которых было изучение останков первобытных людей. Уже в середине этого столетия многочисленные исследования черепов и ске­летов неандертальцев поставили на повестку дня вопрос о реконструк­ции истории человечества и его культуры. Посему в составе антрополо­гии вскоре появилось новое научное направление, получившее название социальной антропологии (от греч. anthropos — человек и logos — наука, слово). В научный оборот это название ввел один из основателей английской этнологии — Джеймс Фрезер, который в 1906 г. обозна­чил этим термином свое направление этнологических исследований. Фрезер хотел подчеркнуть отличие своих исследований от направле­ния, которым занимался другой выдающийся английский этнолог — Эдвард Тайлор и которое уже тогда начинали называть социальной антропологией. Понятие «социальная антропология» довольно быст­ро получило широкое распространение и стало английским синони­мом слова «этнология». Это название сохраняется в английской нау­ке и в настоящее время.

Зарождение этнологии в США. Возникновение и развитие этно­логии в США происходило несколько позднее, чем в ведущих евро­пейских странах. Поскольку в США существовало этническое мно­гообразие и была остра проблема расовых отношений, американ­ская антропология изначально формировалась как наука, включав­шая в себя исследования в области физической антропологии, ра­совых и культурных различий. В силу данной предметной направ­ленности, заложенной еще основоположником американской этно­логии Генри Льюисом Морганом, этнология представляла собой со­ставную часть общей науки о человеке наряду с биологической ан­тропологией, доисторической археологией и историческим языко­знанием. Сферой ее интересов было исследование вопросов систем родства в примитивных культурах, классификация типов семейно-брачных отношений, периодизация человеческой истории. Однако в середине 50-х годов XX столетия усилиями Франца Боаса и его учеников научные ориентиры американской этнологии существен­но сужаются, и она обращается к изучению проблем культурных особенностей народов Американского континента. Это направление исследований было названо Боасом культурной антропологией. По­степенно понятие «культурная антропология» в американской науке стало объединять любые этнокультурные исследования, и тем самым этот термин стал американским синонимом понятия «этнология».

Этнология во Франции. Во Франции становление этнологии было тесно связано с активной колониальной политикой. При этом правя­щие круги страны постоянно нуждались в подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и. традиций зависимых и поко­ренных народов. Поскольку данная информация носила описательный характер, то наука о народах во Франции первоначально была названа этнографией (от греч. ethnos — народ и graphien — описание). Это назва­ние сохранялось во французской науке до конца XIX в., когда была осознана научная недостаточность одних этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обоб­щений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволило этнографии в начале XX в. трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время со­храняет это название.

Становление этнологии в России. Формирование отечественной этнологии происходило в первой половине XVIII в., когда в результате нескольких энографических экспедиций был собран и систематизиро­ван обширный материал о различных народах Российской империи. Связано это было не только с расширением государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим интересом к истории русского народа, особенностям его культуры и т.д. В ХIХ в. научный интерес к этническим проблемам России значительно усилился в свя­зи с общественно-политическим движением славянофилов. Исходя из представлений о мессианской роли России в мире, они считали своим гражданским долгом развивать национальное самосознание русского народа, способствовать сохранению его национальной самобытности, созданию своеобразной культуры.

Окончательно этнология в России сложилась в форме самостоя­тельного научного направления приблизительно в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX в. Первоначально науку о народах в России традиционно называли этнографией, поскольку она занима­лась преимущественно сбором и описанием данных о материальной и духовной культуре населявших ее народов.

Дело в том, что начиная с XVIII в. Российская Академия наук сна­ряжала исследовательские экспедиции для изучения окраинных терри­торий Российской империи. Для обработки разнообразных материалов этих экспедиций и дальнейшего изучения страны в 1846 г. было учре­ждено Русское географическое общество, в котором было предусмот­рено создание отделения этнографии. В программу Общества входи­ло всестороннее изучение России — ее географии, природных бо­гатств и проживающих народов. Государственные интересы требо­вали сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Это обстоя­тельство определило всю деятельность как самого Общества, так и его этнографического отделения. Таким образом, датой рождения отечест­венной этнологии с полным правом можно считать 1846 г.

Тогда же на одном из заседаний Общества председатель отделения этнографии академик КМ. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенно­сти». В своем докладе Бэр отметил, что главной задачей этих иссле­дований является изучение умственных способностей народов Рос­сийского государства, их образа жизни, нравов, религий, языков, ска­зок, песен и т.д.

Идеи Бэра получили поддержку и развитие среди российских ученых. Уже в ноябре 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой при­зывал «подмечать и описывать все собственно русское в своем складе и быте, в своих способностях, расположениях, потребностях и при­вычках, в своих нравах и понятиях».

Особое место в истории русской этнографии и антропологии за­нимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стре­мился доказать единство человеческого рода, физическую и психиче­скую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все имеющиеся различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование жизни папуасов Новой Гвинеи и народов Океании, их материальной и духовной куль­туры, психологии и социальных отношений позволило ученому ар­гументированно отрицать расистские теории. И хотя в трудах уче­ного не анализируются собственно теоретические вопросы этноло­гии, они тем не менее содержат богатые материалы для такого рода обобщений.

На рубеже XIX—XX вв. значительный вклад в развитие отечест­венной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказал мысль, что национальную психологию народа нужно исследовать через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются наиболее харак­терные субъективные чувства народа. В соответствии с таким под­ходом ключом к пониманию психологии народа являются его куль­тура, история, конкретная социальная практика, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации.

В советский период основной сферой этнологических исследо­ваний были межнациональные отношения. В 20—30-е годы этноло­ги должны были проводить в жизнь национальную политику Совет­ского государства. При этом все исследования сводились к коммен­тированию статистических данных о повседневном поведении людей. Так, например, дружба народов оценивалась по количеству представителей различных национальностей на крупных общесоюзных строй­ках или по количеству заключенных межнациональных браков. В це­лом исследование этнических проблем вплоть до 50-х годов носило политически заказной характер и не охватывало всех аспектов этниче­ских отношений. Вне поля зрения ученых того времени оставались такие кардинальные области этнологии, как этническая идентич­ность, этническое сознание, межэтнические отношения и т.д.

Действительно научный характер этнология начинает приобре­тать в 50-е годы, когда стали проводиться многообразные полевые ис­следования, значительно активизировалась теоретическая деятель­ность, стало уделяться внимание вопросам этногенеза народов мира, истории их формирования, изучению культуры и быта. С начала XX в. и вплоть до конца 80-х годов развитие отечественной этнологии бы­ло связано с научной деятельностью нескольких поколений исследо­вателей, среди которых следует назвать прежде всего В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, СП. Толстова, Б.А. Куфтина, СИ. Руденко, Н.Н. Чебоксарова, С.А. Токарева, В.И. Козлова, Ю.В. Бромлея и др. Результатом деятельности этой плеяды ученых стало создание теории хозяйственно-культурных типов и историко-географических облас­тей, проведение значительного числа разносторонних исследований в сфере региональной этнологии.

Наконец, на рубеже 70—80-х годов заметным явлением в отече­ственной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор с совершенно новых методологических оснований раскрыл механизм возникновения и развития этносов.

Этнология сегодня. Анализ современного состояния этнологиче­ской науки позволяет сделать вывод, что она стала значительно богаче и разнообразнее по сравнению с предыдущими этапами своего развития. Прямым свидетельством этого является тот факт, что в настоящее время в сферу ее профессиональных интересов входят не только «примитив­ные» народы или «традиционные» культуры, но и этнические процессы современных индустриальных обществ. В связи со значительным рас­ширением сферы исследований в последние несколько десятилетий сформировался ряд смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография, этнопедагогика и др. Такая дифференциация убеди­тельно доказывает, что в современных условиях этнология трансфор­мируется в качественно новую науку о народах, синтезирующую в себе разнообразные знания о человеке и его культуре.

Многочисленные исторические события XX столетия дают доста­точно оснований считать его веком национальных идеологий, нацио­нальных движений, веком национализма. Представители самых разных наук говорят о возрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе, поскольку ускорение темпов культурно-исторического развития практически всех народов мира способствует межэтническим контактам и взаимодействиям. В последние два деся­тилетия эти контакты стали еще более частыми и сложными, что обост­рило интерес людей к истории и культуре своего собственного народа, его нравственным идеалам, традициям, обрядам, фольклору. Такого ро­да этнический ренессанс — явление по своей сути сугубо положительное. Однако его следствием стало усиление этноцентризма, рост национа­лизма, всплеск межэтнической конфликтности. Трения и конфликты на этнической почве, в том числе с политическим оттенком, имеют место не только в странах и регионах с острыми социальными противоречия­ми (Африка, Югославия, Индия), но и в благополучных регионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валло­нами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде). Данные убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно важен в жизни многих государств.

Закономерно, что эти процессы требуют от этнологии своего объ­яснения, ответов на многие вопросы о причинах самых разнообразных этнических явлений. При этом актуальность современных исследований определяется не академическими интересами ученых, а требованиями самой жизни. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдер­жав возникли многочисленные региональные, национальные и эт­нические конфликты, каждый из которых потенциально может стать причиной крупномасштабной войны. Современная историческая обстановка требует от этнологии изучения не только традиционных, но и индустриально развитых обществ, которые в большинстве своем также являются полиэтническими, а значит, решение этнических проблем для них является залогом выживания.

Таким образом, все более очевидной становится прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня исследования и рекоменда­ции этнологов по самым разным вопросам общественной жизни ис­пользуются для решения политических, социальных, экономических и культурных проблем. Они также широко и успешно применяются в сфере массовых коммуникаций, международной торговле, дипломатии и т.д. Разносторонняя востребованность этнологических знаний, соот­ветственно, активизирует полевые, теоретические и методологические исследования в самой этнологической науке.

Предмет этнологии

Своеобразие и самостоятельность каждой науки определяется, как известно, ее предметом изучения и методами исследования. Однако сложность определения предмета той или иной науки заключается в том, что зачастую один и тот же объект или явление изучаются не од­ной, а несколькими науками. Каждая из этих наук выбирает свой осо­бый аспект, находит свои проблемы исследования, намечает конкрет­ные цели и задачи. В процессе определения предмета науки не только осуществляется поиск того, что должна изучать новая наука, но и раз­граничивается проблематика с уже существующими науками. Форми­рование предмета науки происходит довольно продолжительное время, поскольку здесь устанавливается направленность и содержание данной науки, ее методология и логика. По предмету науки дается, как прави­ло, и определение самой науки. Таких определений может быть много. Они зависят от меры понимания предмета науки, ее актуальности и позиции исследователя. Но все определения с различной степенью точности отражают объем и содержание науки, ее предмет.

Процесс становления этнологии в специфических условиях веду­щих европейских держав и США позволяет сделать вывод, что исто­рически первым объектом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европей­цев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, за­нимающуюся исследованием «диких» народов и их культур.

В переносном значении слово «дикий» употреблялось для обо­значения жителей Африки, Азии, Океании, Австралии, Америки. По убеждениям европейцев, населявшие их народы не имели ничего, что делало бы их действительно людьми: у них не было одежды, по­стоянного места проживания, органов власти, законов, религии и т.д. По рассказам первооткрывателей, коренные жители далеких конти­нентов находились на одной ступени развития с дикими зверями. На основании подобных сообщений при дворе испанского короля была образована в XVI в. комиссия, состоявшая из теологов, которая должна была выяснить, являются ли жители заморских владений Испании людьми или животными. Хотя комиссия после долгих спо­ров и пришла к выводу, что они тоже люди, но это уже не изменило отношения к ним как дикарям.

В сравнении с «дикими» народами европейцы начинают ощущать себя воспитанными и благонравными народами, которые обязаны принести блага цивилизации невоспитанным «дикарям». Отношение к ним европейцев становится все более неоднозначным. Во Франции, например, формируется представление о «добрых дикарях», которые живут в полном согласии с природой. В Англии возникло иное пред­ставление. Здесь почитались мужественные черты и военные добле­сти «дикарей», которые в своем большинстве идеализировались и рисо­вали обобщенный портрет «благородного дикаря».

Такой методологический подход в выборе предмета этнологиче­ской науки был обусловлен тем, что к концу XIX в. в результате процесса модернизации практически все европейские народы сумели соз­дать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходив­ший все созданные народами других континентов планеты. В резуль­тате стремительного технического развития и появившейся уверенно­сти в безграничности человеческого прогресса европейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Граница между «нами» и «другими» была проведена еще четче. Эти народы были для цивилизованных европейцев в некотором роде примитивными, «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Чтобы зафиксировать это различие в уровне развития между народами и их культурами, отсталые народы стали называться европейцами «примитивными» (от лат. primitivus — первый, самый ранний). В данном контексте термин «примитивный» стал символом грубости и несовершенства.

Такое определение получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалось в ту систе­му классификации этнических культур, которая основывалась на кри­терии достигнутого уровня технологического развития. Стремление европейских ученых реконструировать процесс этногенеза и неразви­тость материальной и духовной культуры примитивных народов сдела­ли их главным объектом этнологических исследований. Об этом убе­дительно свидетельствуют работы наиболее известных этнологов ХIХ в. — Г.Л. Моргана («Древнее общество») и Э. Тайлора («Перво­бытная культура»). Кроме того, ранние работы основоположников не­мецкой этнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвяще­ны описаниям не имевших прошлого «первобытных народов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы». К последней категории, естественно, относились народы Европы, которые творили свою историю путем интенсивного покорения природы, в то время как примитивные народы были беспомощны перед окружаю­щим их миром из-за собственной лености и инертности.

На рубеже XIX—XX вв. этнология становится университетской наукой, ее начинают преподавать как учебную дисциплину. Благода­ря этому обстоятельству в этнологическую науку пришло новое по­коление ученых-теоретиков, которое заменило поколение основопо­ложников-практиков. Вместе со сменой поколений исследователей в этнологии стали меняться и представления о предмете этой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные (культурные). Во­преки этим представлениям многие известные ученые стали придер­живаться убеждений, что так называемые примитивные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и также удалены от состояния первобытности, как и культурные. В определении их как примитивных верно лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окру­жающему миру.

В результате такого методологического подхода существенно рас­ширился и конкретизировался круг проблем, исследуемых этнологией. Сложилась группа проблем, которые традиционно изучались этноло­гией практически на протяжении всего XX столетия. К их числу мож­но отнести следующие:

• материальная культура народов;

• ритуалы, обычаи, верования различных народов;

• системы родства и семейно-брачных отношений;

• социальные и политические структуры жизнедеятельности на­родов;

• традиционные типы и формы поведения, присущие разным народам;

• системы воспитания, принятые у разных народов;

• сравнительные исследования культурных черт разных народов;

• психологические особенности различных народов;

• специфические особенности межэтнических и межкультурных контактов;

• этногенез и историческое прошлое отдельных народов и всего человечества в целом;

• демографические процессы, происходящие в этносах;

• сущность этничности и этнической принадлежности. Данное многообразие предметных областей этнологической науки служило основанием для постоянных дискуссий в понимании ее предме­та. В итоге многочисленных споров и предложенных точек зрения сло­жились разнообразные варианты понимания предмета этнологии. Со­гласно этим вариантам и точкам зрения, этнология — это:

1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к ис­следованию общих законов социального и культурного развития от­дельных народностей; народов и всего человечества в целом;

2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур, процессы их возникновения, взаимосвязи и преобразования;

3) составная часть социологии, объектом изучения которой яв­ляются различные вопросы жизнедеятельности примитивных и тра­диционных обществ;

4) наука р происхождении, культуры и ее, динамике как искусст­венного, внеприродного мира человека;

5) историческая наука, которая путем сравнительного анализа при­звана изучать и описывать культуры первобытных, традиционных и современных обществ.

Глубокие социально-политические изменения в мире в послед­ние два десятилетия вновь заставили ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочисленные диаспоры мигрантов и выну­жденных беженцев в индустриально развитых странах Европы и Се­верной Америки, образовавшиеся в результате различного рода кон­фликтов, существенно изменили и продолжают изменять этнический состав многих развитых государств, поскольку привели к образова­нию устойчивых групп этнических меньшинств среди коренного на­селения. С другой стороны, интеграционные процессы в странах За­падной Европы также породили целую группу проблем этнического характера. Из них наиболее актуальными сегодня являются:

• совмещение типов поведения разных народов;

• взаимодействие и сосуществование различных типов культур;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...